Новый губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко практически полностью обновил команду Валентины Матвиенко в Смольном. Кадровые изменения коснулись почти всех ключевых постов. На место куратора городской культуры вместо Аллы Маниловой назначен Василий Кичеджи, начальника аппарата Михаила Осеевского сменил Игорь Дивинский, экономику и ЖКХ (вместо Алексея Сергеева) отдали Сергею Вязалову и Сергею Козыреву, а социалку (социальный вице-губернатор Валентины Матвиенко Людмила Косткина избралась депутатом в региональный парламент) – экс-банкир Ольга Казанская. 19 января подал в отставку и строительный вице-губернатор Роман Филимонов.
Шаг вполне логичный. Многие подчиненные Валентины Матвиенко вызывают, мягко скажем, аллергическую реакцию у петербуржцев, которые еще долго не забудут, как разрушала город экс-градоначальница и какой материнский капитал она сколотила для своего отпрыска Сергея Матвиенко. Так что раздражение горожан при упоминании команды «молодых профессионалов Валентины Матвиенко» понятно и требовалось его слегка снять.
Молчаливо отсиделся
Один из немногих пока еще сохранивших свое место, - вице-губернатор, курировавший бизнес-амбиции Валентины Матвиенко и ее сына Сергея, Юрий Молчанов. Ему на откуп бывшая губернаторша отдала контроль над крупными одиозными инвестиционными проектами и созданный специально для них комитет инвестиционных стратегических проектов, а также городскую транспортную, гостиничную, туристическую инфраструктуру (комитет по транспортно-транзитной политике, комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, комитет по транспорту).
Впрочем, и ему скоро найдут замену. Причины, по которым все еще держат в статусе вице-губернатора столь непопулярного чиновника, остаются загадкой, частичная разгадка которой заключается в том, что Молчанова считают близким человеком к пулу олигархов, приближенных к Кремлю. С другой стороны, все действительно близкие олигархам люди, так или иначе получают посты в Москве, и после президентских выборов статус Юрия Молчанова, скорее всего, изменится на федеральный.
Проекты и прожекты, личная шерсть и государственная
Имя вице-губернатора последние годы все чаще упоминается в связи со скандалами, а уж последнее время – когда оставшиеся матвиенковские вице-губернаторы сидят тихо и стараются не высовывать уши, Молчанов успел отличиться по полной программе, ведь его работа по большей части свелась к переливанию пустого в порожнее.
В этом смысле весьма показательна история с курируемым Молчановым комитетом инвестиционных стратегических проектов (КИСП). Новый губернатор решил заморозить ряд крупных матвиенковских начинаний ради экономии бюджетных средств и более-менее приличного финансирования социальной сферы. Первым делом речь зашла об Орловском тоннеле, стоимость которого перевалила за сто миллиардов рублей, а также создании Ново-Адмиралтейского моста, легкорельсового трамвая, стадиона для «Зенита», реновации «хрущевок».
Все эти амбициозные проекты Валентины Матвиенко курирует Юрий Молчанов, их непомерная стоимость постоянно оправдывалась властями города. Георгий Полтавченко решил не устраивать пира во время чумы, и вердикт его был таков: всем этим излишествам придется подождать лучших времен. Тем самым он автоматически нивелировал часть доходов, курируемых Юрием Молчановым. Ситуация дошла до того, что Смольный якобы запланировал ликвидировать КИСП. Другими словами, полномочия Молчанова и его влияние резко сократились бы. Впрочем, чтобы не обострять ситуацию в нелегкое выборное время и совсем уж не бить по репутации бывшей градоначальницы, этот комитет временно сохранили. Правда, чем он занимается теперь, непонятно. Как и то, чем теперь в сфере крупных инвестпроектов занимается Юрий Молчанов?
Диверсант экс-губернатора?
Ну да ладно об амбициях. Но ведь создается впечатление, будто старая команда Смольного делает все, чтобы дискредитировать новое руководство города. Буквально несколько дней назад петербургский депутат-градозащитник Алексей Ковалев потребовал изъять у инвестора дом по набережной Фонтанки, 145б, который начали сносить без соответствующих разрешительных документов. Депутат посчитал, что инвестору дом достался слишком дешево – всего за 22 млн рублей, а после реконструкции и превращения в отель он будет стоить 425 млн рублей. А все почему? Потому что реализующая проект компания ЗАО «Капитальный фонд консалт» «аффилирована с вице-губернатором Юрием Молчановым», говорит парламентарий. В итоге снос дома был приостановлен, и выгодная сделка пролетела буквально под носом вице-губернатора, привыкшего к вседозволенности и всеразрушительности.
Кроме того, на откуп Молчанову отдан весь транспортный комплекс города. В итоге с рынка маршрутных перевозок молчановские чиновники пытаются выжить компанию «Питеравто». В частности, молчановские чиновники распространили информацию о тои, что «Питеравто» якобы выполнила всего лишь 75% от необходимого объема перевозок 1 и 2 января Нового года и вообще якобы выявили нарушения в работе компании. Компания предоставила совсем иные сведения, а ее гендиректор назвал информацию комитета носящей «провокационный и необъективный характер». Очевидно, что на рынке маршрутных перевозок, лидером которой и является «Питеравто», молчановские «бизнесмены от госслужбы» пытаются произвести передел.
Другой скандал связан с ежегодным повышением тарифов на проезд. Непопулярная мера всегда вызывает раздражение у горожан, но молчановский комитет по транспорту в тайне от всех на нее пошел и подписал распоряжение о повышении тарифов на 10-15%. В итоге сам губернатор вынужден был разруливать ситуацию. Как написал в твиттере руководитель пресс-службы администрации Смольного Андрей Кибитов, «губернатор СПб подписал постановление об отмене распоряжения комитета по транспорту».
Наконец, дошло до курьезного. На недавно помпезно запущенной станции метро «Адмиралтейская» начали ломаться эскалаторы. Первый сломался аж в день ее открытия – 28 декабря. В итоге Юрий Молчанов был вынужден признать, что неисправности есть. Отличный подарок петербуржцам на Новый год, учитывая, сколько неудобств им пришлось вынести, когда буквально недавно эскалаторы совсем новой станции метро «Спасская» месяцами стояли на ремонте.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Хочется задать риторический, но как никогда уместный вопрос: «Доколе?» Что еще должен сделать Молчанов, чтобы наконец-то освободить свое кресло? Несомненно, молодых и эффективных, честных и неоскандалившихся топ-менеджеров на его место найдется немало. Осталось только скинуть бесполезную старую глыбу с обновленной горы. Чтобы она укатилась уже, наконец, в сторону Москвы, а экономика Петербурга задышала полной грудью. И избавилась от всепроникающего паразита, обложившего данью все самые важные отрасли.
Марина Мокина