Выступление заместителя Министра иностранных дел России, главы российской делегации на 66-й сессии Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Г.М.Гатилова, Женева, 14 апреля 2015 года
712-14-04-2015
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемый господин Исполнительный секретарь,
В год семидесятилетия ООН международное сообщество находится на переломном этапе в социально-экономическом сотрудничестве. В сентябре в ходе Саммита ООН предстоит принять Глобальную повестку дня в области развития на период после 2015 года. В ее основу должна лечь взаимосвязь экономической, социальной и экологической составляющих. Практическим воплощением этого единства станет набор Целей устойчивого развития.
К этому рубежу мы подходим с весомым багажом. Цели развития тысячелетия (ЦРТ) стали действенным фактором устойчивого социально- экономического развития, облегчения бремени нищеты и голода. Подводя итог многолетних усилий, можно утверждать, что мир в результате активной работы по осуществлению ЦРТ изменился к лучшему.
Между тем, поводов для успокоения нет. Ситуация в мировой экономике после кризиса 2008 года остается нестабильной. С трудом происходит утверждение новой полицентричной модели хозяйственных отношений, перераспределение производственных сил.
Незыблемый ранее водораздел между странами Запада и глобального Юга в уровнях развития во многом преодолевается. В общеупотребительный лексикон вошел термин быстроразвивающиеся экономики. Старожилы "золотого миллиарда", наоборот, столкнулись с переходящими в хроническую фазу проблемами, разъедающими ткань общества. Безработица, особенно, среди молодежи, масштабный государственный долг, падение уровня жизни становятся атрибутами бытия в постиндустриальных странах.
Слом старой системы координат, перестройка глобальной экономической машины, как это обычно и бывает, идут непросто. Есть соблазн отгородиться от назревших перемен защитными барьерами, ограничить конкуренцию, использовать текущее доминирующее положение на рынках и в международных организациях в качестве рычага сдерживания. В нарушение Устава ООН и международного права, включая нормы ВТО, вводятся односторонние санкции, за ширмой которых проступают методы недобросовестной конкуренции и разговора с позиций силы.
Убеждены в том, что такая логика в современных условиях ущербна и контрпродуктивна. Справиться с обостряющимися вызовами и угрозами, не дать социально-экономическому прогрессу обернуться вспять мы можем только сообща на путях поиска точек соприкосновения и взаимной выгоды.
Задачи устойчивого развития актуальны и для панъевропейского региона, объединяющего как развитые страны, так и страны с формирующейся экономикой. Все они без исключения испытывают острую потребность в дополнительных стимулах экономического роста. Предстоит основательно потрудиться, чтобы вернуть нашему региону былую динамику в развитии и избавиться от экономических диспаритетов.
В этом контексте придаем первостепенное значение коллективным шагам с ближайшими соседями и экономическими партнерами. Процессы развития евразийской интеграции привели к созданию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, формированию единого экономического пространства, устранению большинства таможенных и административных препятствий. Важным вкладом в ликвидацию барьеров и поддержание экономического роста стало начало функционирования с 1 января текущего года Евразийского экономического союза, полноправным членом которого, помимо указанных государств, стала Армения. Договор о присоединении подписала Киргизия.
В рамках общего евразийского рынка, объединяющего 180 млн. потребителей, гарантировано свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Граждане Союза могут работать в странах-членах без получения дополнительных разрешений. В текущем году планируется принять более ста важных документов, в т.ч. новый Таможенный кодекс, концепции формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, международные договоры, регулирующие взаимодействие в валютно-финансовой и социально-экономической сферах.
В регионе формируются качественно новые предпосылки для общерегионального экономического пространства. Евразийский экономический союз открыт к взаимодействию со всеми заинтересованными государствами и другими региональными интеграционными группировками, как на Западе, так и на Востоке. Важно осознать единую и неделимую ответственность за судьбы народов Европы и Евразии и безальтернативность равноправной модели межгосударственного взаимодействия, опирающейся на открытый политический и экономический диалог и справедливый учет интересов друг друга.
Залогом успеха в этом направлении должна стать наша способность отказаться от стереотипов и шаблонов прошлого и, как справедливо отметил в одной из своих недавних статей Исполнительный секретарь К.Бак, приступить к налаживанию моста между различными интеграционными форматами в панъевропейском регионе.
Россия готова двигаться к единому экономическому пространству с ЕС. Первым шагом на этом пути могли бы стать переговоры о создании зоны свободной торговли ЕС – ЕАЭС. Эта идея была озвучена нами еще в январе 2014 г. на саммите Россия – ЕС. Исходим из того, что участниками проекта единого экономического пространства, которое будет базироваться на правилах ВТО, станут также все другие заинтересованные государства и форматы, включая ЕАСТ и СНГ.
В этом контексте отводим Европейской экономической комиссии ООН важную роль в содействии устойчивому развитию и экономическому росту через сотрудничество и интеграцию в панъевропейском регионе.
Комиссия, комплексные компетенции которой были подтверждены в ходе обзора в 2013 году, способна внести вклад в усилия по выводу панъевропейского региона на новый уровень экономического взаимодействия, стать проводником институциональных и структурных реформ, цементирующим фактором в межгосударственных экономических отношениях.
Требуется концентрация усилий в рамках ЕЭК ООН на интенсификации торгово-транспортных связей, включая гармонизацию правовых режимов и создание единой инфраструктуры, развитии энергетики на основе принципов устойчивости, выработке единых подходов к решению трансграничных экологических проблем. К приоритетам относим формирование единого железнодорожного права, евроазиатских транспортных коридоров, перезапуск энергетического сотрудничества, наращивание работы в области устойчивого управления лесами, полноценную реализацию Хартии устойчивого жилья. Рассчитываем на придание дополнительного импульса имеющим глобальное измерение программам Комиссии по инновациям, государственно-частному партнерству и упрощению торговли.
Перечисленные направления работы не только могут стать дополнительным рычагом в обеспечении стабильного и устойчивого роста в панъевропейском регионе, но и будут способствовать стыковке на экспертном и техническом уровнях интеграционных процессов в панъевропейском регионе.
Со своей стороны продолжим выделять финансовые средства для оказания техсодействия государствам СНГ по линии ЕЭК ООН. Российский взнос в Комиссию останется на неизменном уровне в 1,2 млн. долл. США.
Уверены в том, что Комиссия может и должна стать катализатором т.н. "интеграции интеграции" или, проще, выстраивания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Благодарю вас.
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.