Карта сайта  l  Сегодня на сайте  l  Сделать стартовой  l  Добавить в избранное l  RSS-версия  l  Рассылка  l  Отправить email    
 
 
   
2015-04-06 20:01:52 

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Мадагаскар Б.Ж.Аталлой, Москва, 6 апреля 2015 года


Версия для печати 
Обсудить  

Уважаемые дамы и господа,

В ходе переговоров с Министром иностранных дел Мадагаскара г-жой Биатрис Ж.Аталлой мы провели обзор состояния двусторонних отношений, подтвердили взаимную заинтересованность в их активизации во всех областях Согласились с тем, что есть хороший потенциал для существенного наращивания торгово-экономических связей, инвестиционного сотрудничества. В прошлом году товарооборот вырос на 12 процентов, и эту тенденцию мы договорились поддерживать.

В числе приоритетных направлений совместных усилий отметили геологоразведку, туризм, банковское дело, подготовку кадров, военно-техническое сотрудничество. Условились оказывать содействие нашим деловым кругам, чтобы они обсуждали и устанавливали прямые связи, находили взаимовыгодные проекты.

Сегодня у г-жи Б.Ж.Атталы состоится встреча в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. В ходе визита также предстоят контакты с российскими компаниями. Надеемся, что это позволит найти пилотные проекты для приоритетного продвижения.

Мы рассмотрели основные вопросы международной повестки дня, ситуацию на африканском континенте. У нас схожие взгляды на укрепление глобальной и региональной стабильности и безопасности. Мы привержены принципам и целям, которые закреплены в Уставе ООН, урегулированию конфликтов исключительно политическом путем, через диалог, без какого-либо вмешательства извне.

Наши делегации хорошо взаимодействуют в ООН и ее различных органах. Признательны малагасийским партнерам за поддержку важных российских инициатив, в том числе резолюции о недопустимости героизации нацизма, документов о развитии, взаимодействии и укрепления доверия в космосе, о сотрудничестве по вопросам международной информационной безопасности.

В Африке немало конфликтов, которыми занимается международное сообщество – Южный Судан, Регион Великих Озер, Африканский Рог. Мы исходим из того (и наши коллеги разделяют такой подход), что пути урегулирования этих кризисов должны, прежде всего, определяться самими африканцами через Африканский союз, в котором созданы соответствующие политические инструменты, через укрепление различных субрегиональных механизмов, которые проявляют активность в успокоении ситуации в соответствующих частях Африки. Безусловно, задача международного сообщества – поддерживать такие усилия, обеспечивать координирующую роль ООН. Россия будет активно помогать этим процессам как в качестве постоянного члена СБ ООН (органа, в котором рассматриваются соответствующие инициативы и предложения африканских государств), так и по каналам развития нашего сотрудничества с различными субрегиональными организациями, включая Сообщество развития Юга Африки (САДК), куда входит Мадагаскар. Мы будем продолжать практику регулярных министерских встреч между Россией и этой субрегиональной структурой.

Россия содействует подготовке кадров для правоохранительных органов стран Африки и миротворческих операций. Эту практику будем продолжать и расширять.

В целом мы убеждены, что одними из главных угроз в Африке и в других частях мира являются экстремизм, терроризм, связанная с этим организованная преступность, подпитывающий данные явления незаконный оборот наркотиков. Проявляется это, в том числе в Африке и в арабском мире, через активизацию различных террористических организаций, таких как «Аш-Шабаб», «Боко Харам», «Аль-Каида» в исламском Магрибе, целого ряда других. Задачи повышения эффективности международных усилий в антитеррористической борьбе становятся сегодня приоритетными – здесь у нас общая позиция с Мадагаскаром. Будем укреплять антитеррористический фронт через ООН и сотрудничающие с ней региональные механизмы.

Я удовлетворен переговорами. Благодарю свою коллегу.

Вопрос (адресован Б.Ж.Аталле): 2 апреля в результате нападения боевиков сомалийской радикальной группировки «Аш-Шабаб» на университет в кенийском городе Гариса погибло 148 человек и десятки были ранены. Какую линию проводит африканское сообщество, в том числе в ООН и ее Совете Безопасности, по борьбе с терроризмом и экстремизмом, исходящих от таких организаций, как «Аш-Шабаб», «Боко Хаарам» и «Исламское государство»?

С.В.Лавров (добавляет к ответу Б.Ж.Аталлы): Мы очень тесно сотрудничаем с африканскими странами, в том числе на площадке ООН и ее Совета Безопасности, в деле пресечения террористической активности, нормализации обстановки в Сомали. Активно поддерживаем усилия правительственных вооруженных сил этой страны и действия миротворческой операции АМИСОМ. На поставки вооружений кому бы то ни было в Сомали, включая «Аш-Шабаб», наложен запрет – они находятся под эмбарго. Для сомалийской армии сделано исключение. Мы надеемся, что это укрепит возможности антитеррористической борьбы в этой стране.

Если говорить о «Боко Харам», то не так давно – еще до этого жуткого террористического акта в Кении – африканские страны внесли в СБ ООН проект резолюции (пока он обсуждается в предварительном плане), посвященной консолидации усилий всего мирового сообщества в борьбе с данной группировкой. Мы готовы активно и конструктивно рассмотреть этот проект, чтобы выстроить те же принципы, регулирующие и санкционирующие борьбу с этой террористической структурой, которые были одобрены Советом Безопасности по предложению Египта для борьбы с террористами, скажем, в Ливии. Это то, что делает СБ ООН для определения правовых рамок, в которых соответствующими государствами будут приниматься меры, а также оперативные и силовые действия против террористов. Главное, чтобы все это осуществлялось без двойных стандартов и попыток делить террористов или экстремистов на «плохих» и « не очень плохих», что, к сожалению, порой происходит и не помогает эффективной борьбе с этим злом.

Вопрос: Как встречена в СБ ООН инициатива России по урегулированию кризиса в Йемене? Собирается ли наша страна и дальше вывозить из зоны конфликта россиян и иностранцев, находящихся на территории Йемена?

С.В.Лавров: Наша инициатива посвящена, в общем-то, не урегулированию кризиса в Йемене. Россия внесла конкретное предложение, имеющее сейчас абсолютный приоритет для спасения гражданского населения и предполагающее объявление гуманитарной паузы (или пауз) для вывоза максимального количества гражданских лиц – как россиян, так и граждан других стран. Несколько рейсов российских самолётов вывезли сотни наших соотечественников и граждан стран-соседей России – Украины, Беларуси, Узбекистана, а также граждан Кубы, Египта и других стран региона, работавших в Йемене. На сегодня запланирован ещё один рейс. Мне сейчас трудно сказать, какой будет дальнейшая ситуация, поскольку обращение с призывом к СБ ООН объявить гуманитарную паузу в действиях коалиции, осуществляющей удары с воздуха по позициям хуситов, пока не рассмотрено Советом Безопасности. Получается, что для рассмотрения призыва к гуманитарной паузе наши партнёры в СБ ООН взяли свою паузу. Сегодня должны наконец состоятся консультации. Посмотрим, какова будет реакция.

Эвакуация в условиях, когда не объявлена гуманитарная пауза, осуществляется очень непросто, с существенным риском для авиасредств (самолётов и их экипажей) и эвакуируемых мирных жителей.

Рассчитываю, что наше обращение, поддержанное Международным Комитетом Красного Креста (МККК), будет одобрено, и мы, в том, что касается российских возможностей, как минимум, сможем вывезти всех желающих уехать из Йемена. Не знаю, сколько ещё рейсов состоится по условиям безопасности, но то, что одна Россия всех оттуда не вывезет, – это факт. Мы были бы заинтересованы, чтобы к акции подключились и другие государства, располагающие соответствующими авиасредствами. Таких государств немало.

Если говорить об урегулировании кризиса в Йемене, то мы призываем, чтобы насилие было прекращено всеми – как хуситами, которые воюют с сохраняющими лояльность находящемуся сейчас за границей Президенту Йемена, так и с коалицией, наносящей по позициям хуситов удары, от которых всё чаще страдают гражданские объекты и простые люди; чтобы все перестали воевать и вернулись к процессу, начатому в своё время по инициативе Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и предполагающему достижение национального согласия в Йемене. Определённые шаги в этом направлении делались и приветствовались. Мы участвовали вместе со странами региона и западными партнёрами в «группе друзей Йемена». Но в процессе реализации этих договорённостей порой ощущалось стремление той или иной стороны не выстраивать национальное единство, а получить одностороннее преимущество в рамках процесса урегулирования.

Эти печальные ошибки нужно учесть, извлечь из них уроки и начать заново подлинно национальный диалог с учётом интересов всех без исключения йеменских политических и этноконфессиональных групп. Думаю, это вполне нам по силам. Убеждён, что подавляющее большинство государств всё больше понимают необходимость именно такого развития событий. Мы находимся в постоянном контакте с различными силами в Йемене, включая представителей президента и оппозиции. Ежедневно контактируем с партнёрами в Саудовской Аравии, помогающими (без формально объявленной в СБ ООН паузы) обеспечивать безопасность каждого конкретного рейса. Делается это пока в «ручном режиме», но, тем не менее (стучу по дереву), в последних рейсах удаётся избежать каких-либо неприятных инцидентов.

С нашими саудовскими и другими партнёрами мы говорим также о задачах вывода ситуации из силовой плоскости и переходе к переговорам. Надеюсь, что усилия, которые не мы одни предпринимаем (немало стран аналогично видят ситуацию), увенчаются успехом.

Вопрос: Ведётся ли обсуждение возможной очередной встречи в «нормандском формате» по Украине, и будет ли обсуждаться на ней вопрос введения миротворцев на территорию этой страны?

С.В.Лавров: Лидеры стран-участниц «нормандского формата» – президенты России В.В.Путин, Франции Ф.Олланд, Украины П.А.Порошенко и Канцлер Германии А.Меркель – собирались в Минске 12 февраля с.г., где были подписаны соответствующие документы об урегулировании, утверждённые затем Советом Безопасности ООН. Среди прочего условились (и это записано в упомянутых документах), что они наладят на уровне представителей министерств иностранных дел «пригляд» за тем, как выполняется то, о чём договорились представители Украины, Луганска и Донецка, подписавшие «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений».

Напомню кратко, что этот Комплекс мер предусматривает прекращение огня, отвод тяжёлых вооружений под контролем специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которая должна быть укреплена и работать круглосуточно. Предусматривается также амнистия всех участников событий на Юго-Востоке Украины и их непреследование, предполагаются введение закона об особом статусе, подготовка и проведение муниципальных выборов на территориях провозглашённых Донецкой и Луганской республик, снятие экономической блокады, восстановление социальных платежей, начало политического процесса, включая конституционную реформу с участием Луганска и Донецка.

«Нормандская четвёрка» договорилась присматривать за этим Комплексом мер, одобренным в Минске 12 февраля, а также периодически собираться на уровне представителей МИД и определять, кто где не дорабатывает. С этой целью уже состоялись две встречи на уровне заместителей министров иностранных дел Германии, Франции, России и Украины. На их последней встрече в конце марта упоминалась возможность проведения в обозримой перспективе встречи на уровне министров. Мы от этого не уходим, тем более, что целый ряд проблем, которые должны были решаться в соответствии с Минскими договорённостями, не решаются. Есть прогресс в том, что касается режима прекращения огня – становится всё меньше инцидентов и нарушений, есть существенные результаты в отводе тяжёлых вооружений сторон. Но миссия ОБСЕ докладывает, что не всё ещё сделано и отведено. Периодически возникают перестрелки. По последним сообщениям, район донецкого аэропорта, который давно разрушен, продолжают обстреливать украинские силовики. Наблюдается также военная активность и в ряде других точек соприкосновения.

Президент России В.В.Путин поддержал предложение Президента Украины П.А.Порошенко о том, чтобы специальная мониторинговая миссия ОБСЕ уделяла особое внимание районам, где пока периодически вспыхивает вооружённая активность. Мы не только энергично поддержали эти предложения, но инициировали существенное (в два раза – с 500 до 1000 человек) расширение миссии ОБСЕ на Украине. Выступаем за её дооснащение современным оборудованием – беспилотниками, бронированными автомобилями. Мы передаём этой миссии снимки с российских спутников, приглашаем других поступать аналогичным образом и настаиваем, чтобы в примерно 10-ти горячих точках на линии соприкосновения посты миссии работали круглосуточно в контакте с Совместным центром координации и контроля, который функционирует с участием российских и украинских офицеров. Есть достаточно широкое поле деятельности в том, что касается необходимости укрепить контрольные функции международного сообщества за выполнением Минских договорённостей.

Но нужно говорить и о других вещах, предусмотренных в Минске, но которые совсем не выполняются. Это – амнистия и всё, что я сказал про особый статус, экономическую блокаду и начало политического процесса.

Вопрос: Поступают сообщения о заявлении Президента Украины П.А.Порошенко о конституционной реформе на Украине. Не могли бы Вы прокомментировать его заявление в том, что касается унитарности страны и того, что украинский язык будет единственным государственным? Соответствует ли это минским договорённостям?

С.В.Лавров: Если касаться конституционной реформы, проведение которой также записано в Минских договорённостях, и комментировать заявление П.А.Порошенко о начале работы соответствующей комиссии, созданной под его председательством, то скажу, что я не читал текст самого заявления и не могу ничего сказать про то, что там упомянуто про унитарность и украинский язык. Раньше такие слова звучали, но не знаю, как сейчас это сформулировано. Знаю одно – в Минских договорённостях идёт речь о том, что конституционная реформа, включая закрепление в ней особого статуса Донбасса, должна осуществляться по согласованию и с согласия Луганска и Донецка. Это там записано, и «нормандский формат» обязался следить, чтобы было так, как записано в Минске. Там не сказано про унитарность и украинский язык, но есть перечень вопросов, закреплённых в документе, одобренном главами государств, который обязательно должен фигурировать в конституционной реформе, согласованной с Донецком и Луганском. Это – вопросы языка, децентрализации финансовых, экономических, социальных, избирательных полномочий, особых внешних экономических и гуманитарных связей этих территорий с Российской Федерацией. Там много чего есть. Этот документ в открытом доступе, и можно его посмотреть. «Нормандская четвёрка» будет осуществлять мониторинг того, как именно этот документ выполняется.

Серьёзную озабоченность у нас вызывает то, что закон об особом статусе был принят не в соответствии с обязательствами, которые взяла на себя Украина в Минске, а в прямом им противоречии. Эта тема достаточно широко комментировалась, не буду на этом дополнительно останавливаться.

Что касается вопроса о миротворческой операции, то я слышал заявления Президента и моего коллеги, Министра иностранных дел Украины о том, что уже есть договорённость, что «нормандская четвёрка» будет рассматривать модальности, сроки, состав миротворческой операции. Мы, как вежливые люди, будем готовы выслушать предложения украинских коллег, когда в очередной раз соберёмся на том или ином уровне в «нормандском формате». Но обсуждать какие-либо новые идеи, никак не упоминавшиеся в Минске, без участия Луганска и Донецка, по-моему, бессмысленно. Мы будем из этого исходить. Всё возможно. Если, вдруг, нам объяснят, почему надо на полпути бросить усилия по укреплению миссии ОБСЕ, и почему миротворческая операция, которую, как все признают, нужно будет готовить около полугода, является более эффективным инструментом, то, наверное, мы сможем понять мотивы новой инициативы. В любом случае, если говорить о миротворчестве на Украине, невозможно делать это без участия и учёта мнений Луганска и Донецка.

Вопрос: Сейчас в Москве проходит второй раунд переговоров по сирийскому кризису. В Сирии накаляется ситуация: боевики «Джабхат-Ан Нусры» и «Исламского государства» продолжают захватывать города – последним стал Идлиб. Сможет ли очередная встреча облегчить ситуацию в этой стране? Повлияют ли на ее результаты отказ представителей «Нацкоалиции» (НК) от приглашения Москвы? Как Россия оценивает исполнение договоренностей предыдущего раунда?

С.В.Лавров: Ответы на эти вопросы будут известны, когда завершится нынешняя встреча, которая открылась сегодня и продлится три дня. В ней участвуют больше представителей различных сирийских оппозиционных групп, чем в январской встрече. Очередной отказ НК направить своих представителей в Москву, конечно, нас не радует. Мы находимся в очень плотном контакте с руководителями «Нацкоалиции» в Стамбуле. Отклонение приглашения – не признак отторжения наших усилий. У них, наверное, есть, какие-то соображения относительно своей роли «единственного законного представителя сирийского народа», как это было объявлено на заре сирийского кризиса. Такое решение, к сожалению, было одобрено ЛАГ, и сейчас оно не помогает. Тем более, всем понятно, что в настоящее время ситуация совсем иная – гораздо более многогранная и сложная. Кстати, по итогам первой московской встречи не было принято никаких решений, кроме набора принципов, сформулированных ее модератором – директором Института востоковедения РАН В.В.Наумкиным. С этими принципами никто не спорил, против них никто не возражал. Сирийские оппозиционеры приняли заявление о том, что они хотят видеть Сирию суверенной и единой страной, где все этнические и конфессиональные группы чувствуют себя комфортно, в безопасности и так далее. Это видение Сирии пока еще не достигнуто.

Надеюсь, что нынешняя встреча в Москве, как и параллельные усилия Египта, а, возможно, и те, которые заинтересована предпринять Саудовская Аравия для стимулирования общих подходов оппозиционеров, сойдутся в какой-то одной точке и помогут выработать общую платформу. Мы не ставим крайних сроков. Столько крови пролилось в Сирии, столько было попыток и фальстартов в этих процессах, что сейчас нужно руководствоваться не тем, что кто-то назначил одну группу оппозиции главной и «давайте пытаться на этой основе достигать какого-то результата».

Необходимо идти от жизни и добиться того, о чем договорились в июне 2012 года в Женевском коммюнике. Первое. Общесирийский диалог должен включать представителей всего спектра сирийского общества как со стороны правительства, так и оппозиции. Второе. Любые решения о том, куда двигаться сирийскому обществу и государству, должны приниматься на основе общего согласия всех сирийцев. Если бы все наши партнеры руководствовались данными принципами, были бы договороспособны и не пытались где-то постоянно искать односторонние преимущества, мы бы уже давно помогли сирийцам начать серьезный и ответственный диалог.

 

По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.




  • Не соучастники ли они?
  • Чтобы осуществлять «мягкое насилие», нужно иметь мандат на жёсткое насилие
  • Когда нужно, власть может и «капелюшечку ксенофобии» включить
  • Власть потворствует
  • Страшно далеки они от народа


  • Новости партнеров:

  •   Хомяков: Ходорковский не сможет уйти из политики

      Филатов: «У попа была собака, он ее …»

      Джемаль: Разбавленный Троцкий, Мордор и сортир

      Ремизов: Путин проводит точечную перенастройку системы

      Данилин: Фейк-митинг – закономерный итог года

    Рейтинг политических лидеров и неудачников недели (11 – 17 июня)
    Рейтинг политических лидеров возглавил министр МВД Колокольцев, по инициативе которого в ведомстве произошли существенные кадровые перестановки. Первую позицию в рейтинге неудачников заняли глава СК РФ Бастрыкин и главред «Новой газеты» Муратов, понесшие репутационные потери после скандальной истории об угрозах в адрес журналиста Соколова   подробнее 


    Все материалы раздела 


    Кирилл Иванов
    Молдавский кукловод
      подробнее 

    Роман Коноплев
    Приднестровье – форпост России или бандитский концлагерь?
    Глава Приднестровья Евгений Шевчук направил в Верховный совет ПМР законопроекты, направленные на повышение ответственности за клевету. Он требует рассмотреть их в режиме законодательной необходимости в срочном порядке.   подробнее 

    Кирилл Иванов
    Дудогло готов на многое. На грязи не остановится
    Кампания по выборам башкана (главы администрации) Гагаузской автономии на юге Молдовы вступила в самую горячую (а вернее сказать — грязную фазу).   подробнее 


    Вся аналитика 



    Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
    В отличие от старых игровых автоматов, где игрок должен был соревноваться с другими игроками, теперь имеется возможность сконцентрироваться именно на выполнении одиночных миссий.   подробнее 

    Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
    Бунин не исключает, что таким образом готовится место для Дмитрия Медведева. Однако, учитывая, что Медведев — человек амбициозный, Владимир Путин может предпочесть увидеть на этом месте более управляемого человека.   подробнее 

    Пустое место как источник международной напряженности
    Россия не имеет никакого касательства ни к бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену, ни к его перемещению по миру, он не пересекал границу РФ, заявил на пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров.   подробнее 


    Все материалы раздела 




       Кадыров опубликовал видео, где Михаил Касьянов показан под снайперским прицелом

       Михаила Касьянова во Владимире закидали яйцами

       Правозащитная организация «Агора» ликвидирована по иску Минюста

       Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск по линии Интерпола

       Выборы президента США в 2016 году

       Кризис в России

       Ведущий Тимур Кизяков вошел в высший совет «Единой России»

       Ангела Меркель поддержала предложение президента Украины продлить санкции против России

       Pussy Riot сняли клип про Чайку

       Минюст РФ включил рязанский «Мемориал» в реестр иностранных агентов

    Все сюжеты 





    © «Lentacom.ru», 2005-2006.
    При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Lentacom.ru» обязательна.
    Информация о проекте:
    Реклама на «Lentacom.ru»:
    Адрес для пресс-релизов:
    .  .