Дмитрий Рогулин/Фото ИТАР-ТАСС
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты мониторинга реализации мер гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства открытым акционерным обществом «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»* за 2014 год. С докладом выступила аудитор Татьяна Мануйлова.
В 2014 г. для реализации мер гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и формирования национальной системы гарантийных организаций в уставный капитал акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (далее – Агентство) из федерального бюджета было направлено 50 млрд. руб.
«По результатам проведенного анализа следует отметить, что в 2014 г. инструмент гарантийной поддержки, реализуемый Агентством, использовался недостаточно активно, в то время как востребованность этого инструмента со стороны субъектов МСП достаточно высока», - сообщила аудитор. С июня по декабрь 2014 г. Агентством было выдано 212 гарантий на общую сумму 1,4 млрд. руб. при том, что от субъектов МСП поступило 439 заявок на предоставление банковских гарантий.
Татьяна Мануйлова напомнила, что Правительством Российской Федерации был утвержден План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, согласно которому Агентство должно предоставить субъектам МСП: в 2014 г. – 990 гарантий, в 2015 г. – 2 690 гарантий, в 2016 г. – 4 360 гарантий, в 2017 г. – 5 840 гарантий, в 2018 г. – 6 390 гарантий (нарастающим итогом).
«За период деятельности Агентства с июня по декабрь 2014 г. выдано 212 гарантий, или 21,4% от установленного Планом мероприятий на 2014 год количества. Таким образом, целевой показатель по предоставлению Агентством гарантий субъектам МСП, установленный Планом мероприятий на 2014 г., не достигнут», - резюмировала аудитор.
При реализации Агентством мер гарантийной поддержки МСП не обеспечена приоритетность предоставления гарантийной поддержки товаропроизводителям, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям (включая крестьянские (фермерские) хозяйства), занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработкой, как было рекомендовано Правительству Российской Федерации в соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 4023-6 ГД «О проекте федерального закона № 448266-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Сельскохозяйственным товаропроизводителям Агентством было предоставлено только 2 гарантии субъектам МСП Волгоградской области для расширения деятельности в сферах растениеводства и производства зерновых и зернобобовых культур, или 0,9 % от общего числа гарантий на сумму 35,6 млн. рублей, или 2,5 % от общей суммы гарантий.
Агентством было подписано 82 соглашения с региональными гарантийными организациями (РГО). Эти документы определяют порядок предоставления Агентством банковских гарантий, обеспечивающих исполнение части обязательств РГО или заемщика с поручительством региональной гарантийной организации. В тоже время аудитор поставила под сомнение эффективность этой работы. «По результатам проведенного анализа установлено, что по состоянию на 31 декабря 2014 г. партнерская сеть, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие Агентства и региональных гарантийных организаций, практически не действовала», - заявила Татьяна Мануйлова. По ее словам, с июня по декабрь 2014 г. Агентством была предоставлена только одна контргарантия: «Гарантийному фонду Забайкальского края» на сумму 22 млн. рублей сроком на 5 лет в пользу Банка ВТБ 24.
Также было отмечено, что Агентством проведена недостаточная работа по минимизации процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства, с учетом гарантийной поддержки, оказываемой Агентством. Процентные ставки по банковским кредитам субъектам МСП в 2014 году оставались высокими (до 28 % годовых) относительно ключевой ставки Банка России, которая выросла к декабрю 2014 г. до 17 % годовых.
Анализ типовых соглашений, заключенных Агентством и банками-партнерами, показал, что в документах не предусмотрены условия по минимизации процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам МСП.
Также было отмечено, что рассмотренный отчет содержит промежуточные результаты мониторинга реализации мер гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляемой Агентством. Счетная палата будет осуществлять указанный мониторинг в течение всего 2015 года.
Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», а также отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Общероссийский народный фронт и Общественную палату Российской Федерации.
Справочная информация:
* В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 740-р в целях оказания гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства создано открытое акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий».
Согласно пункту 3 Распоряжения № 740-р и пункту 2 распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11 июня 2014 г. № 445-р единственным учредителем Агентства является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Согласно Уставу Агентства и Бизнес-плану Агентства на 2014 – 2019 годы, утвержденными распоряжением Росимущества от 11 июня 2014 г. № 445-р, целью деятельности Агентства является реализация мер гарантийной поддержки финансирования малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет формирования национальной системы гарантийных организаций, обеспечение доступности кредитных и иных финансовых ресурсов для субъектов МСП, а основной вид деятельности Агентства – предоставление банковских гарантий, обеспечивающих обязательства региональных гарантийных организаций, вытекающие из договоров поручительства перед кредитными организациями, и субъектов малого и среднего предпринимательства, вытекающие из договоров кредита, займа и иных долговых обязательств.
Ключевые факты
В 2014 г. в уставный капитал «Агентства кредитных гарантий» из федерального бюджета было направлено 50 млрд. руб.
С июня по декабрь 2014 г. Агентством было выдано 212 гарантий на общую сумму 1,4 млрд. руб. при том, что заявок от субъектов МСП поступило 439.
212 гарантий – это лишь 21,4% от показателей Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.
При реализации мер гарантийной поддержки МСП не обеспечена приоритетность предоставления гарантийной поддержки товаропроизводителям, в том числе сельскохозяйственным.
Процентные ставки по банковским кредитам субъектам МСП в 2014 году оставались высокими (до 28 % годовых) относительно ключевой ставки Банка России.
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.