Фото ИТАР-ТАСС/ Ю.Смитюк
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты исполнения представлений, направленных в 2013 г. по итогам контрольного мероприятия «Проверка привлечения и использования ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» кредитных средств банков и правомерности использования средств федерального бюджета для их погашения, а также целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на финансовое оздоровление ОАО «Амурский судостроительный завод» в период 2009 года по истекший период 2013 года, и анализ организации и осуществления на нем процедур банкротства». На заседании Коллеги присутствовал Президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.
На заседании Коллегии было отмечено, что ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (далее - ОАО «ДЦСС») из 8 пунктов представления Счетной палаты не исполнено 3, частично исполнено 3; ОАО «ОСК» из 9 пунктов представления не исполнено 4, частично исполнено 3.
При этом членами Коллегии было принято во внимание, что Президент ОАО «ОСК» Алексей Рахманов вступил в должность в июне 2014 г., т.е. после проведения проверки Счетной палаты в отношении корпорации. Вместе с тем, по словам Алексея Рахманова, на момент заседания Коллегии ОАО «ОСК» 1 из неисполненных пунктов представления уже был исполнен, 3 пункта находились на завершающей стадии исполнения.
На заседании Коллегии был затронут важный вопрос о завершении строительства судостроительного комплекса «Звезда» (далее – СК «Звезда») на Дальнем Востоке, которое началось в 2010 г. по инициативе ОАО «ОСК». Заказчиками проекта выступают ОАО «ДЦСС» и ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (далее – ОАО «ДВЗ «Звезда»). Реализация проекта проводилась без бюджетного финансирования – за счет краткосрочных заемных средств. Общий объем затрат на балансе заказчиков строительства СК «Звезда» к концу 2014 г. превысил 20,6 млрд. руб. При этом ОАО «ДВЗ «Звезда» к 25 июля 2013 г. перечислил генподрядчику строительства ЗАО «Росдорснабжение» 15,58 млрд. руб. (с учетом НДС), из которых по состоянию на 1 декабря 2014 г. остаток незакрытых работами авансов составил 4,34 млрд. руб.
Члены Коллегии обратили внимание на реализацию поручений Президента России от 30 августа 2013 г., во исполнение которых Минпромторг России, ОАО «ОСК», ОАО «НК Роснефть» и АО «Газпромбанк» были подготовлены предложения по созданию на базе ОАО «ДЦСС» судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке. Реализация предложений проводилась согласно Дорожной карте и Финансовой дорожной карте.
В период проведения проверки Счетной палаты мероприятия Дорожной карты реализовывались с отставанием в 3 месяца от уже скорректированных на 8 месяцев сроков. Между тем, Алексей Рахманов заверил собравшихся, что Указ Президента России от 21.07.2014 №524 «О развитии судостроения на Дальнем Востоке» будет исполнен ОАО «ОСК» к установленному сроку. При этом Финансовая дорожная карта предусматривает привлечение долгосрочного финансирования от Госкорпорации «Внешэкономбанк» в размере до 100 млрд. руб. На момент проведения проверки Счетной палаты инвестиционная заявка на финансирование строительства СК «Звезда» в ВЭБ не направлялась.
Аудиторами также установлено, что в проверяемый период ОАО «ДЦСС» по заказу Росморречфлота и ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» исполняло государственный контракт на постройку многофункционального аварийно-спасательного судна проекта MPSV06. Срок его исполнения был установлен 17 декабря 2011 года.
Строительство судна было начато в 2010 году, но в сентябре 2012 года эти работы были приостановлены. Независимая экспертиза показала, что в результате ошибочных технических расчетов все последующее рабочее проектирование корабля подлежало пересмотру и не могло использоваться при строительстве судна.
По итогам двух лет с момента прекращения работ заказчик так и не принял решение по дальнейшей достройке судна. Новый срок сдачи корабля не установлен, дополнительные источники финансирования и их размеры не определены. В связи с этим, средства федерального бюджета в объеме 1,5 млрд. рублей на постройку судна использованы без достижения результата. Фактические затраты ОАО «ДЦСС» заказчиком не возмещены. Приостановка строительства судна не позволяет принять новый заказ и ведет к убыткам ОАО «ДЦСС» с учетом произведенных расходов на дополнительную экспертизу.
Помимо нарушений, по которым Счетной палатой уже были направлены представления, контрольным органом были выявлены и новые нарушения в деятельности ОАО «ОСК». Из 6,4 млрд. руб., внесенных в уставный капитал ОАО «ОСК» на цели реализации проектов лизинга морских и речных судов отечественного производства, 1,1 млрд. руб., направленные корпорацией в 2010 г. в ОАО «ВЭБ-лизинг» до настоящего времени не были задействованы в строительстве судов отечественными верфями. На финансирование проектных работ по строительству судов использованы только 65 млн. рублей, прочие средства были израсходованы на погашение задолженности ОАО «ДЦСС» перед ОАО «ОСК» и на текущую хозяйственную деятельность ОАО «ДЦСС». Таким образом, бюджетные средства в размере 1,1 млрд. рублей были использованы нерезультативно и экономически неэффективно. По словам Президента ОАО «ОСК», за исключением этого случая данная программа позволила построить на отечественных верфях боле 20 судов типа река-море.
К новым нарушениям относятся и нарушения законодательства о бухгалтерском учете на общую сумму 1,03 млрд. руб.
Члены Коллегии обратили внимание, что существующая в ОАО «ОСК» схема владения акциями имеет сложную многоуровневую структуру, которая затрудняет управление и контроль за выполнением государственного заказа, государственного оборонного заказа, а также инфраструктурных проектов и целевым и эффективным использованием бюджетных средств. При этом работа созданных структурных подразделений внутреннего контроля в дочерних и зависимых обществах, входящих в состав ОАО «ОСК», была недостаточно результативной.
В свою очередь Алексей Рахманов сообщил, что ОАО «ОСК» была разработана дорожная карта по оптимизации структуры владения акциями, приняты меры по жесткой централизации контроля за движением денежных средств и исполнения государственного оборонного заказа. По его словам, структура ОАО «ОСК», введенная с сентября 2014 г., предусматривает централизацию и других ключевых бизнес процессов, включая управление проектами и материально-техническое обеспечение.
На заседании Коллегии было отмечено, что в проверяемом периоде имели место многочисленные изменения первоначальных сроков исполнения государственных контрактов на разработку, строительство, ремонт и сервисное обслуживание подводных лодок и боевых надводных кораблей, и как следствие, их удорожание. При этом участники Коллегии обратили внимание и на положительные тенденции в своевременном исполнении государственных контрактов в последнее время.
Коллегия Счетной палаты приняла решение по неисполненным представлениям направить предписания, по фактам выявленных новых нарушений направить представление в ОАО «ОСК».
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.