Все мы знаем, что мир познается в игре. Благо сегодня в магазине можно купить любую игрушку. Но порой в таком изобилии родители теряются, не зная, какая игрушка лучше, какая полезнее и как в нее играть. А главное, когда вообще надо начинать покупать игрушки.
Первое знакомство
Первые полгода, а то и больше игровая деятельность ребенка проходит исключительно через исследование окружающих его предметов.
«Ребенку надо посмотреть, потрогать, попробовать на зуб, погреметь и постучать, - рассказывает педагог Юлия Яруткина. - Он знакомится с миром через тактильные ощущения, перемещения в пространстве, звук, цвет, запах и т.д.».
При этом до трех-четырех месяцев малыш лишь пассивный наблюдатель, а после начинает активно исследовать окружающий мир. Это не означает, что до этого периода игрушки в доме не нужны. Уже после полутора-двух месяцев можно прикрепить над кроваткой карусельку с подвешенными на ней игрушками или детский музыкальный мобиль. Музыка будет благотворно действовать на малыша, а игрушки, крутящиеся над головой, привлекать внимание.
«Малыш слушает музыку, наблюдает за движущимися игрушками, изучает их форму и цвет, поворачивает голову вслед за понравившейся игрушкой, тянется к ней, чтобы схватить, - говорит педагог. - Все эти действия способствуют развитию его слуха, зрения, мышц шеи и координации движений».
Главное, при выборе обращать внимание на цвета. Игрушки должны быть ярких желтых, красных, синих, зеленых цветов. Лучше если они будут мягкие, из ткани. Когда кроха их достанет, ему будет приятно трогать их на ощупь.
«Можно подвесить над кроваткой или на ее бортики погремушки с кольцами», - добавляет Юлия Яруткина.
После трех месяцев покупайте ребенку погремушку. Она должна быть гладкой, без углов, с маленькими отверстиями, в которые малыш может засунуть пальчик.
Игрушки должны соответствовать размерам детской ладошки или иметь кольцо для держания. Погремушка также знакомит младенца с формой, цветом, звуком, тренирует общую координацию и отдельные движения рук. Еще в этот период у малыша начинают резаться зубки. Он все тянет в рот, и ему пора приобретать прорезыватели. Они послужат и яркой развивающей игрушкой, и десна успокоят.
Одновременно с громкими погремушками можно купить колокольчики с тихим мелодичным и чистым звуком для развития музыкального слуха.
Осознанное изучение
Когда малыш уже уверенно держит голову, лежит на животике, переворачивается, можно купить развивающий коврик, он прослужит до тех пор, пока ребенок не научится вставать.
«Коврик - уникальное многофункциональное современное изобретение, - рассказывает педагог. - Он сделан из материалов разных текстур, с множеством сменных игрушек, безопасными зеркалами, разными пищалками, шуршалками, и музыкой. Такой коврик, кстати, можно сделать самостоятельно. Достаточно немного фантазии».
После шести месяцев, когда малыш уже может сидеть и ползать, к исследованиям добавляется сознательное манипулирование предметами, подражание. Ребенок пытается сам вложить друг в друга предметы, вытащить, переложить, покрутить, разобрать, бросить на пол. В этот период уже можно покупать мячи, игрушки на колесиках, за которыми ребенок будет ползать.
«Можно купить в этом возрасте кубики, - говорит педагог. - Они очень хорошо развивают мелкую моторику».
Больше разнообразия
Для развития цветовосприятия и изучения геометрических форм идеально подойдут пирамидки разных размеров. Сначала малыш будет разбирать пирамиду. Затем, уже ближе к году будет учиться собирать. Также ближе к году очень хорошо для игры подойдут коробочки разных форм. Ребенок будет учиться вставлять одну коробку в другую. После шести месяцев и ближе к году главное достоинство игрушки - ее функциональность. Чем больше действий с ней можно совершить - собирать, разбирать, катать, бросать, нажимать на кнопки, дергать рычажки, крутить, - тем лучше.
«Очень полезны игрушки из дерева для детей – они способствуют развитию координации, мелкой моторики, изучению цвета, форм, - рассказывает Юлия Яруткина. – Также очень здорово для этих целей подходят мягкие сенсорные игрушки, с разными шариками, крупами внутри, с молниями, шнуровками, шуршалками. Их так же, как и коврик, можно легко сделать самим».
Для мелкой моторики и изучения цвета хорошо подходят пальчиковые краски. Они приносят массу удовольствия, развивают детское воображение. Если ребенок не любит купаться, краски - отличный способ приучить к купанию, ведь рисовать ими можно прямо в ванне.
Очень многофункциональная и долгоиграющая вещь – кукла. Сначала она становится неким пособием по анатомии, по ней удобно изучать части тела, показывать ребенку, где глазки, ручки и т.п. Затем повзрослевший малыш с удовольствием будет катать куклу в коляске, кормить, поить, пеленать. В садике — это незаменимая вещь для игры в дочки-матери. «И даже в начальных классах я вижу, что девочки играют в куклы, что не может не радовать, - говорит педагог. - Уж лучше пусть ребенок увлекается куклами и познает мир на них, чем будет играть с сотовыми телефонами и не отходить от компьютера или телевизора».
Не надо бояться покупать много игрушек, чем их больше, тем лучше. Но и не стоит все их сразу выставлять напоказ. Ребенок, изучив одну игрушку, довольно быстро теряет интерес и переключается на изучение новой. Поэтому лучше спрятать половину игрушек и менять по мере надоедания, тогда у малыша будет постоянный интерес к своим вещам.
«Но важно понимать, что какой бы удобной и простой в использовании ни была игрушка, малыш не может играть в нее самостоятельно, - объясняет Юлия Яруткина. – Даже при игре в мяч необходимо участие родителей. Надо показать, как кидать, как ловить мячик. Так и с остальными игрушками, малыш учится через подражание взрослым. Да и внимание родителей ему просто необходимо».
Безопасный выбор
В огромном ассортименте магазинов игрушек порой сложно найти действительно качественный товар. Для этого нужно обращать внимание на некоторые нюансы.
«Лучше приобретать игрушки в специализированных магазинах, - говорит педагог. – Там, где есть сертификаты на каждый товар и меньше риск купить подделку или бракованную вещь».
Что касается выбора материала, то лучше, чтобы игрушки были сделаны из натурального сырья.
«Конечно, игрушки из дерева экологичнее и безопаснее для ребенка, - говорит Юлия Яруткина. - Если же выбирать игрушки из пластмассы или резины, то они должны быть качественные, нетоксичные. Изготовленные из цветного материала, а не окрашенные после».
Приобретая игрушку, обращайте внимание на ее размер, состав. Она должна быть прочной, без мелких деталей.
Оригинал материала опубликован на сайте издания «Волжская коммуна».