Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки полноты распределения и перечисления в бюджеты Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан за январь-март 2012 г. специальных пошлин, уплаченных в соответствии с Соглашением* о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода. С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.
По словам аудитора, с 20 января по 19 марта 2012 г. на единый счет Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от Федеральной таможенной службы (ФТС) поступили антидемпинговые и специальные пошлины в размере562 млн. руб. Часть из них относится к периоду до вступления в силу Соглашения о специальных мерах* и полностью зачислена в бюджет РФ.Распределенная сумма поступлений между бюджетами России, Беларуси, Казахстанасоставила 409 млн. рублей. По словам Сергея Штогрина, она была распределена согласно установленным нормативам: в бюджет России было зачислено 359,9 млн. руб. (87,9%), в бюджет Беларуси – 19,2 млн. руб. (4,7%), в бюджет Казахстана – 29,9 млн. руб. (7,33%).
В свою очередь, поступления специальных, антидемпинговых пошлин от стран - членов Таможенного союза составили почти55 млн. рублей. «С 20 января по 19 марта 2012 г. Российской Федерацией перечислено в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин на счета уполномоченных органов сторон на 5,8млн. руб. меньше, чем поступило от государств-членов Таможенного союза в бюджет России», - резюмировал Сергей Штогрин.
Проверка выявила ряд недочетов в деятельности ФТС. «Таможенными органами не обеспечены полномочия администратора доходов в части начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой осуществления платежей в бюджет», - заявил аудитор. По его словам, выявлены случаи перечисления антидемпинговых и специальных пошлин, подлежащих распределению между членами Таможенного союза, в полном объеме в бюджет РФ. Их сумма составила более 15,6 млн. руб., из которой 13,3 млн. руб. приходится антидемпинговую пошлинуодного из российских металлургических комбинатов.
Данное нарушение уже отмечалось при проведении совместной проверки соблюдения в 2012 г. уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин осенью 2014 г. В результате решением Коллегии Счетной палаты в ФТС было направлено представление с поручением в срок до 1 февраля 2015 г. решить вопрос распределения антидемпинговых пошлин и перечисления долей в бюджеты Беларуси и Казахстана.Представление не было исполнено, так как ФТС России настаивает на том, что антидемпинговые пошлины, в том числе металлургического комбината, были уплачены по декларациям на товары, оформленные 20 и 29 февраля 2012 г., до вступления в силу Соглашения о специальных мерах и, следовательно, не должны распределяться между странами Таможенного союза.
«По мнению ФТС России Соглашение о специальных мерах вступило в силу 19 марта 2012 г. согласнодате егопубликации в Собрании законодательства Российской Федерации.В свою очередь МИД России, отвечающее за данные вопросы, проинформировало, что датой вступления в силу Соглашения о специальных мерах является 20 января 2012 г.», - пояснил позицию Счетной палаты Сергей Штогрин. Срок исполнения представления Счетной палаты, направленного в Федеральную таможенную службу, продлен до 1 июля 2015 г. Средства, подлежавшие распределению, но нераспределенные в нарушение Соглашения о специальных мерах, составили 1,8 млн. руб. В частности, в бюджет Республики Казахстан должно быть переведено более 1 млн. руб., ав бюджет Республики Беларусь – 736 тыс. руб.
В ходе проверки были установлены и прямо противоположные нарушения: зачисление специальных пошлин, установленных национальным законодательством РФ, в бюджеты членов Таможенного союза. Так, при ввозе активированного угля пошлина в размере 687,3 тыс. руб.была распределена между странами Таможенного союза. «Указанная специальная пошлина на активированный уголь была установлена постановлением Правительства РФ «О мерах по защите российских производителей углей активированных», в связи с чем не подлежала распределению в бюджеты стран-членов Таможенного союза», - пояснил аудитор.
Коллегия приняла решение направить представление об устранении нарушений в ФТС, информационные письма в Правительство России, а также в Высшие органы финансового контроля Республики Казахстан и Республики Беларусь. Отчет направлен в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации.
*Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер установлен порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, когда до формирования организационно-правовых структур по защитным мерам в рамках Евразийской экономической комиссии соответствующие полномочия были переданы компетентным национальным органам государств - членов Таможенного союза.
В соответствии указанным Соглашением о специальных мерах с даты вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза о применении специальной, антидемпинговой, компенсационной меры суммы специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежали зачислению и распределению в бюджеты государств Сторон в порядке и по нормативам, определенным Соглашением о распределении ввозных пошлин.
Нормативы распределения сумм специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин для каждого государства-члена Таможенного союза в проверяемом периоде устанавливались в соответствии с Соглашением о распределении ввозных пошлин в следующих значениях:
Республика Беларусь - 4,70%;
Республика Казахстан - 7,33%;
Российская Федерация - 87,97%
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.