Слово «музей» у большинства из нас ассоциируется с пыльными полками и застекленными стеллажами. А на самом деле есть в Харькове музей и на колесах — это клуб «СамоходЪ», каждый экспонат которого уникален. Члены клуба по крупицам восстанавливают старинные авто, чтобы не пропала эта немаловажная часть нашей истории.
На сегодняшний день «СамоходЪ» насчитывает более ста машин и примерно столько же мотоциклов.
14 машин — результат сотрудничества клуба и 110-го авторемзавода МО Украины. Машины войны, машины Победы уцелели лишь чудом. Их никто не хранил, не берег, они до сих пор находились на балансе военных частей и подлежали утилизации. А сегодня выглядят точно так же, как и 60 лет назад. Особо редкое авто — jmc: лишь несколько таких грузовиков поступило в нашу армию по ленд-лизу, в основном они поставлялись для африканской кампании. Выпускалась машина в 43-44-м годах. Мощнейший трехосный грузовик с диковинным в те годы дизельным двигателем использовался в армии как артиллерийский тягач. «JMC» «Самохода» — настоящий участник войны, на нем до реставрации были следы пуль. Однако воевал он не в Красной Армии — машина была захвачена в Африке.
Еще один восстановленный раритет — «Катюша» на базе «ЗИС-151». Особая гордость — броневичок «БА-64» 1942 года выпуска, восстановленный «по крохам». Именно этому автомобилю доверили 9 Мая провезти Знамя Победы. В годы войны броневик зарекомендовал себя очень хорошо, хотя сейчас непонятно, как умудрялись в нем уместиться два человека. Внутри — жуткая теснота. Башня вращается за счет усилий плеч стрелка-пулеметчика. Сегодня таких машин осталось лишь две — в Москве и в Харькове. Но только наша — полностью «рабочая»: она бодро ездит, готова хоть сейчас в бой.
А еще на площади были «Виллис» и «ГАЗ-АА», «Эмка» («ГАЗ-М»), зенитка и «Олдсмобиль», «Москвич-кабриолет-401», мотоцикл «ИЖ-49», «Цендап» (1939 года, Германия) и многое другое. Все машины — на ходу. Александр Осетров говорит, что в последнее время все больше людей приходит в клуб, загораясь идеей сохранения и восстановления техники. Может, нам и не придется «кусать себе локти» в поисках утраченного, может, историю на колесах удастся сохранить?
Оригинал этого материала опубликован на сайте Вечерний Харьков.