Отчёт Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2014г.
На дневном заседании, прошедшем под председательством Сергея Нарышкина , Председатель Правительства Дмитрий Медведев представил отчет Правительства о результатах деятельности за 2014 год. Он отметил, что впервые страна оказалась под воздействием сразу двух внешних шоков - резкого падения цен на нефть и беспрецедентно жесткого санкционного давления.
Положение в экономике Д.Медведев охарактеризовал как сложное. По итогам 2014 года рост ВВП составил всего 0,6%. Упал курс рубля, инфляция достигала 16%. Начали резко сокращаться реальные доходы населения. Все это происходило на фоне политизированного понижения инвестиционного рейтинга России и масштабного оттока капитала.
В текущем году негативные тенденции сохраняются. В первом квартале ВВП снизился на 2%, промышленное производство - на 0,4%. Наиболее ощутимый спад наблюдается в инвестициях.
Тем не менее, по словам Д.Медведева, это не самый жесткий из возможных сценариев и благодаря принятым мерам ситуация в целом стабилизируется. Валютный рынок «успокоился», экономика постепенно адаптируется к плавающему курсу рубля, безработица «в пределах разумных показателей».
Но иллюзий быть не должно. «Если внешнее давление будет усиливаться, цены на нефть сохранятся на экстремально низком уровне надолго - придется развиваться в другой экономической реальности, которая будет проверять всех по полной программе», - предупредил Председатель Правительства. В то же время он выразил уверенность, что Россия сможет адаптироваться к новой реальности.
Особое внимание в своем выступлении Д.Медведев уделил теме воссоединения с Крымом. «Для многих возвращение Крыма стало восстановлением исторической справедливости, которая по силе и значению сравнима с падением Берлинской стены и объединением Германии, или с возвращением Китаю Гонконга и Макао», - отметил он.
В короткие сроки проведена большая работа по интеграции двух новых регионов в управленческую, правовую и экономическую системы страны. Пенсии и зарплаты крымчан выросли, одновременно им были сохранены все ранее действовавшие социальные льготы и выплаты. Российские паспорта получили около 2 млн. жителей Крыма. Общий объем финансирования программы социально-экономического развития региона, рассчитанной до 2020 года, составит 700 млрд. рублей.
По словам Д.Медведева, Крым потребует деятельного соучастия в ближайшей перспективе. «Территория существенно отстала от нашей страны. Наша задача - восполнить все, что не было сделано за 25 лет», - сказал он.
Одновременно Д.Медведев сообщил, что ущерб России от санкций, введенных после воссоединения с Крымом, составил 25 млрд. евро и в 2015 году потери от ограничений могут увеличиться в несколько раз.
Д.Медведев признал, что экономические последствия «крымского решения» могли бы быть легче, если бы в экономике не накопился ряд внутренних проблем. И первыми это почувствовали регионы.
«Конечно, мы поможем регионам. Но ситуация с региональными финансами требует нестандартных решений», - заявил Председатель Правительства, пообещав в ближайшее время провести на эту тему специальное совещание.
Характеризуя ситуацию в промышленном производстве, Д.Медведев отметил небольшой рост в тяжелом машиностроении, стабильную работу химической и атомной промышленности, энергетической системы, спад в автомобильном и фармацевтическом производстве. Достаточно сложной он назвал ситуацию в станкостроении.
В то же время 2014 год стал успешным для жилищного строительства. Положительные результаты отмечены в ракетно-космической отрасли и сельском хозяйстве. Добыча нефти стабилизировалась на уровне 527 млн. тонн.
Выросли внутренние воздушные перевозки, «стабилизировалась» и «находится под контролем» ситуация с пригородным железнодорожным сообщением.
Д.Медведев позитивно оценил ситуацию в ОПК и работу системы гособоронзаказа. «Россия продолжает прочно удерживать одно из лидирующих мест среди мировых экспортеров вооружений», - сказал он.
В своем выступлении Председатель Правительства также затронул вопросы развития ипотечного кредитования и снижения задолженности по оплате услуг ЖКХ, рассказал о мерах по улучшению бизнес-климата и заверил, что несмотря ни на что, все социальные обязательства будут выполнены. Он также подчеркнул, что приоритеты и стратегические установки, обозначенные в концепции социально-экономического развития и майских указах Президента, останутся прежними.
Вопросы Д.Медведеву задали представители всех четырех фракций.
Алексей Корниенко (КПРФ) указал на низкие темпы газификации в России, Сергей Катасонов (ЛДПР) обратил внимание Председателя Правительства на проблемы валютного кредитования, Анатолий Аксаков (СР) вновь затронул тему кризиса региональных бюджетов.
Сергей Гаврилов (КПРФ) спросил о принимаемых Правительством мерах по повышению доступности кредитов для промышленности и сельского хозяйства, Михаил Дегтярев (ЛДПР) - о перспективах амнистии капиталов.
Андрей Макаров (ЕР), заметив, что острее всего граждане ощущают рост цен на продукты питания и лекарства, призвал ограничить торговые надбавки, Ольга Баталина (ЕР) предложила направить дополнительные средства из федерального бюджета на строительство детских садов.
Владимир Кашин (КПРФ) высказался за возрождение семеноводства и молочного животноводства и предложил принять госпрограмму по вовлечению сельхозугодий в оборот.
Сергей Калашников (ЛДПР) затронул проблему импортозамещения в фармацевтической отрасли, для решения которой необходимо наладить производство отечественных субстанций.
Валерий Черешнев (СР) обратил внимание Д.Медведева на негативные последствия реструктуризации академии наук, а Елена Драпеко (СР) - на необходимость развития системы электронных библиотек и обеспечения доступа к электронным ресурсам.
Отвечая на вопрос Валерия Трапезникова (ЕР), спросившего о перспективах повышения пенсионного возраста, Д.Медведев сказал, что это «щепетильная тема» и решение должно приниматься с учетом всех позиций. Однако при этом необходимо также учитывать «демографические тренды» и «текущую ситуацию». В частности, Д.Медведев напомнил, что действующий пенсионный возраст был установлен в 1932 году, когда средняя продолжительность жизни составляла всего 35 лет.
Вместе с тем, Председатель Правительства поддержал предложение В.Трапезникова повысить до 65 лет пенсионный возраст депутатов, членов Совета Федерации, министров и муниципальных чиновников.
Геннадий Зюганов (КПРФ) в своем выступлении главными проблемами российской экономики назвал отсутствие стратегии развития, недостаток внимания к реальному производству и слабый профессионализм финансово-экономической команды.
Владимир Жириновский (ЛДПР) подверг критике работу Центробанка. «Рубль нельзя жестко привязывать к доллару. Финансовая система должна быть самостоятельной. Вывоз валюты из страны - только под контракты», - сказал он, предложив одновременно усилить госсектор в промышленности и предусмотреть прямые инвестиции.
Владимир Васильев (ЕР) заметил, что на принятие нужных и правильных решений подчас уходит слишком много времени. Это касается и проблемы с электричками, и поддержки сельхозпроизводителей, и контроля цен на продукты и лекарства. «Многое делается для того, чтобы снять контроль и облегчить работу, - сказал В.Васильев. - Но нельзя не контролировать. Надо не сокращать контроль, а делать его цивилизованным и открытым».
Сергей Миронов (СР) заявил, что одной из целей государственной политики должно быть поддержание стабильности на финансовых рынках. Он также выразил сомнение, что средства, выделенные на докапитализацию банков, попадут в реальный сектор экономики. Основная проблема, по его словам, заключается в отсутствии заемщиков, готовых платить за кредиты по 18-20% годовых, ведь собственная рентабельность производителей позволяет им брать кредиты максимум под 8-10%.
Подводя итоги обсуждения, Сергей Нарышкин поблагодарил Правительство за конструктивное сотрудничество с Государственной Думой.
По материалам Пресс-службы Совета Федерации ФС РФ.