Ответственный Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и соисполнитель - Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендуют принять в первом чтении проект федерального закона № 623170-6 «О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации», внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
В настоящее время в условиях роста количества правонарушений, связанных с незаконной добычей природных ресурсов, в том числе с незаконной рубкой лесных насаждений, эффективность применения предусмотренных законодательством мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства приобретает первостепенное значение.
Инициатива Заксобрания Вологодской области направлена на уточнение порядка исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям при их незаконной рубке, уничтожении или повреждении. В примечаниях к статьям 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» и 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений» Уголовного кодекса (УК) предлагается определять размер ущерба, нанесенный лесам, не только по утвержденным Правительством таксам, когда берется кратная стоимость объема незаконно срубленной древесины, но и по соответствующей методике.
Необходимость введения дополнения в законопроекте обосновывается и тем, что при определении размера ущерба правоохранительные органы не учитывают его кратность, определяемую в соответствии с методикой исчисления размера вреда, и, как следствие, квалификация преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК, осуществляется без надлежащего учета степени их общественной опасности. Ответственный Комитет полагает, что дополнение о методике позволит наиболее полно отражать реальный размер нанесенного вреда.
При применении методики размер ущерба увеличивается от 2 до 10 раз в зависимости от категории лесов, времени совершения преступлений, например: в 2 раза - если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах или участках эксплуатационных лесов; в 3 раза - если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов; в 5 раз - если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях; в 2 раза - в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре - январе.
Ответственный комитет и комитет-соисполнитель поддерживают изменения, предлагаемые законопроектом, так как они способствуют правильной и справедливой оценке реального размера причиненного лесным насаждениям ущерба с учетом экологического вреда, причиненного природной среде. Законопроект поддерживают Правительство, Верховный Суд, субъекты Федерации.
Рассмотрение законопроекта состоится на пленарном заседании 21 апреля.
По материалам Пресс-службы Совета Федерации ФС РФ.