13 мая под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели в первом чтении проекты федеральных законов № 780157-6 «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и № 780166-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»
Первый законопроект предусматривает создание Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в организационно-правовой форме государственной корпорации и имеет своей целью совершенствование системы управления в области космической деятельности, дальнейшее развитие научного и производственного потенциала организаций ракетно-космической промышленности в целях укрепления обороны страны и обеспечения безопасности государства. К предмету регулирования законопроекта относятся: правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок создания, реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», а также переходные положения при ее создании.
Депутаты отметили, что внесенные Президентом РФ законопроекты по своей сути означает начало нового этапа в стратегическом развитии ракетно-космической отрасли, которая является одной из ключевых сфер нашей экономики.
По мнению членов Комитета в текущей экономической ситуации для усиления способности государства влиять на структуру экономики одних только рыночных методов может оказаться недостаточно. Как свидетельствует мировой опыт, в условиях дефицита ресурсов (финансовых, технологических, материальных и др.) для развития производительных сил необходимо повышение роли государства в экономике.
Важное значение в этом процессе имеет формирование в системообразующих отраслях экономики вертикально интегрированных структур, в том числе в форме государственных корпораций. Несмотря на имеющуюся критику и отдельные недостатки такие вертикально интегрированные структуры как государственные корпорации позволяют повысить эффективность использования государственной собственности, улучшить управление входящими в корпорацию акционерными обществами и другими предприятиями, направлять их деятельность в соответствии с потребностями государства.
Комитет поддержал концепцию законопроекта «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Было также отмечено, что его принятие создаст законодательные предпосылки реализации конкурентных преимуществ гражданского сектора и стабильного функционирования организаций оборонного сектора ракетно-космической отрасли.
Принятие второго законопроекта необходимо в целях реализации положений Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в связи с созданием упомянутой государственной корпорации, наделением ее полномочиями нормативно-правового регулирования в сфере космической деятельности, формированием ее имущественного комплекса, а также последующей передачей ей полномочий и функций Федерального космического агентства после принятия в установленном порядке решения о ликвидации этого Агентства. Депутаты Комитета поддержали законопроект.
Третьим вопросом депутаты рассмотрели во втором чтении проект федерального закона № 263112-6«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения арендной платы имущества аэродромов, находящихся в федеральной собственности».
Данным законопроектом Правительство РФ наделяется полномочиями утвердить порядок определения арендной платы, сроки и иные условия внесения арендной платы за имущество аэродромов, находящихся в федеральной собственности.
При подготовке законопроекта ко второму чтению во исполнение поручения Президента РФ по развитию Московского авиаузла законопроектом путем внесения поправки в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отменяется обязательность проведения оценки федерального имущества в случаях:
передачи в аренду аэродрома, находящегося в федеральной собственности;
в отношении находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества аэропортов Московского авиационного узла при реализации концессионных соглашений в отношении аэродромной инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла.
Воздушный кодекс РФ дополняется положением о том, что аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.
Депутаты утвердили таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, и текст законопроекта во втором чтении.
Четвертым вопросом был рассмотрен в первом чтении проект федерального закона № 731800-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон «Об акционерных обществах», внесенный депутатом Государственной Думы О.Л.Михеевым.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 36 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в статьи 52 и 60 Федерального закона «Об акционерных обществах», в соответствии с которыми уведомления о проведении общего собрания акционеров (участников общества с ограниченной ответственностью), а также бюллетени для голосования на общем собрании акционеров должны направляться заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества и обеспечивающим подтверждение вручения корреспонденции адресату. Действующие редакции упомянутых выше федеральных законов не обязывают общества направлять уведомления о проведении общего собрания акционеров (участников общества с ограниченной ответственностью) исключительно заказным письмами с описью вложения и уведомлением о вручении, хотя и не запрещают такой способ направления заказного письма.
Депутаты Комитета не поддержали законопроект, поскольку он не способствуют повышению степени защищенности прав акционеров и участников ООО, но приведет к дополнительным издержкам для хозяйственных обществ и его участников.
Так, отправка заказного письма с уведомлением о вручении отличается от отправки обычного заказного письма только одной функцией оператора почтовой связи – информация о вручении письма адресату сообщается отправителю. При этом в законопроекте отсутствует обоснование необходимости получения отправителем данной информации, а также не определены юридические последствия получения или неполучения указанной информации.
Кроме того, при составлении описи вложения заказного письма почтовый работник в силу объективных причин не может проверить соответствие информации, содержащейся во вложении письма, истинному положению вещей и тем самым гарантировать отсутствие случайных или злонамеренных искажений в информации о проведении общего собрания.
Также предлагаемые законопроектом поправки повлекут существенное увеличение почтовых расходов для хозяйственных обществ. Стоимость рассылки одного письма увеличится примерно на 120 рублей, что для крупных публичных компаний с большим числом акционеров увеличит расходы на подготовку общего собрания примерно от 20 до 50 млн. рублей. Кроме того, многократно увеличится время, необходимое для рассылки информации о проведении общего собрания. Для многих акционерных обществ это может привести к ухудшению их экономического положения и увеличению корпоративных конфликтов.
По материалам Пресс-службы Совета Федерации ФС РФ.