Дамы и господа,
Уважаемые коллеги и гости,
Мне очень приятно выступить перед вами в связи с сорокалетней годовщиной вступления в силу Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО).
Сорок лет назад КБТО явилась первым международным договором, запретившим целый вид оружия массового уничтожения. В 1975 г. это стало существенным шагом вперед для всего человечества. Сегодня Конвенция является важным элементом международно-правовой системы разоружения в части, касающейся оружия массового уничтожения.
Вместе с тем, с самого начала КБТО обременяли многие недостатки, серьезно ослабляющие эффективность ее режима. Наиболее очевидный из них – это отсутствие в ее положениях мер по «строгому и эффективному контролю» соблюдения. В данном отношении КБТО радикально отличается от Договора о нераспространении ядерного оружия и Конвенции о запрещении химического оружия, которые имеют действенные механизмы по мониторингу соблюдения. Маловероятно, что эти договоры вообще появились бы на свет без верификационного механизма, тем не менее, что касается КБТО, то отсутствие такового не только допускается, но по сути и увековечивается. На этом фоне угроза биологического оружия остается реальной и даже возрастает на фоне научно-технических достижений двойного назначения.
В то время как слабость положений КБТО можно объяснить теми условиями, которые преобладали на международной арене, когда шли переговоры по ее тексту, дальнейшие усилия по укреплению Конвенции также сталкивались с серьезными трудностями. Хотелось бы напомнить, что на II Обзорной конференции Советский Союз предложил разработать контрольный механизм КБТО и начать с этой целью международные переговоры. Приступить к этому удалось лишь в 1995 г. Переговорам предшествовала работа Спецгруппы правительственных экспертов, которая в 1993 г. пришла к консенсусному заключению, что меры проверки «способствовали бы повышению эффективности и улучшению осуществления Конвенции». Такие меры преследовали бы цель повышения уверенности в соблюдении Конвенции и укрепления ее авторитета.
В 1994 г. Спецконференция КБТО консенсусом одобрила переговорный мандат и переговорный орган для его реализации – Спецгруппу, открытую для всех государств-участников КБТО. Цель Спецгруппы заключалась в рассмотрении соответствующих мер и предложений по укреплению Конвенции для включения в юридически обязывающий документ (также известный как «Протокол») для представления на рассмотрение государств-участников. Переговоры в Спецгруппе в 1995-2001 гг. характеризовались стабильным и значительным прогрессом. Тем не менее в 2001 г., когда работа над Протоколом вступала в завершающую стадию с тем, чтобы представить юридически обязывающий документ на рассмотрение V Обзорной конференции, весь процесс был пущен под откос вследствие произошедших изменений в политической обстановке. «Неудавшаяся революция», как говорят некоторые, стала реальным провалом усилий государств-участников, направленных на реализацию цели КБТО: «полностью исключить возможность использования биологических агентов в качестве оружия». Такой деморализующий провал продолжает довлеть над нами и сегодня, препятствуя серьезным многосторонним усилиям в формате КБТО по сокращению угрозы использования биологических агентов в качестве оружия.
В отсутствие Организации по осуществлению КБТО, которая взяла бы на себя заботу о благополучии Конвенции, Российская Федерация как ее Депозитарий ощущает особую ответственность в данном отношении. Мы также сохраняем озабоченность в отношении биологического оружия и угрозы его применения. Исходя из этого, в прошлом году мы реализовали две инициативы, связанные с КБТО.
Во-первых, был проведен опрос государств-участников с целью выяснить их мнение в отношении возобновления переговоров по юридически обязывающему документу (Протоколу) на основе мандата 1994 г. с учетом того, что не все государства-участники Конвенции могут стать участниками такого Протокола. Ответы получены от 41 государства (еще одно государство-участник обозначило нам свою позицию в связи проводимым опросом). Большинство ответов – положительные. Результат опроса оценивается нами как обнадеживающий в том плане, что большинство высказалось за возобновление переговоров. Тем не менее весьма значительное число государств-участников из одной региональной группы недвусмысленно дали понять, что из-за отсутствующего в настоящее время консенсуса по верификации КБТО они не поддержат переговоры по документу, названному ими «верификационный протокол».
С учетом результатов опроса нами была предпринята попытка нащупать пути выхода из тупика, в котором мы все оказались в 2001 г. Свежим взглядом посмотрели на переговорный мандат 1994 г. с тем, чтобы спасти те его элементы, которые:
а) создавали бы добавленную стоимость для государств-участников КБТО в плане осуществления цели и предмета Конвенции;
б) были бы реалистичными с учетом превалирующей политической ситуации.
Исходя из этого, верификационные меры (инспекции объектов двойного назначения) были исключены. Разработано предложение по созданию механизма расследования предполагаемого применения биологического оружия (инициируется пострадавшим государством и проводится на его территории), а также по конкретным мерам помощи и защиты в случае применения биологического оружия. В наше пакетное предложение были также включены следующие элементы: развитие международного сотрудничества в мирных целях, национальное осуществление, меры укрепления доверия, создание постоянного консультативного органа для мониторинга научно-технических достижений, имеющих отношение к КБТО. Такой пакет мер, оформленный как юридически обязывающий документ, создавал бы и Организацию по запрещению биологического оружия, открытую для всех государств-участников КБТО, которые захотели бы к ней присоединиться.
Вышеупомянутые идеи были представлены нами 5 августа 2014 г. «на полях» встречи экспертов государств-участников КБТО. Мы это сделали с целью выдвижения концепции и изучении интереса к ней со стороны государств-участников с тем, чтобы в случае наличия такового продолжить ее реализацию и достигнуть соответствующих договоренностей на этот счет на VIII Обзорной конференции в ноябре 2016 г. и вскоре после этого возобновить переговоры. На данном этапе предлагаемая нами концепция представляется реализуемой, она может быть развита путем диалога с участием всех заинтересованных государств. Главная трудность заключается в преодолении инерции и атмосферы провала, довлеющих в формате КБТО с 2001 г. «Мы можем это сделать» должно быть нашим лозунгом в коллективных усилиях по укреплению Конвенции и снижению угрозы использования биологических агентов в качестве оружия.
Спасибо за внимание.
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.