В последнее время большую популярность приобретает формат самостоятельного путешествия, люди не хотят ограничивать себя конкретным отелем и городом, поэтому прибегают к автостопу. Конечно, многие по-прежнему считают это неразумным экстримом. Поделиться своими наблюдениями в Мурманск на фестиваль автостопщиков, который впервые был проведен в нашем городе, приезжал один из самых известных профессиональных путешественников России и автор путеводителей Валерий Шанин. Он изучил вдоль и поперек не только Россию, но и посетил 94 страны мира, побывал на всех континентах, кроме Антарктиды, совершил три кругосветных путешествия автостопом, практически без денег и без виз (!) и за ограниченное количество времени. В Мурманске он был впервые и с удовольствием ответил на вопросы «КП».
- Вы очень давно путешествуете. А с чего все началось?
- Первый автостоп был в 83-м году, мы с другом отдыхали в Крыму. Шли, помнится, по дороге, остановилась машина, водитель спросил: «Куда вам?». Мы сказали, что идем на Планерскую, а он в ответ, что мы ошиблись, пошли не на ту развилку, предложил отвезти нас и на прощание сказал, что в три часа ночи здесь пойдут грузовики. Мы там переночевали, с утра решили попробовать дальше так поехать. И понеслось. Поехали на Кавказ, потом в Брест. И с тех самых пор я не могу остановиться.
- Что у вас в рюкзаке, и без чего вы бы никогда из дома не вышли?
- Чем больше путешествуешь, тем легче становится багаж. Сейчас у меня рюкзак на 40 литров для кругосветного путешествия. Там коврик, маленький, комфорта никакого, но дает возможность выжить. Далее – спальник, купил в Китае за 20 долларов три года назад, и с тех пор ничего лучше найти не могу, еще небольшой набор одежды, ноутбук, видеокамера и фотоаппарат.
- Как вообще вы действуете: выходите на улицу и ловите первую попавшуюся машину или подбираете ее интуитивно? И как обойти тему платы за дорогу.
- Есть принцип у автостопщика: своя машина мимо не пройдет. Главное - не надо суетиться. Ты всегда находишься там, где должен быть. Да, нельзя остановить любую машину, которая понравилась, но зато я решаю - ехать мне на этой или нет. Такого места, с которого невозможно было бы уехать, я еще не нашел. Самое главное - это настрой. А если ты думаешь, ну помашу я, пока есть полчаса до автобуса, то, конечно, через полчаса ты сядешь в автобус. В соревнованиях по автостопу, где у всех одинаковые условия, ни разу новички не побеждали. Это связано с внутренней неуверенностью: новичок не знает, подвезут его или нет. А старичок уверен в этом! Понятно, что если я выйду в центр Мурманска, вытяну руки, остановлю машину и скажу, что мне надо в Москву, никто меня до нее не доставит. В лучшем случае скажут, что до Петрозаводска. Но я скажу так: «Ну, сколько по пути» - и поеду до Карелии. Какие тут деньги? Человек понимает, что он не может меня подвезти, куда мне надо. В этом разница между такси и автостопом.
- Ну сели, а как найти общий язык с попутчиком?
- Я профессиональный психолог, а в психологии есть такое правило: для установления контакта важны первые четыре минуты. Когда я начинал ездить автостопом, считал, что раз меня подвозят, то должен всех водителей развлекать, и рассказывал байки. Потом я стал выводить людей на то, чтобы они мне что-то рассказывали. Я даже книгу об этом написал. Сейчас я нашел оптимальное решение: первые 4 минуты я рассказываю о себе и смотрю, что интересно человеку - послушать меня или самому что-то рассказать. Иногда попадаются люди, которые не хотят ни того, ни другого. Тогда у меня появляется редкая возможность поглядеть в окно. Недостаток автостопа в том, что много общаешься и некогда даже посмотреть, где ты едешь.
- Как вам удалось совершить кругосветное путешествие за 300 долларов?
- Самое главное – это упорство, я хотел доказать себе, что это возможно. В дороге я был три года, 20 долларов осталось. Сотни раз казалось, что дальше пути нет. Но когда ты реально понимаешь, что у тебя обратной дороги нет, то даже самые непреодолимые препятствия становятся преодолимыми. Деньги нужны, чтоб максимально далеко оторваться от дома. Выходить совсем без денег психологически тяжело. В кругосветке была ситуация, когда деньги я три месяца в руках не держал и понял, что и это не самое страшное.
- А в чем разница между автостопом и туризмом?
- Автостоп дает ощущение свободы, осознание того, что ты не будешь потерянным, в отличие от обычного туриста, который пришел на вокзал, узнал, что автобуса сегодня не будет и завтра тоже, и думает, что же ему теперь делать, гостиницы нет или есть, но дорогие. Он привык на «все включено», ты - на «все выключено».
- А дома вы как часто бываете?
- 12 лет путешествий. 50 % времени провожу в дороге, и столько же дома. Вне дома я ношусь, непрерывно что-то снимая на камеру или фотографируя, записывая какие-то заметки. Дома я отсиживаюсь. Я две-три недели просто из квартиры не выхожу, даже не возникает желания куда-то тащиться. Сидишь у компьютера, что-то обрабатываешь...
Правильно говорят, нет большего домоседа, чем бывший бродяга. Потом, правда, надоедает, начинаешь поглядывать на карту мира... И при всем этом я семейный человек: жена, двое детей. Для Мурманска я вообще не уникальный человек, у вас полгорода моряков, военных – они-то по 6-10 месяцев дома не ночуют. Вообще обычный нормальный домосед, который ни в одной стране не был, он 5 дней в неделю 9 часов на работе, 2 часа до дома добирается. И сколько времени у него на семью остается? Максимум - на выходных дома побудет. А я два месяца путешествую и два месяца круглосуточно дома. Поэтому если собрать и поделить, то я дома бываю побольше некоторых…
- Вы полиглот?
- Английским я владею свободно, в испанском пришлось насобачиться, поскольку четыре раза был в Центральной Америке. В принципе с любым человеком можно договориться, если речь идет о простых вещах. Я сделал вывод, что у всех есть проблемы. Одинаковые. Поэтому всегда можно найти общий язык, я же не с инопланетянами общаюсь. По выражению лица всегда понятно, позитивно ли ко мне человек относится. И, поверьте, добрых людей больше, чем злых!
- Вы предпочитаете путешествовать в одиночку. Хватает ли вам человеческого общения?
- Всегда набиваются попутчики, другое дело, что я до такой степени матерый уже путешественник, что нормальный человек со мной максимум 3 недели может выдержать. У меня принцип: каждая ночь на новом месте, и приветствуется разнообразие: один день на море, второй – в горах, третий – в лесу, четвертый – на руинах, пятый – с людьми в деревне. Человек, который привык один раз в год отдыхать в одном месте, конечно, не выдержит, в чем я много раз убеждался. Оперативная память его лопается. Поэтому сейчас я все путешествия делю на этапы по три недели и предлагаю своим ученикам выбрать что-то одно, знаю, что на большее их не хватит. В кругосветке было 12 этапов по 3 недели, со мной отправились еще 2 человека: девушка и парень. Девушка со мной проехала половину, а парень 9 месяцев продержался. Потом мы с ним в Непал завернули, потом на 2 месяца в Центральную Америку, и там уже он остановился и помахал мне ручкой. Чтобы стать автостопщиком, нужна тренировка и определенное свойство характера. Каждый человек имеет право путешествовать, но не надо всем на Эверест. Об этом я пишу, рассказываю в своих книгах. Считаю, что каждый может попробовать, но никто не обязан. В 2009 году я объявил акцию «Мир без виз» и поехал по всему миру с российским паспортом по безвизовым странам. Проехал через Европу, Африку, Азию, Океанию, Америку и вернулся через 9 месяцев, 38 стран посетил. Ни разу в иностранное посольство и консульство не заходил. Однажды меня задержали за нелегальный переход немецко-французской границы. Если помните, в 93-м году шенгенские соглашения были уже подписаны. Но они вступили в действие только в 96-м году. Для меня уже шенген «работает», для них – нет. И я по Европе ездил, не глядя на границы совершенно свободно. А во Франции меня задержали и отвели в полицейский участок, где сразу сделали запрос в Интерпол. Нет меня в их списках, тьфу-тьфу.
- А вам самому приходилось подвозить автостопщиков?
- Я не водитель, порой мне приходится брать в аренду авто, но я чувствую дискомфорт, понимая, что не я на машине еду, а машина на мне. А так вышел и забыл о ней. Все виды транспорта мне нравятся, я даже на бензовозе ехал. Не могу себе представить только что-то одно, велосипед, или яхту. Одно скажу, мне до пенсии далеко, да и на пенсии пузом кверху лежать не смогу. Мир огромен, есть куда развернуться. Единственное, что могу посоветовать тем, кто отправляется вокруг света - сделать прививку от желтой лихорадки и еще нужна страховка. Тогда она точно не пригодится.
Оригинал материала опубликован в газете «Комсомольская правда».