«Задача выставки «Царство Флоры» — напомнить об удивительном подвиге солдат и ученых, которые дважды спасли галерею. В военные годы экспонаты прятали в саксонских шахтах, тоннелях, заминированных тайниках. Спасение полотен было сопряжено с риском для жизни, — на открытии выставки в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина сказал Министр культуры РФ Владимир Мединский. — Да и реставраторам Пушкинского музея пришлось нелегко: сначала они снимали копоть и плесень и лишь затем укрепляли красочный слой. Факт возвращения шедевров «на родину» является едва ли не единственным случаем в мировой истории отношений победителей и побежденных».
После окончания Второй мировой войны картина «Царство Флоры» вместе с 750 другими произведениями была отправлена в Москву. Картины хранились в ГМИИ имени А.С.Пушкина. Научные сотрудники и реставраторы изучали и тщательно восстанавливали пострадавшие шедевры мировой живописи. 2 мая 1955 года в ГМИИ имени А.С.Пушкина была открыта выставка, на которой зрителям были представлены 350 картин из собрания Дрезденской галереи. 4 ноября 1955 года коллекция вернулась в Дрезден.
«Очередь вокруг Музея изобразительных искусств стояла все четыре месяца работы выставки, музей работал без выходных, — рассказывает один из кураторов выставки, президент ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Антонова. — Люди были исполнены эмоционального подъема, посмотреть полотна из Дрезденской галереи приезжали со всего Советского Союза. С начала мая по 25 августа выставку, работавшую с полвосьмого утра до одиннадцати вечера и показывавшую 515 картин, включая знаменитую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, посмотрели около 1,2 миллиона зрителей».
Шестьдесят лет спустя один из шедевров, некогда хранившихся в ГМИИ, — полотно Никола Пуссена «Царство Флоры» — вновь представлен в Москве. Полотно соседствует с другими работами Пуссена из собрания ГМИИ.
Выставка Никола Пуссена приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи».
Для справки:
Дрезденская галерея знаменита редким собранием живописи старых мастеров, которое сформировалось в XVIII веке благодаря усилиям нескольких поколений саксонских монархов. В середине XIX века коллекция была превращена в музеи?.
По материалам Пресс-службы Министерства культуры Российской Федерации.