Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ А.Шопша
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения поручений Президента Российской Федерации и реализации законодательства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С докладами на Коллегии выступили аудиторы Счетной палаты Александр Филипенко и Юрий Росляк, а также директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на фундаментальные исследования, физическую культуру, спорт, социальную политику, средств ПФР и ФСС Ольга Самарина.
Как было отмечено на Коллегии, в ходе исполнение Указа Президента удалось достичь ряда положительных результатов в части формирования нормативной правовой базы в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детей-сирот):
В частности, были увеличены размеры выплат: социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы; единовременного пособия на каждого ребенка, при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет и детей, являющихся братьями и сестрами; компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.
Кроме того, была усовершенствована процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей и устройства их в детские дома. Смягчены требования к российским усыновителям, опекунам и попечителям, освобождены от необходимости проходить специальную подготовку лица, желающие усыновить ребенка, которые являются или были опекунами (попечителями) и не отстранялись от этих обязанностей. Упрощена система отчетности опекунов и попечителей в части необходимости представления документов, подтверждающих произведенные за счет средств подопечного расходы на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Совершенствование законодательства в свою очередь оказало положительное влияние на сокращение числа детей-сирот. «За время реализации Указа отмечается позитивная динамика в снижении численности детей-сирот. В 2014 году их число сократилось на 9 тыс., составив 621 774 человека. На воспитание в семьи были переданы более 64 тыс. детей-сирот, что на 1,7% больше, чем в 2013 году. Численность детей-сирот в банке данных сократилась за 2014 год на 18% по сравнению с 2013 годом и составила 87,3 тыс. детей», - сообщил на Коллегии аудитор Александр Филипенко.
Вместе с тем, проведенный анализ показал, что, несмотря на достигнутые положительные результаты, до настоящего времени в области защиты детей-сирот сохраняется ряд проблемных вопросов, в том числе в части нормативно-правового регулирования.
В территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи не учтено положение об условиях предоставления детям-сиротам медицинской помощи всех видов. «В терпрограммах предусмотрен только порядок проведения медосмотров и диспансеризации детей. При этом условия последующего предоставления им медицинской помощи всех видов не указаны», - пояснил Александр Филипенко.
Кроме того, анализ тарифов на проведение диспансеризации показал отсутствие единых подходов к их расчету со стороны Минздрава России и ФОМС. При том, что программа диспансеризации состоит из одних и тех же медицинских услуг и для детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях, и для тех, кто проживает в семьях, тарифы на ее проведение в регионах значительно различаются. Например, стоимость диспансеризации в Смоленской области в 1,7 раза ниже, чем в Рязанской области, в Чувашской Республике в 2 раза выше, чем в Кировской области.
Не создана должным образом и система сопровождения семей в регионах: внедрены и функционируют лишь отдельные ее элементы. Так, система медицинского сопровождения семьи не развита в 17 регионах (например, Республика Башкортостан, Удмуртская республика, Камчатский край, Томская область), социального сопровождения – в 5 регионах (республики Ингушетия и Калмыкия, Чеченская республика, Архангельская и Оренбургская области), психолого-педагогического сопровождения – в 4 (Республика Ингушетия, Чеченская республика, Архангельская и Амурская области).
Лишь в 52 регионах был достигнут показатель по заработной плате работников образовательных, медицинских и социальных организаций, оказывающих услуги детям-сиротам - 90% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
По словам аудитора Счетной палаты Юрия Росляка, не улучшается ситуация и с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями*. «Меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти регионов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, явно недостаточны, - констатировал аудитор в ходе своего выступления на Коллегии. - В проверяемом периоде (2013-2014 гг.) задолженность регионов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот увеличилась на 40% и составила 121,6 тыс. человек».
По словам аудитора, тенденция увеличения задолженности отмечена в 61 регионе. При этом наиболее сложная ситуация сложилась в Сибирском и Приволжском федеральных округах, где задолженность составляет 51% от общего объема. Более того, рост задолженности отмечен также в регионах, считающихся «благополучными» в вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. (Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская область, Республика Карелия, города Москва и Санкт-Петербург.)
По данным регионов на 1 января 2015 г., численность детей-сирот, в отношении которых вступили в силу и не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями, увеличилась по сравнению с 1 января 2014 г. на 541 человека и составила 18 048 человек. На исполнение в полном объеме судебных решений требовалось 21,05 млрд. рублей.
Как показал проведенный анализ, субсидии на жилье детям-сиротам перечислялись Минфином России преимущественно во II полугодии 2013 и 2014 гг., что помешало регионам полностью использовать выделенные средства. При этом Минфин не обеспечил должный контроль за соблюдением регионами условий их предоставления. Например, Астраханской областью в нарушение условий и порядка предоставления субсидии в 2013 г. был снижен объем предусмотренных в бюджете региона собственных средств. Несмотря на это, Минфином не применялись меры по приостановлению финансирования, как в этом случае предусмотрено законодательством.
Установлено также, что средства субсидии, предоставленные г. Москве не использовались с 2010 года. Несмотря на это, Минфин России ежегодно подтверждал к использованию остаток субсидии, сложившийся на 31 декабря 2012 г. в сумме 68,4 млн. рублей. «Указанные средства были возвращены в федеральный бюджет только в 2014 году», - подчеркнул Юрий Росляк.
В принятом Госдумой во втором чтении законопроекте о внесении изменений в Федеральный бюджет на 2015 г. есть поправка, согласно которой регионам в 2015 г. предоставляется право использовать невостребованные жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет субвенций из федерального бюджета, предоставленных бюджетам регионов на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц в объеме до 2,3 млрд. руб. в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей**.
Анализ реализации Комплекса мер, направленного на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, разработанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд) показал, что содержания отдельных мероприятий Комплекса совпадают, в связи с чем происходит дублирование финансирования. Так, например, мероприятие по открытию в Астраханской области регионального центра психологической поддержки «София» фактически приводит к дублированию функций ГКУ АО «Кризисный центр помощи женщинам» Астраханской области, на базе которого и создан центр «София». Внедрение инновационной технологии «Виртуальный дневник малыша» фактически дублирует программу «Видеопаспорт ребенка», реализуемую в Астраханской области с 2008 года.
Кроме того, выявлена крайне низкая результативность отдельных мероприятий Комплекса мер. Так, например, в Астраханской области на мероприятие «Организация службы «Экспресс-няня» Фондом было выделено 3 млн. рублей. При этом его результативность в 2014 г. составила всего 4% (2 семьи из 50), а по мероприятию «Открытие кабинета «СоДействие» по психологической реабилитации алкозависимых и их ближайшего окружения» - 2,6 млн. рублей при результативности 2% (3 человека из 150).
Коллегия приняла решение направить информационные письма в Администрацию Президента Российской Федерации, Минздрав, Минобрнауки, Минтруд, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также в органы государственной власти регионов, сохраняющих стабильную негативную тенденцию по решению вопросов, связанные с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями и доведением средней заработной платы отдельным категориям работников до уровня, установленного Указом Президента. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания и Администрацию Президента.
Справочная информация:
*В 2014 году на софинансирование расходных обязательств субъектов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот утверждено распределение субсидии 83 бюджетам регионов на общую сумму 6,5 млрд. рублей (на 5 % больше по сравнению с 2013 г.). Минфином заключены соглашения о предоставлении субсидии с 82 регионами на общую сумму 5,7 млрд. рублей.
** Подробная информация на сайте Государственной Думы. Таблица поправок №1 к проекту федерального закона № 744090-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", рекомендуемых Комитетом по бюджету и налогам к принятию.
Авторы поправки: Депутаты ГД: Нарышкин С.Е.,Жуков А.Д.,Неверов С.И.,Васильев В.А.,Баталина О.Ю.,Яровая И.А.,Панков Н.В.,Никонов В.А.,Гильмутдинов И.И.,Абасов М.М.,Агаев Б.В.,Аршба О.И.,Брыксин А.Ю.,Валуев Н.С.,Гончар Н.Н.,Жарков А.В.,Звагельский В.Ф.,Кабанова В.В.,Каминский А.В.,Кузин С.П.,Малашенко В.А.,Натхо Р.Х.,Николаев М.Е.,Николаева Е.Л.,Пивненко В.Н.,Роднина И.К.,Терентьев М.Б.,Фабричный С.Ю.,Хамчиев Б.Б.,Шатилов Н.И.,Максимова Н.С.,Кармазина Р.В.,Алексеева Т.О.,Чижов С.В.,Смолин О.Н.,Лебедев О.В.,Гутенев В.В.,Борзова О.Г.,Карпов А.Е.,Железняк С.В.,Руденский И.Н.,Игошин И.Н.,Белых И.В.,Выборный А.Б.,Герасименко Н.Ф.,Журова С.С.,Качкаев П.Р.,Крупенников В.А.,Кузьмичева Е.И.,Марданшин Р.М.,Панина Е.В.,Пономарев А.Н.,Сафаралиев Г.К.,Заварзин В.М.,Казаков В.А.,Кидяев В.Б.,Клинцевич Ф.А.,Шаккум М.Л.,Язев В.А.,Петров Ю.А.,Хор Г.Я.,Макаров А.М.;Члены СФ: Рябухин С.Н., Шуба В.Б.,Малкин Е.Н.
Ключевые факты
В 2014 году количество детей-сирот сократилось на 9 тыс., составив 621 774 человека.
На воспитание в семьи были переданы более 64 тыс. детей-сирот, что на 1,7% больше, чем в 2013 году.
Задолженность регионов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот увеличилась на 40% и составила 121,6 тыс. человек.
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.