15 Мая 2015
В совещании, прошедшем под председательством Министра транспорта РФ Максима Соколова, приняли участие Генеральный секретарь ШОС Д. Мезенцев, Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан А. Исекешев, Министр транспорта Китайской Народной Республики Ч. Ян, Министр транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики А. Малабаев, Министр транспорта Республики Таджикистан Ш. Ганджалзода, первый заместитель председателя правления ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" Д. Дехканов, Министр транспорта Исламской Республики Афганистан Б. Мохаммадуллах, Министр дорог и транспорта Монголии Н. Тумурхуу, заместитель Министра транспорта Республики Шри-Ланка Т. Мухаммед Шарифф, Министр транспорта Республики Беларусь А. Спивак. В совещании также участвовали Генеральный секретарь МСАТ Д. Прето Умберто, представители ЭСКАТО.
Главы делегаций обсудили состояние и перспективы развития многостороннего транспортного сотрудничества в рамках ШОС. Было подчеркнуто, что ключевой задачей транспортного сектора является развитие транспортной инфраструктуры и реализация крупномасштабных совместных проектов в сфере транспорта, логистики и коммуникаций, что позволит значительно расширить взаимный товарооборот, создаст новые рынки, придаст существенный импульс региональному развитию и создаст современную и разветвленную системы транспортных маршрутов на Евроазиатском континенте. Участники совещания отметили достигнутое взаимопонимание по вопросам сотрудничества в рамках ШОС в транспортной сфере и подтвердили практическую реализацию целей и задач, поставленных в ходе заседаний Совета глав государств-членов ШОС, состоявшегося 12 сентября 2014 г. в Душанбе, а также заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС, состоявшегося 15 декабря 2014 г. в Астане.
Отмечена необходимость продолжения работы по реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, подписанного на заседании Совета глав государств-членов ШОС 11-12 сентября 2014 г. в Душанбе. Главы делегаций договорились определить своих представителей для включения в Совместную комиссию по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок на уровне заместителей руководителей ведомств государств-членов, ответственных за выработку государственной политики в области транспорта и поручить провести формирование национальных частей упомянутой Совместной комиссии. В целях последовательного развития международного автомобильного сообщения в регионе стороны отметили необходимость продолжения работы по созданию необходимой автодорожной инфраструктуры, развитию многофункциональных сервисных центров на трассах международных автомобильных маршрутов ШОС, внедрению экологичных технологий и более широкому использованию газового топлива. Достигнута договоренность предпринять необходимые усилия по скорейшему принятию Программы скоординированного развития автомобильных дорог государств-членов ШОС. В этих целях с учетом развития торгово-экономического сотрудничества в ШОС, подчеркивающего необходимость обеспечения потребностей экономик государств-членов ШОС в конкурентоспособных транспортных услугах, стороны отметили целесообразность продолжения проработки предложений сторон по разработке проекта Программы в рамках Рабочей группы по транзитному потенциалу ШОС. Совещанию министров, отвечающих за внешнеэкономическую деятельность, рекомендовано рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в круг ведения данной Специальной рабочей группы.
Стороны отметили в качестве приоритетных задач на перспективу деятельность по реализации представляющих общий интерес инфраструктурных проектов, обеспечивающих расширение транспортно-коммуникационных возможностей региона, развитие железнодорожного транспорта, включая высокоскоростные магистрали, создание международных мультимодальных логистических центров, внедрение на транспорте передовых и инновационных технологий. В этих направлениях целесообразно активно использовать потенциал государств-наблюдателей и партнеров по диалогу, а также возможности международных банков развития, таких как Банк развития ШОС. Главы делегаций с удовлетворением отметили успешные результаты проведенных в 2014 году крупных спортивных мероприятий в государствах-членах ШОС и организации их транспортного обеспечения, обсужденные в ходе международной конференции по обмену опытом организации транспортного обеспечения крупнейших спортивных мероприятий 15 мая в Уфе. Стороны договорились продолжить работу по обмену информаций и опытом организации транспортного обеспечения крупнейших спортивных мероприятий. По итогам Совещания стороны договорились продолжить реализацию мероприятий по расширению взаимовыгодного сотрудничества в транспортной сфере в соответствии с Программой многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, включая «пилотные» проекты в сфере транспорта.
В целях дальнейшего развития сотрудничества в регионе ШОС стороны подготовят к очередному Совещанию министров транспорта национальные предложения по формированию общей транспортной системы ШОС с использованием потенциала Транссиба и БАМа, сопряженной с развитием Экономического пояса Шелкового пути. Будет продолжена работа по скоординированному развитию транспортной инфраструктуры, в том числе путем реализации совместных проектов по строительству и вводу в эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта, включая развитие ВСМ. Государства-члены ШОС продолжат работу по оптимизации тарифов при перевозке грузов железнодорожным транспортом и комплексных ставок при обработке грузов в портах и пограничных переходах.
Достигнута договорённость по обмену информацией в области обеспечения безопасности на транспорте, внедрения инноваций и интеллектуальных транспортных систем. В этой связи стороны отметили важность предоставления субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками государств-членов ШОС, осуществляющих международные перевозки пассажиров, данных, содержащихся в проездных документах, в формируемые национальные автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.
Стороны продолжат развитие сотрудничества в области воздушного транспорта путем взаимодействия в сфере аэронавигации, обмена передовым опытом по созданию и управлению международными аэропортами, проработки перспектив открытия новых и экономически эффективных авиамаршрутов между государствами-членами ШОС. В целях повышения конкурентоспособности и наращивания транзитного потенциала государств-членов ШОС отмечена важность создания новых и эффективного использования возможностей действующих в регионе международных интермодальных логистических центров.
Стороны продолжат работу по дальнейшему совершенствованию международных автомобильных маршрутов, в том числе путем осуществления и мониторинга реализации отобранных «пилотных» проектов, включая строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» и Е-40, а также приступят к формированию новых многосторонних проектов взаимовыгодного сотрудничества в рамках ШОС в целях опережающего развития транспортной инфраструктуры.
Продолжится сотрудничество с государствами-наблюдателями при ШОС и партнерами по диалогу ШОС и Республикой Армения, они будут привлечены к участию в процессе развития многостороннего сотрудничества в сфере транспорта в рамках Организации. Дата и место проведения очередного Совещания будут согласованы дополнительно по дипломатическим каналам.
По итогам Совещания министров подписан протокол.
В этот же день М. Соколов и главы делегаций приняли участие в работе международной конференции по обмену опытом в организации транспортного обеспечения крупных спортивных мероприятий. В приветственном слове М. Соколов отметил, что среди участников конференции есть специалисты, которые на высшем уровне организовали транспортное обеспечение Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр, Универсиады в Российской Федерации, Летних Олимпийских игр и Универсиады в Китае, Чемпионата мира по футболу в Бразилии, чемпионата мира по хоккею в Беларуси, Азиатстких игр в Казахстане. "Крупные спортивные соревнования – это мегасобытия, которые становятся вызовами не только для спортсменов, но и для транспортной отрасли, - сказал Министр. - Пиковые нагрузки, необходимость перевозки за короткое время миллионов людей – это системные задачи, решение которых позволяет существенно повысить эффективность работы транспортной системы. Благодаря современным транспортным технологиям мир стал по-настоящему глобальным".
По мнению М. Соколова, подготовка к массовым международным спортивным мероприятиям является драйвером для развития транспортной инфраструктуры и внедрения современных технологий управления транспортными системами в принимающем государстве. В качестве примера он назвал Олимпийские, Паралимпийские игры в Сочи и Универсиаду в Казани. "Благодаря проделанной работе городам удалось решить проблему пробок в периоды пиковых нагрузок, транспортные системы Сочи и Казани стали более удобными и комфортными", - подчеркнул Министр. В настоящее время Россия находится в фазе активной подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 г. Это будет чрезвычайно масштабное спортивное событие, таких транспортно-логистических проектов в нашей стране еще не было, считает М. Соколов. "Наша цель - обеспечить комфортное передвижение участников и гостей чемпионата как между городами, так и внутри них, - сказал Министр. - Наши партнёры по Шанхайской организации сотрудничества и группе БРИКС имеют такой опыт, нам важно изучить его для создания надежной, современной, безопасной транспортной системы предстоящих международных спортивных мероприятий, включая Чемпионат мира по футболу 2018 г.".
По материалам Пресс-службы Министерства транспорта Российской Федерации.