Счетная палата подготовила оперативные доклады о ходе исполнения федерального бюджета, консолидированных бюджетов регионов и бюджетов внебюджетных фондов за январь-март 2015 г. Полная информация доступна по ссылке. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документах.
Федеральный бюджет
ВВП в январе-марте 2015 г. составил 16,6 трлн. руб., или 21,4% прогнозируемого годового объема.
Индекс промышленного производства в январе-марте 2015 г. по сравнению с январем-мартом 2014 г. составил 99,6%. По отдельным видам продукции отмечено относительно высокие темпы роста, что может быть связано с процессами импортозамещения. В I-ом квартале текущего года был отмечен рост производства в России продовольственных товаров: сыров – на 32,1%, мяса и субпродуктов пищевых – на 16%, овощей и грибов консервированных – на 28,4%, непродовольственных товаров: сталеплавильного оборудования и литейных машин – на 50,8%, тепловозов магистральных – на 33,3%, листового стекла – на 43,8%, органических синтетических красителей – на 27,8%, стальных труб – на 18,1%.
Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе-марте 2015 г. составила $52,76 за баррель, что почти в 2 раза ниже среднегодовой прогнозной цены на нефть на 2015 г. Средняя цена на нефть марки «Юралс» с 1 по 14 апреля 2015 г. составила $55,29 за баррель.
Инфляция в марте 2015 г. составила 7,4%. По состоянию на 20 апреля 2015 г. инфляция составила 7,9%. Риски превышения ожидаемого уровня инфляции в 2015 г. обусловлены возможно более высокими темпами роста цен на продовольственные товары по сравнению с прогнозируемыми, а также ростом тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора, индексация которых запланирована на июль 2015 г.
Отток капитала из России в январе-марте 2015 г. составил $32,6 млрд., что в 1,5 раза ниже показателя в аналогичном периоде прошлого года.
Рост цен на продовольственные товары в марте 2015 г. относительно декабря 2014 г. составил 10,9%. К примеру, наибольшее удорожание произошло по плодоовощной продукции – на 32,5%, а также на рыбу и морепродукты – на 15,8%. При этом, отмечается заметное подорожание по некоторым группам продовольственных товаров, не входящим в число запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию в целях экономической безопасности. Так, цены на масло подсолнечное возросли на 17,6%, на сахар - песок – на 17%, на крупы и бобовые – на 14,3%, на макаронные изделия – на 14,2%, на хлеб и хлебобулочные изделия – на 7,9%.
Рост цен на непродовольственные товары в марте 2015 г. относительно декабря 2014 г. составил 6,8%. Наибольший рост цен отмечался на медикаменты – на 13,9%, что связано с влиянием отложенного эффекта существенного ослабления курса рубля к доллару США и евро.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-марте 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. снизились на 1,4%, а реальная начисленная среднемесячная заработная плата - на 8,3%.
Официальный курс доллара США к рублю в январе-марте 2015 г. в среднем составил 62,16 рубля за 1 доллар США, что в 1,8 раза выше уровня в аналогичном периоде 2014 г. Курс доллара США к рублю в январе – марте текущего года уже более чем в 1,6 раза превысил прогнозный уровень курса доллара США к рублю в целом на 2015 г. (37,7 рубля за 1 доллар США), учтенный в расчетах к федеральному бюджету.
Доходы федерального бюджета в январе-марте 2015 г. составили 3,44 трлн. руб., или 27,4% прогнозного годового объема. Нефтегазовые доходы составили 1,54 трлн. руб., ненефтегазовые доходы – 1,89 трлн. руб. Потенциальными резервами увеличения доходов федерального бюджета остаются активизация работы по сокращению задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, отказ от неэффективных льгот и преференций, реализация мер, направленных на введение единого для стран Евразийского экономического союза механизма зачисления и распределения вывозных таможенных пошлин, усиление контроля таможенной стоимости.
Расходы федерального бюджета в январе-марте 2015 г. составили 4,24 трлн. руб., или 27,8% прогнозного годового объема.
Дефицит федерального бюджета в январе-марте 2015 г. составил 800 млрд. руб., при утвержденном годовом дефиците 430,7 млрд. руб.
Поступления в федеральный бюджет от приватизации в январе-марте 2015 г. составили 345,3 млн. руб., или 0,22% годового объема.
Контрактуемые расходы федерального бюджета в январе-марте 2015 г. составили 375,52 млрд. руб. (открытая часть), или 16,2% показателя доведенных ЛБО по состоянию на 1 апреля 2015 г. Экономия бюджетных средств при заключении контрактов составила 3,11%.
Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2015 г. исполнены в сумме 1,74 трлн. руб. (открытая часть), или 21,8% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. Низкий уровень исполнения отмечен по госпрограммам: «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» (0,3%), «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (1,2%), «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года (6,7%), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (8,4%), «Экономическое развитие и инновационная экономика» (8,8%). Высокий уровень исполнения отмечен по госпрограммам: «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (30,5%), «Внешнеполитическая деятельность» (41,5%), «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (46,7%), «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» (70,1%).
Расходы федерального бюджета на реализацию ФАИП по состоянию на 1 апреля 2015 г. исполнены в сумме 124,4 млрд. руб., или 13% годового объема ЛБО. Основной причиной низкого уровня исполнения расходов на ФАИП, как и в предыдущие годы, является несвоевременное принятие нормативных актов, необходимых для реализации бюджетных инвестиций и субсидий на осуществление капитальных вложений.
В январе-марте 2015 г. в Госкорпорацию «Росатом» был перечислен имущественный взнос в размере 92,8 млрд. руб., в Госкорпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - 42,25 млрд. руб., в Госкорпорацию «Внешэкономбанк» - 4,47 млрд. рублей, Госкорпорацию «Ростех» - 1,81 млрд. рублей, в Госкомпанию «Российские автомобильные дороги» - 395,3 млн. руб. В уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» был осуществлен взнос в размере 4,9 млрд. руб.
Государственный долг Российской Федерации в январе-марте 2015 г. уменьшился на 1,8% и на 1 апреля 2015 г. составил 10,11 трлн. руб.
Остатки средств федерального бюджета в январе-марте 2015 г. уменьшились на 3% и составили 9,86 трлн. руб.
Программа государственных внутренних заимствований на 2015 г. за январь-март выполнена по привлечению средств за счет размещения государственных ценных бумаг на 9,2%, по погашению – на 26,7%.
Программа государственных внешних заимствований на 2015 г. за январь-март выполнена по погашению государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на 19,3%, привлечение государственных ценных бумаг не осуществлялось, по использованию кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), кредиты международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц - на 2,7%.
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Доходы консолидированных бюджетов регионов России на 2015 г. утверждены в объеме 8,5 трлн. руб. По оперативным данным, в январе – марте 2015 г. исполнение консолидированных бюджетов регионов составило 2 трлн. руб. Рост к соответствующим показателям прошлого года составил 12,3%.
Сохраняется высокий уровень дифференциации регионов по уровню доходов. Сокращение доходов отмечено в 15 регионах. Наиболее значительное их падение было отмечено в Республике Ингушетия - на 28,8 %, в Ямало-Ненецком автономном округе – на 23,3 % и Республике Карелия – на 15,6 %. Увеличение доходов отмечено в 68 регионах.
Согласно оперативным данным, в 1 квартале 2015 г. сокращение расходов отмечено всего в 14 регионах. Так, Чеченская Республика уменьшила их на 19,9 %, Тюменская область – на 17,2 %, а Сахалинская область – на 12,8 %. Увеличение расходов было зафиксировано в 69 регионах.
Налоговые доходы регионов формируются в первую очередь за счет поступлений от налогов на доходы физических лиц и на прибыль организаций.
По оперативной информации, поступления налога на прибыль организаций составили 540,6 млрд. руб. (выросли по сравнению с аналогичным периодом 2014 годом на 8,6 %), поступления налога на доходы физических лиц составили 570,2 млрд. рублей, (выросли по сравнению с аналогичным периодом 2014 годом на 4,3 %).
В январе 2015 г. финансовый результат убыточных организаций превысил аналогичный показатель прибыльных организаций на 152,5 млрд. руб. По данным Росстата, индекс промышленного производства в I квартале 2015 г. по сравнению с I кварталом 2014 г. составил 99,6%. Эти тенденции создают риски сокращения поступлений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты.
Объем межбюджетных трансфертов, предоставленных региональным бюджетам и муниципальных образований из федерального бюджета, по оперативным данным в 1 квартале составил 367,5 млрд. рублей, или 23,4% объема, утвержденного Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ.
По оперативным данным, расходы консолидированных бюджетов регионов по состоянию на 1 апреля 2015 г. исполнены в сумме 1,76 трлн. руб., или с ростом 104,9%.
По оперативным данным, государственный долг регионов на 1 апреля 2015 г. увеличился по сравнению с началом года на 1,3% и составил 2,12 трлн. руб. (по сравнению с прошлым месяцем сократился на 0,9%).
В структуре долговых обязательств сохраняется тенденция увеличения доли бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет региона от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (на 1 апреля 2015 г. 34,7%), а также снижения доли кредитов, полученных регионами от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (39,6%).
Бюджетные кредиты из федерального бюджета на 1 апреля 2015 г. предоставлены семи регионам в общей сумме 22 млрд. руб. В частности:
-на частичное покрытие дефицита бюджета региона – 12,2 млрд. рублей (Республика Татарстан, Калужская и Кемеровская области, Чукотский автономный округ);
-на погашение долговых обязательств региона в виде обязательств по государственным ценным бумагам региона и кредитам, полученным регионом от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций – 9,8 млрд. руб. (Пермский край, Брянская и Воронежская области).
По оперативным данным, по состоянию на 1 апреля 2015 г. возврат бюджетных кредитов составил 7,65 млрд. руб., в том числе по бюджетным кредитам, предоставленным для частичного покрытия дефицитов бюджетов регионов – 7,6 млрд. руб., по бюджетным кредитам, выданным на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений, – 0,05 млрд. руб.
Кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов регионов (местных бюджетов) по состоянию на 1 апреля 2015 г. были предоставлены регионам в объеме 192,7 млрд. руб. Возврат в федеральный бюджет привлеченных кредитов на указанные цели составил 119,7 млрд. руб. (62,7% полученных средств).
ПФР
Согласно оперативной информации Счетной палаты, на 1 апреля 2015 г. уровень исполнения доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составил 21,4%. Этот результат можно оценить, как удовлетворительный, так как он сопоставим с данными 2013 и 2014 гг. Поступления в ПФР средств из федерального бюджета составили 23,6% от запланированных.
Согласно оперативной информации Счетной палаты, существуют риски увеличения размера трансфера из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда России. Причина - отсутствие достоверных данных по базе для начисления страховых взносов в связи со вступлением в силу Федерального закона, предусматривающего применение дифференцированного подхода при установлении страховой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, и иных лиц, занимающихся частной практикой.
Уровень исполнения расходов бюджета ПФР за 1 квартал 2015 г. составляет 18,8%, что соответствует показателям за аналогичные периоды 2013 и 2014 гг. В докладе Счетной палаты отмечается, что расходы по основным, наиболее ёмким и социально значимым разделам осуществляются на достаточном уровне, сопоставимом с показателями двух предыдущих лет.
Однако по некоторым статьям расходов зафиксирован низкий уровень освоения средств. К таковым можно отнести оплату стоимости проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера к месту отдыха и обратно и др.
Остаток средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января составлял 573 млрд. руб. В 1 квартале 2015 г. доходы превысили расходы, благодаря чему остаток средств увеличился на 66 млрд. руб.
ФСС
Данные о доходах и расходах Фонда социального страхования Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2015 г. приведены с учетом «зачетной системы» исполнения бюджета Фонда[1].
Согласно оперативной информации Счетной палаты, на 1 апреля 2015 г. доходы Фонда социального страхования Российской Федерации составили 62,7 млрд. рублей.
В составе доходов учтены возвраты средств ФСС плательщикам страховых взносов в сумме превышения произведенных ими расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию над суммой начисленных страховых взносов в сумме (–) 23, 3 млрд. рублей, а также возврат остатков средств, образовавшихся по состоянию на 1 января 2015 года, в сумме (–) 55 млрд. рублей.
Таким образом, по итогам 1 квартала 2015 года в бюджете Фонда сложились доходы с отрицательными значением (–) 15,3 млрд. рублей.
Сумма задолженности страхователей в части недоимки, пеней и штрафов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 4,5 млрд. рублей и выросла по сравнению с суммой на 1 января 2014 года на 34,7%. Задолженность по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составила 7,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2014 года на 9,4%.
Задолженность по капитализированным платежам составила более 208 млрд. рублей, что обусловлено отсутствием в действующем законодательстве порядка ее списания в случае признания безнадежной к взысканию.
Расходы бюджета ФСС были исполнены в объеме 32,5 млрд. рублей.
По ряду статей расходов фиксируется низкий уровень освоения средств. Например, в первом квартале 2015 года не финансировались прикладные научные исследования в области социальной политики, а расходы по подразделу «Образование» были произведены на крайне низком уровне (0,2%).
В 2015 году ФСС планирует освоить 318,8 млн. рублей на покупку объектов недвижимого имущества и 492,5 млн. рублей в качестве бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. При этом в 1 квартале 2015 года объекты недвижимого имущества не приобретались, а инвестиции в объекты капитального строительства составили лишь 8,2% от запланированного объема, что создает риски неосвоения указанных средств.
Кроме того, в оперативном докладе в очередной раз отмечается проблема, связанная с обеспечением льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение. По информации, представленной Фондом, по состоянию на 25 марта 2015 г. количество граждан, обратившихся за путевками в санаторно-курортные организации и ожидающих их предоставления, составило 490 052 человек.
По оперативным данным о фактическом исполнении бюджета на 1 апреля 2015 г. дефицит бюджета Фонда составил 47,8 млрд. рублей.
ФОМС
Согласно оперативной информации Счетной палаты, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на 1 апреля 2015 года исполнен по доходам в сумме 361,8 млрд. рублей, или 22% от прогнозируемого уровня.
Основу доходной части бюджета ФОМС составили страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения и неработающего населения, которые на отчетную дату были зачислены в доходную часть бюджета Фонда в объемах 178,2 млрд. рублей (18% расчетного показателя Фонда) и 155,2 млрд. рублей (25,1%), соответственно. Принимая во внимание, что указанные доходы составляют почти половину прогнозируемых годовых доходов Фонда, такие низкие показатели их исполнения могут привести к неисполнению расходных обязательств Фонда в 2015 году.
Расходы бюджета Фонда в отчетном периоде были исполнены в объеме 438,1 млрд. рублей, или 26% утвержденного объема, что выше показателей аналогичного периода 2014 года (23,4%). Практически весь объем расходов - это расходы по разделу «Здравоохранение». Расходы по разделам «Образование» и «Социальная политика» Фондом не осуществлялись.
Наибольший объем расходов Фонда (около 25%) в отчетный период пришелся на предоставление регионам субвенций на выполнение переданных им полномочий по организации обязательного медицинского страхования. При этом перечисление средств производилось Фондом в отсутствии установленных Правительством условий их предоставления. До настоящего времени изменения в соответствующее постановление Правительства не внесены, условия предоставления субвенций не установлены.
В докладе Счетной палаты также отмечается, что в 1 квартале 2015 года Фондом были выполнены обязательства по предоставлению федеральному бюджету средств нормированного страхового запаса (НСЗ) на финансовое обеспечение высокотехнологичной помощи. Всего на указанные цели распределено 81,9 млрд. рублей (84,4% утвержденного объема нормированного страхового запаса Фонда). В то же время из-за отсутствия соответствующего акта Правительства не были распределены средства НСЗ для предоставления дополнительной субвенции регионам на финансовое обеспечение медпомощи, оказываемой в федеральных медицинских организациях.
По итогам исполнения бюджета ФОМС в 1 квартале 2015 года расходы превысили доходы в 1,2 раза. Дефицит бюджета Фонда составил более 76 млрд. рублей при запланированном по году - 43 млрд. рублей. Источником покрытия дефицита стали остатки денежных средств бюджета Фонда, которые на 1 апреля 2015 года составляли чуть более 31 млрд. рублей. По мнению Счетной палаты, в условиях низкого исполнения бюджета Фонда по доходам имеющиеся остатки могут не позволить компенсировать в дальнейшем его дефицит.
* «Зачетная система» представляет собой механизм, при котором в бюджет Фонда страхователи в системе обязательного социального страхования перечисляют только разницу между суммой подлежащих уплате в этот бюджет страховых взносов и произведенными ими в соответствии с нормами действующего законодательства за счет этих средств выплатами в пользу застрахованных граждан.
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.