Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству провел «круглый стол» на тему: «Вопросы кодификации законодательства об административных правонарушениях». В заседании приняли участие: депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и представители экспертного сообщества. Вел заседание Председатель Комитета Владимир Плигин .
Во вступительном слове В.Плигин отметил, что ныне действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – документ традиционный - сыграл свою положительную роль, одновременно он «является документом гибким», носящим исчерпывающий характер. В течение всего времени своего действия документ выполнял ряд важных задач. Он смог объединить в одном законодательном акте множество разнородных норм, устанавливающих административную ответственность и меры наказания за правонарушения разного характера.
За время действия КоАП в него было внесено более 3000 изменений, предусмотренных более 410 федеральными законами. По мнению председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, такое количество изменений «сделало КоАП трудным для понимания правоприменителями и гражданами», а в ряде статей «было утрачено единство правового регулирования». Именно поэтому назрела необходимость в разработке и принятии нового КоАП. При этом В.Плигин неоднократно подчеркивал: «Кодекс сыграл свою профилактическую роль».
Внесенный на рассмотрение Государственной Думы законопроект №703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)» разработан депутатами Госдумы Владимиром Плигиным , Дмитрием Вяткиным и другими. Новая редакция Кодекса решает, по словам В.Плигина, «задачу по обеспечению единства, последовательности и внутренней непротиворечивости регулирования всего комплекса общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности». В частности, с этой целью сформулированы единые принципы административной ответственности, определяющие общие подходы к установлению административной ответственности, правил производства по делам об административных правонарушениях, к применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административного наказания. Уточнены подходы к определению содержания ряда ключевых для института административной ответственности понятий.
Общая часть Кодекса широко обсуждалась на различных площадках законодателей и, как сказал депутат, неоднозначно трактовалась экспертами из-за нежелания системно изучить объемный документ. «Сегодня завершается черновая работа над Кодексом», - подчеркнул он.
Депутат Госдумы Дмитрий Вяткин в своем выступлении подтвердил, что обсуждение Общей части, перенесенное на экспертные площадки, «стало более предметным». Это, по его мнению, поможет в работе и над Особенной частью Кодекса, и над процессуальной. Проект Общей части он назвал компромиссом.
Профессор Института государства и права РАН Надежда Салищева поддержала необходимость принятия новой редакции Кодекса, чтобы «добиться единства общей, особенной и процессуальной частей», и выступила с рядом конструктивных предложений.
Участниками обсуждения также отмечалось, что принятие Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволит повысить уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечить большую прозрачность при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административного наказания.
Подводя итог, В.Плигин рекомендовал участникам дискуссии передать все предложения в Комитет для подготовки результирующего документа и дальнейшей работы над совершенствованием новой редакции КоАП.
По материалам Пресс-службы Совета Федерации ФС РФ.