Какие меры принимаются департаментом, чтобы искоренить поборы с предпринимателей, коррупцию в собственных рядах? Изменятся ли таможенные ставки на ввозимые в Казахстан автомобили? На эти и другие вопросы, поступившие в редакцию от читателей «Каравана», ответил начальник департамента таможенного контроля по городу Алматы Бауржан ЕРНАЗАРОВ.
Автомобильные тонкости
Альбек Кусаинов: Поясните ситуацию с растаможкой машин. Слухи ходят разные, а кто-то на них даже наживается. Какая сейчас ситуация?
– Ставки ввозной пошлины на легковые автомобили при таможенном оформлении в 2012 году не меняются. Размер ввозной пошлины определяется от объема двигателя, года выпуска.
К автомашинам, ввозимым из третьих стран, не входящих в Таможенный союз, при таможенном декларировании применяются ставки импортной пошлины, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза № 130 от 27.11.2009 года. Также взимаются сборы за таможенное оформление импортных грузов (60 евро за основной и по 25 евро за каждый дополнительный лист декларации), НДС (ставка – 12 процентов) и акцизы (по подакцизным транспортным средствам – 100 тенге с куб. см объема двигателя). При этом платежом с высокой составляющей долей от общей суммы уплаты является сумма импортной пошлины, ставки которой варьируются от 30 процентов, но не менее 1,2 евро за 1 куб. см объема двигателя и до 5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. При этом чем старше год выпуска автомобиля, тем выше ставка пошлины.
Таким образом, ограничивается ввоз старой техники в пользу обновления автомобильного парка страны.
Кроме того, существуют и другие расходы, связанные с декларированием товаров, такие как формирование бумажного и электронного формата декларации, расходы, связанные с хранением автомобиля на складах временного хранения, с получением сертификата соответствия, и т.д. Все эти платежи являются составляющими и определяют высокий размер платежей при таможенном декларировании автомобиля, хотя взимаются не таможней.
Автомобили могут быть ввезены в соответствии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза. В приложении 5 данного соглашения указаны ставки таможенных пошлин, налогов, где суммы платежей могут меняться в зависимости от года выпуска, объема двигателя и стоимости автомобиля.
Мурат Жаркынбай: Если я куплю новую машину «Тойота Камри», выпущенную в России, сколько я должен заплатить за растаможку? А если выпущенный в Беларуси новый «Гольф» куплю и приеду в Алматы, я должен что-то платить? Или бэушную иномарку в Беларуси или России (3–4 года) – какова будет цена вопроса?
– Если автомобиль произведен в России или в Беларуси, таможенные пошлины не применяются. Если бывшая в употреблении иномарка куплена в России или Беларуси и данный автомобиль выпущен в свободное обращение в указанных странах, пошлины также не применяются вне зависимости от года выпуска. Единственное требование: автомобиль должен быть выпущен в свободное обращение в одной из стран – членов Таможенного союза.
Вопросы уплаты косвенных налогов (НДС и акцизы) и их контроля перешли в ведение налоговых органов Казахстана. При покупке и ввозе из России или Беларуси любого товара, в том числе и автомобиля, подлежат уплате НДС и акциз (по подакцизным товарам) в Казахстане. Оплата производится в налоговые органы по месту регистрации налогоплательщика.
Оригинал материала опубликован на сайте газеты «Караван».