Карта сайта  l  Сегодня на сайте  l  Сделать стартовой  l  Добавить в избранное l  RSS-версия  l  Рассылка  l  Отправить email    
 
 
   
2015-04-23 17:01:18 

Новый закон о контрактной системе не сделал госзакупки более эффективными: экономия по итогам 2014 г. снизилась на 2%


Версия для печати 
Обсудить  

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет об итогах мониторинга эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях формирования контрактной системы. С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

По мнению проверяющего, Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не повысил эффективность системы госзакупок. «44-ФЗ пока не стал полноценным инструментом регулирования всего цикла закупочной деятельности. Он не изменил подходы и требования, установленные прежним законодательством», - уточнил аудитор.

В 2014 г. цели, которые изначально ставились перед новым законодательством, не достигнуты. По данным Федерального казначейства зафиксировано снижение экономии по итогам проведения закупок с 7% в 2013 г. до 5%[1] в 2014 г., причем такая тенденция отмечена по всем уровням проведения и способам осуществления закупок.

За прошлый год было заключено свыше 2,5 млн. государственных и муниципальных контрактов. Их общая сумма составила 5,3 трлн. руб. Аудитор отметил тенденцию укрупнения закупок. В 2014 г. количество контрактов стоимостью свыше 1 млрд. руб. выросло на 26% - 415 закупок на общую сумму 1,7 трлн. руб. 73% из них пришлось на федеральных заказчиков.

По словам Максима Рохмистрова, на процедуры закупок стало подаваться больше заявок. Так, на 1 лот по итогам 2014 г. в среднем подавалось 2,9 заявки. В 2013 г. этот показатель составлял 2,6. Тем не менее, говорить о приемлемых показателях конкуренции все еще рано. Самые худшие значения этого показателя - при муниципальных закупках.

Среднее количество заявок на 1 лот, подаваемых участниками конкурентных способов закупок

Увеличение количества способов осуществления закупок, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, не оказало существенного влияния на структуру закупок – основная доля объявленных закупок (по сумме) по-прежнему приходится на электронные аукционы (56%).

При этом обращает на себя внимание высокая доля закупок у единственного поставщика[2]в 2014 годуна федеральном уровне (29,8%). Для сравнения: на региональном уровне эта доля составляет 4,9%, на муниципальном уровне – 6,8%.

По мнению аудитора, передача полномочий по созданию ЕИС от Минэкономразвития России Федеральному казначейству, необходимость доработки изначально сформированных Минэкономразвития России концепции и технического задания на создание ЕИС (формировались под новую систему, впоследствии было принято решение формировать ЕИС на базе аппаратно-программного комплекса официального сайта zakupki.gov.ru) привели к задержке работ по созданию ЕИС сроком на 1 год.

Также отмечено отсутствие на официальном сайте zakupki.gov.ru, который действует до ввода в эксплуатацию единой информационной системы (ЕИС), полноценной интеграции функциональных процессов, начиная от планирования закупок и заканчивая заключением и исполнением контракта, а также каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд[3] (как инструмента повышения эффективности закупок за счет обеспечения сопоставимости однотипных закупок и мониторинга цен), не позволяет в полной мере осуществлять предупреждающий контроль в сфере закупок.

При этом объем средств, направленных на развитие и обеспечение функционирования Официального сайта за 2010-2014 гг.[4], составил около 2,8 млрд. руб.

В 2014 году Счетной палатой было проведено более 100 контрольных мероприятий, в рамках которых проверялась закупочная деятельность объектов аудита. По результатам указанных проверок выявлено 276 нарушений законодательства о размещении заказов и законодательства о контрактной системе в сфере закупок на общую сумму 39,6 млрд. руб., основная часть которых касалась:

неразмещения или нарушения сроков размещения планов-графиков закупок или сроков внесения изменений;

несоблюдения порядка проведения торгов;

нарушения порядка заключения контрактов;

нарушения порядка размещения заказа у единственного поставщика подрядчика, исполнителя;

нарушения условий контрактов, в том числе необоснованное их изменение;

неприменения мер ответственности по контракту.

При этом нарушения Федерального закона № 44-ФЗ были выявлены Счетной палатой при проведении 21-го контрольного мероприятия, в рамках которых проверено 36 заказчиков федерального и регионального уровня (нарушения выявлены в закупках на общую сумму около 7 млрд. руб.).

По поступившим сведениям от контрольно-счетных органов регионов России (КСО) в 2014 г. ими проведено 282 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в ходе которых проводился аудит в сфере закупок (проводили 53 КСО).

В рамках указанных мероприятий КСО проверено более 1 тыс. заказчиков. По результатам проверок за указанный период выявлено более 2 тыс. нарушений, связанных с проведением закупок (нарушения выявлены в закупках на общую сумму 7,4 млрд. руб.).

В целом выявляемые нарушения по результатам аудита в сфере закупок как Счетной палатой, так и КСО охватывали все этапы закупочного цикла, начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов, применением его результатов.

По результатам проведенного Счетной палатой анализа 280-ти договоров стоимостью от 1 млрд. руб. на общую сумму около 1,3 трлн. руб. выявлено 50 контрактов (около 272,4 млрд. руб. - 21%), которые заключены с организациями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях. В связи с этим Счетная палата считает целесообразным скорейшее принятие законопроекта, исключающего из сферы государственных закупок офшорные компании, юридические лица, учредителей, которые зарегистрированы в иностранных юрисдикциях.

По-прежнему не решена задача по пресечению необоснованных закупок. «Выявлен целый ряд автомобилей люкс-класса стоимостью от 3 до 6 млн. руб., которые можно отнести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами», - рассказал Максим Рохмистров. Такими заказчиками в 2014 г. выступили ФКУ «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства», ФКУ «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства», ФГБУ «Управление капитального строительства № 900 при Федеральном агентстве специального строительства», ФКУ «Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск Федерального дорожного агентства» и ФКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» .«Технические задания на автомобили включали такие требования как боковые подножки с подсветкой, вентиляция сидений автомобиля, аудио-система премиум класса, возможность подключения Ipod, отделка всего салона «Алькантарой», люк из тонированного безопасного стекла с электроприводом со встроенными фотоэлементами солнечной батареи, ионизатор воздуха», - добавил аудитор.

Также не удалось полностью избавиться и от коррупционных рисков. Например, в ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» установлен факт аффилированности заместителя директора учреждения с организациями, с которыми заключались государственные контракты. В целом объем нарушений законодательства на объекте составил 4,4 млрд. руб. (нарушения при планировании закупок и обосновании начальных цен, непроведение закупок у субъектов малого предпринимательства, отсутствие общественных обсуждений закупок на сумму свыше 1 млрд. руб., заключение контракта до исполнения предписания контрольного органа в сфере закупок, заключение контракта на сумму, значительно превышающую начальную цену, не соблюдение порядка выплаты авансов и др.). Материалы по итогам проверки данного учреждения направлены Счетной палатой в Генеральную прокуратуру.

В 2014 г. не был принят полный комплекс подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок нормирования, планирования и обоснования закупок, в частности не утвержден порядок обоснования закупок и форма такого обоснования. «Очередной перенос сроков* вступления в силу законодательных норм не позволяет решить изначально декларируемую задачу по регулированию 44-ФЗ всего цикла закупок, а также повысить эффективность закупочной деятельности, в том числе путем пресечения необоснованных закупок и закупок продукции с избыточными потребительскими свойствами», - пояснил аудитор. «Необходимо уже в 2015 г. принять предусмотренные законом нормативные акты по обоснованию и нормированию в сфере закупок, а также обеспечить внедрение с 2016 г. единой информационной системы», - резюмировал Максим Рохмистров.

Проверка показала, что органы, контролирующие контрактную систему, не в полной мере используют закрепленные за ними полномочия. Аудитор отметил необходимость активизации контрольной деятельности в сфере закупок, проводимой Росфиннадзором, поскольку к сфере его деятельности относятся такие важные этапы проведения закупок как определение и обоснование начальных цен контрактов, соответствия поставленного товара условиям контракта и целям осуществления закупки, а также применение мер ответственности в рамках исполнения контракта. «Требуется активизация работы антимонопольного органа по подаче исков в суд о признании недействительными закупок, проведенных с грубыми нарушениями федерального закона, внедрения в практику ФАС России проведения плановых проверок», - добавил аудитор.

Аудитор отдельно остановился на успешном опыте внедрения общественного контроля** в сфере закупок. Процедура обязательного общественного обсуждения была проведена в отношении 292 закупок стоимостью свыше 1 млрд. руб. По итогам первого этапа общественных обсуждений 21 закупка на сумму 55,7 млрд. руб. была отменена заказчиками после получения ими замечаний. По итогам второго этапа общественных обсуждений – 2 закупки на сумму 4,6 млрд. руб. «Большая часть закупок, отмененных по результатам общественных обсуждений, приходилась на подведомственные учреждения Федерального дорожного агентства и Министерство финансов Московской области», - рассказал Максим Рохмистров.

Коллегия приняла решение направить информацию об основных итогах и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также - информационное письмо в Правительство РФ.

Справочная информация:

* Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление в силу некоторых его положений, при этом с учетом внесения изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ (в 2013-2014 гг. принято 9 федеральных законов о внесении изменений) сроки введения некоторых таких положений неоднократно пролонгировались, в частности:

планирование и обоснование закупок вводится с 1 января 2016 г. (первоначальный срок введения – с 1 января 2015 г.);

нормирование в сфере закупок – с 1 января 2016 г. (первоначальный срок введения – с 1 января 2014 г.);

введение в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок – с 1 января 2016 г.;

мониторинг закупок – с 1 января 2017 г (первоначальный срок введения – с 1 января 2016 г.);

использование каталога товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – с 1 января 2017 г.;

наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок работников контрактных служб, контрактных управляющих– с 1 января 2017 г. (первоначальный срок введения – с 1 января 2016 г.).

** В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ в 2014 г. общественное обсуждение закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд. руб. стало обязательным для всех заказчиков (в 2012-2013 гг. обсуждение крупных закупок для федеральных заказчиков было обязательным, для заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков – носило рекомендательный характер).

[1]Разница между начальной (максимальной) ценой контракта/лота, указанной в размещенном извещении о закупке, и стоимостью предложения участника-победителя по итогам осуществления закупки.

[2]Без учета закупок малого объема и закупок у единственного поставщика по итогам несостояшихся конкурентных способов закупок.

[3]В соответствии с частью 13 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ с 1 января 2014 года по 1 января 2017 года включительно формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд могут обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в части отдельных товаров, работ, услуг.

[4] На основе анализа материалов, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» размещены в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процессы подготовки и оценки проектов планов информатизации.

 

По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.




  • Не соучастники ли они?
  • Чтобы осуществлять «мягкое насилие», нужно иметь мандат на жёсткое насилие
  • Когда нужно, власть может и «капелюшечку ксенофобии» включить
  • Власть потворствует
  • Страшно далеки они от народа


  • Новости партнеров:

  •   Хомяков: Ходорковский не сможет уйти из политики

      Филатов: «У попа была собака, он ее …»

      Джемаль: Разбавленный Троцкий, Мордор и сортир

      Ремизов: Путин проводит точечную перенастройку системы

      Данилин: Фейк-митинг – закономерный итог года

    Рейтинг политических лидеров и неудачников недели (11 – 17 июня)
    Рейтинг политических лидеров возглавил министр МВД Колокольцев, по инициативе которого в ведомстве произошли существенные кадровые перестановки. Первую позицию в рейтинге неудачников заняли глава СК РФ Бастрыкин и главред «Новой газеты» Муратов, понесшие репутационные потери после скандальной истории об угрозах в адрес журналиста Соколова   подробнее 


    Все материалы раздела 


    Кирилл Иванов
    Молдавский кукловод
      подробнее 

    Роман Коноплев
    Приднестровье – форпост России или бандитский концлагерь?
    Глава Приднестровья Евгений Шевчук направил в Верховный совет ПМР законопроекты, направленные на повышение ответственности за клевету. Он требует рассмотреть их в режиме законодательной необходимости в срочном порядке.   подробнее 

    Кирилл Иванов
    Дудогло готов на многое. На грязи не остановится
    Кампания по выборам башкана (главы администрации) Гагаузской автономии на юге Молдовы вступила в самую горячую (а вернее сказать — грязную фазу).   подробнее 


    Вся аналитика 



    Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
    В отличие от старых игровых автоматов, где игрок должен был соревноваться с другими игроками, теперь имеется возможность сконцентрироваться именно на выполнении одиночных миссий.   подробнее 

    Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
    Бунин не исключает, что таким образом готовится место для Дмитрия Медведева. Однако, учитывая, что Медведев — человек амбициозный, Владимир Путин может предпочесть увидеть на этом месте более управляемого человека.   подробнее 

    Пустое место как источник международной напряженности
    Россия не имеет никакого касательства ни к бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену, ни к его перемещению по миру, он не пересекал границу РФ, заявил на пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров.   подробнее 


    Все материалы раздела 




       Кадыров опубликовал видео, где Михаил Касьянов показан под снайперским прицелом

       Михаила Касьянова во Владимире закидали яйцами

       Правозащитная организация «Агора» ликвидирована по иску Минюста

       Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск по линии Интерпола

       Выборы президента США в 2016 году

       Кризис в России

       Ведущий Тимур Кизяков вошел в высший совет «Единой России»

       Ангела Меркель поддержала предложение президента Украины продлить санкции против России

       Pussy Riot сняли клип про Чайку

       Минюст РФ включил рязанский «Мемориал» в реестр иностранных агентов

    Все сюжеты 





    © «Lentacom.ru», 2005-2006.
    При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Lentacom.ru» обязательна.
    Информация о проекте:
    Реклама на «Lentacom.ru»:
    Адрес для пресс-релизов:
    .  .