Генеральная прокуратура России намерена провести проверку в «Росжелдоре» законности выдачи сертификатов соответствия на пассажирские вагоны поезда «Невский экспресс».
Как сообщила «Интерфаксу» официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, данная проверка будет проведена в связи с информацией о том, что большая часть пассажиров, погибших при крушении «Невского экспресса», пострадала из-за того, что сиденья были сорваны с креплений.
Как пишет газета «Коммерсант», вчера, 3 декабря, стали известны результаты судебно-медицинской экспертизы тел погибших в результате теракта 27 ноября пассажиров «Невского экспресса». Эксперты полагают, что людей убил не взрыв, а оторвавшиеся от пола в результате схода состава с рельсов и разлетевшиеся по вагонам кресла, на которых они сидели. Поезд, как установили эксперты, был укомплектован комфортабельными, но непрочными алюминиевыми креслами немецкого производства. Аналогичные изделия российских производителей могли бы устоять, о чем свидетельствует предыдущая авария «Невского экспресса», в которой обошлось без жертв.
Как установила экспертиза, почти все пассажиры «Невского экспресса», получившие в результате теракта 27 ноября несовместимые с жизнью травмы, ехали в последнем вагоне поезда (нумерация шла с хвоста, поэтому вагон числился под № 1). Последний вагон располагался дальше всех остальных от эпицентра взрыва, происшедшего под локомотивом, и теоретически его пассажиры имели самые высокие шансы на выживание. Однако сразу после взрыва машинист, как того требует инструкция, применил экстренное торможение, в результате которого хвостовая часть состава, шедшего со скоростью 190 км/час, начала складываться.
При этом первые девять вагонов вообще не пострадали, устояв на полотне. Вагоны № 2, 3 и 4 завалились набок, прислонившись к откосу - сразу после взрыва, происшедшего на маленькой платформе Званка, железнодорожное полотно уходит в прорытую в холме выемку с высокими откосами. Последний же вагон № 1, оторвавшись от состава, поднялся над рельсами, снес три бетонные опоры электропередачи и, будучи в полете, ударился в тот же откос своей торцевой частью-тамбуром. Этот удар и привел к массовым жертвам среди пассажиров.
Версию о гибели пассажиров из-за оторвавшихся кресел косвенно подтвердил изданию заместитель начальника Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Александр Романов, объяснивший, что «причинами смерти пассажиров были механические травмы, полученные от ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твердыми предметами, а также трения о них».
«Коммерсант» выяснил, что все вагоны для «Невского экспресса» выпускаются ОАО «Тверской вагоностроительный завод». При этом пассажирские кресла завод только монтирует в вагоны, покупая их у сторонних производителей по своему усмотрению. Одним из производителей кресел является Долгопрудненское научно-производственное предприятие в Московской области.
«Наши кресла стояли на «Невском экспрессе», подорванном в августе 2007 года у станции Малая Вишера в Новгородской области, - объяснил изданию заместитель гендиректора предприятия Валерий Аверчук. - Все они устояли на своих местах, и пассажиры, как вы помните, остались живы. В поезде, попавшем в аварию 27 ноября, были установлены кресла немецкого производителя».