Александр Семенович Брод: «В общественном контроле недопустимо использование модели недоверия и бюрократизма»
В ходе пленарного заседания на семинаре-совещании в городе Грозном выступил член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Александр Семенович Брод. Он ознакомил организаторов выборов Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов с актуальными вопросами практики осуществления общественного контроля.
Выступающий проинформировал организаторов выборов об основных положениях доклада «О состоянии гражданского общества в Чеченской Республике», подготовленного Советом при Главе Чеченской Республики по развитию гражданского общества и правам человека. «В докладе предлагается развитие системы общественного контроля, деятельности органов государственной и муниципальной власти, формирование культуры сотрудничества на основе принципов партнерства между органами власти и организациями гражданского общества – важно, чтобы эти идеи реализовались в практической плоскости, – отметил он.
А.С. Брод подчеркнул, что дальнейшее успешное развитие Чеченской Республики возможно только на основе активизации человеческого потенциала, предприимчивости граждан, дальнейшего развития гражданского общества.
Развивая тему организации общественного контроля на выборах, член Совета при Президенте Российской Федерации обратил внимание на недопустимость использования модели недоверия и бюрократизма. «Контроль не должен парализовать работу избирательных органов, в противном случае наблюдение сведется к взаимному блокированию, а процедуры волеизъявления отойдут на второй план. Функция контроля состоит не в том, чтобы вызвать паралич властных органов, а в том, чтобы разделить с ними ответственность, способствовать их лучшей работе по реализации прав избирателей в полном объеме в соответствии с основным законом страны».
А.С. Брод провел четкую грань между понятиями «общественный контроль» и «наблюдение на выборах». Первое понятие – гораздо шире, так как включает не только наблюдение за голосованием и установлением итогов выборов, но и предусматривает общественный мониторинг, общественную проверку, общественную экспертизу, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и иные формы, не противоречащие закону. «Общественный контроль на выборах – это деятельность субъектов общественного контроля на выборах по наблюдению, проверке, анализу и оценке соответствия общественным интересам организации избирательных процедур, направленная на обеспечение установленных гарантий избирательных прав и законности избирательного процесса», – резюмировал докладчик.
Пресс-служба ЦИК России