Карта сайта  l  Сегодня на сайте  l  Сделать стартовой  l  Добавить в избранное l  RSS-версия  l  Рассылка  l  Отправить email    
 
 
   
2015-05-18 21:03:01 

Ответы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на вопросы журналистов в ходе «Делового завтрака», организованного редакцией «Российской газеты», Москва, 18 мая 2015 года


Версия для печати 
Обсудить  

Вопрос: Всех интересует ситуация на Украине, продолжение диалога в минском формате. Все слышали, что состоялись очень тяжелые переговоры с Государственным секретарем США Дж.Керри, только никто не знает, о чем шла речь. Не могли бы Вы рассказать о деталях? Что Вы можете сказать по поводу возможности участия американской стороны в урегулировании ситуации на Украине? Каких действий можно ожидать от России и США по нормализации двусторонних отношений? Возможна ли в обозримом будущем встреча президентов России и США? Расскажите о сегодняшнем визите в Москву заместителя Госсекретаря США В.Нуланд.

Мы видели Вас в Сочи на автомобиле «Победа». Кто Вам его предоставил? Какое впечатление произвел автомобиль на Дж.Керри?

С.В.Лавров: Когда мы прилетели в Сочи для подготовки визита Дж.Керри, представитель МИД России представил меня одному из жителей Сочи, Вартану Еремяну - потомку участников Великой Отечественной войны (в Сочи есть улица братьев Еремян), который занимается автосервисом. В качестве одного из направлений своей трудовой деятельности В.Еремян ремонтирует и восстанавливает раритетные машины. «Победа», о которой идет речь, в 1960-м году была вручена в качестве подарка одному из ветеранов Великой Отечественной, который проживал в Сочи и был приятелем В.Еремяна. Перед смертью хозяин автомобиля завещал его В.Еремяну, сказав: «Ты умеешь хорошо содержать машины, я очень хочу, чтобы эта «Победа» была твоей, чтобы она как можно дольше служила всем, кто помнит, что такое Победа и что она для нас значит».

Рассказав эту историю, В.Еремян попросил меня подъехать на ней к Вечному огню, мемориалу в память о погибших сочинцах, о погибших в госпиталях, куда привозили раненых с фронта. Я счел это вполне органичным, особенно с учетом церемонии возложения венков к монументу в начале визита Дж.Керри в Сочи. Я его там ожидал, Госсекретарь приехал со своим кортежем. Мы провели церемонию, которой он был очень тронут. Там было несколько десятков, а, может сотен, молодых людей, которые держали свечи. Госсекретарь действительно был растроган. Я спросил, не хочет ли он подъехать со мной на этой машине к месту переговоров. Он ответил: «Я бы с радостью, но у нас свои порядки, своя служба безопасности, и этот вариант нужно было согласовывать заранее». Вот и все, что касается «Победы».

Теперь по Украине. Во время наших переговоров (в Сочи) мы говорили не только об Украине, но по Украине большую часть времени. Потом эта тема заняла много места в беседе Президента России В.В.Путина с Дж.Керри. Смысл того, о чем мы говорили, заключается в поиске общих знаменателей. Скажу сразу - это удалось сделать быстро, потому что Россия и США поддерживают полное и всестороннее выполнение Минских договоренностей. Но, как говорится, «дьявол в деталях», а именно - конкретные положения минского документа от 12 февраля, конкретные задачи, которые стоят перед рабочими подгруппами, созданными в Минске 6 мая, а также понимание конкретных задач разнилось. Потратив много времени 12 февраля в Минске на уровне первых лиц четырех государств, мы исходили из необходимости строгого соблюдения не только последовательности, зафиксированной в минском «Комплексе мер» по выполнению задач урегулирования, но и содержания соответствующих договоренностей.

У американцев несколько иное толкование, хотя, на наш взгляд, там черным по белому написаны правильные вещи, согласованные с Президентом Украины П.А.Порошенко, его представителем в Контактной группе. Спорить не о чем. Например, там записано, что местные выборы должны состояться на контролируемых ополчением территориях Донецкой и Луганской областей на основе украинского закона и по согласованию с представителями этих двух провозглашенных республик. Американцы говорят: «Закон Украины есть, поэтому нужно проводить выборы на основе этого закона». Закон об особом статусе этих территорий был уже согласован с Луганском и Донецком в сентябре (прошлого года) и необходимо было только ввести его в действие. Но вводя его в действие весной нынешнего года, украинская сторона исказила содержание, внеся поправки, которые, по сути дела, означают, что статус этих территорий является оккупированным, и представители Луганска и Донецка являются не понятно чьими представителями на оккупированных территориях, и что выборы там состоятся, когда эти территории полностью перейдут под контроль Киева. Это абсолютно искаженное, я бы сказал, извращенное толкование, прямо противоположное тому, что в Минском документе было записано.

Именно мы были инициаторами создания рабочих подгрупп сразу после минского саммита 12 февраля. Используя их деятельность, мы будем добиваться, чтобы в каждой из этих подгрупп – экономической, политической, гуманитарной и по вопросам безопасности - участники от каждой стороны брали соответствующий раздел Минского документа и его выполняли. Да, это потребует изменения нынешней позиции киевских властей, которые, заявляя о своей полной приверженности Минску, по сути дела, отказываются от ключевого принципа, заложенного в принятом там «Комплексе мер» по выполнению этих соглашений, а именно - прямого диалога с Луганском и Донецком. Этот прямой диалог является ключом к решению вопросов особого статуса на временной основе, проведения выборов в муниципальные органы на этих территориях и конституционной реформы, в рамках которой позиции Донецка и Луганска должны быть полностью учтены в том, что касается этих территорий. Конституционная реформа призвана превратить, по большому счету, временный особый статус в постоянный. Там это все записано.

Очень трудно вести диалог с людьми, которые на словах говорят: «Да, мы с вами согласны, все нужно выполнять, но выполнять должны вы, вы должны их заставить сдаться, отказаться от того, что их избрал народ, и должны обеспечить, восстановление киевскими властями полного контроля на границе этих территорий до того, как все остальное будет сделано. В Минских соглашениях сказано, что контроль на всем протяжении украинско-российской границы в той ее части, которая сейчас контролируется ополчением, будет установлен, когда все перечисленные мною шаги (временный особый статус, местные выборы, снятие экономической блокады и проведение конституционной реформы) будут выполнены. У наших партнеров здесь нет аргументов, хотя, повторю, на словах они выступают за выполнение Минских договоренностей, а на деле пытаются все переиначить. Рассчитываю, что то, о чем мы договорились (а договорились мы, как я сказал в ходе пресс-конференции по итогам приема Президентом России В.В.Путиным Дж.Керри, о необходимости воздействовать на обе стороны, потому что от Луганска и Донецка есть что потребовать в части более тщательного соблюдения прекращения огня, хотя основные провоцирующие действия предпринимаются украинскими властями), будет выполняться: США будут использовать свое влияние и вес на киевские власти, чтобы убеждать их выполнять Минские договоренности. С учетом того, что я сказал о попытках извращенно толковать Минские договоренности, процесс будет нелегким. А мы продолжим работать с представителями провозглашенных республик Донецка и Луганска.

Визит заместителя Госсекретаря В.Нуланд осуществляется в развитие встреч в Сочи 12 мая. Мои коллеги, прежде всего, статс-секретарь - заместитель Министра иностранных дел Г.Б.Карасин, который курирует украинское направление, будут вести с ней речь именно о том, чтобы Вашингтон воздействовал на Киев и, во-первых, не допускал каких-либо срывов в силовые сценарии и, во-вторых, добивался начала политического процесса через прямой диалог с Донецком и Луганском.

Вопрос: Сегодня и завтра российско-американских отношений. О чем свидетельствует визит Госсекретаря США Дж.Керри?

С.В.Лавров: По-моему, в «Российской газете», в электронных СМИ визит уже достаточно проанализирован. Это означает, прежде всего, то, что попытки изолировать Россию не получаются. Вопросы, которые Дж.Керри ставил в Сочи, это не только Украина, но и Сирия, Йемен, многое другое. Набор этих вопросов говорит о том, что без России их очень трудно решать.

Я признателен своему американскому коллеге и считаю, что он поступил весьма ответственно. Мы честно и откровенно обсуждали все региональные конфликты, которые сейчас портят жизнь миллионам людей и влекут за собой гибель в массовом масштабе.

Конечно, мы говорили о российско-американских отношениях. У нас абсолютно честная позиция – мы готовы выполнять всё, о чём договаривались с американцами, в том числе касательно функционирования механизмов двустороннего взаимодействия. Существовала Президентская комиссия, в рамках которой была создана 21 рабочая группа по актуальным направлениям экономического, гуманитарного взаимодействия, сотрудничества в сфере международной безопасности. Ясно, что когда две такие страны, как США и Россия, вдруг прекращают общаться по всем этим вопросам, их решения объективно наталкиваются на всё новые проблемы. Мы почувствовали со стороны партнёров заинтересованность в возобновлении сотрудничества по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, угрозами распространения оружия массового уничтожения в различных его видах. Надеюсь, наши американские партнёры после анализа переговоров Дж.Керри сделают шаги для возобновления взаимодействия. Мы к этому готовы. Но прерывали связи не мы. Те, кто это сделали, должны пересмотреть позицию.

Вопрос: Большинство шестисторонних переговоров с Ираном проходят за закрытыми дверями, их содержание остаётся тайной. Последний внешнеполитический прорыв мирового уровня – это сдвиги в переговорном процессе. Как и благодаря чему это удалось достигнуть?

Решение России поставить Ирану комплексы С-300 насторожило многих партнёров нашей страны, причём не только Израиля и США, но и ряд других стран. Насколько это решение было принято объективно? Насколько оно важно для России? Не было ли здесь внешнеполитической ошибки?

Обсуждается ли тема возможного принятия Ирана в состав ШОС на саммите в нынешнем году в случае снятия с этой страны санкций?

С.В.Лавров: Иранская ядерная программа особенно интенсивно обсуждается в последние полтора года. Налицо качественные сдвиги, все стороны нацелены на достижение договорённости. Определённым прорывом стала встреча в Лозанне 2 апреля, где была согласована политическая «рамка» будущей договорённости, определяющая все ключевые части пакета. Сейчас эксперты работают над конкретизацией этих договорённостей в правовых и технических формулировках. Это стало возможным благодаря тому, что участники процесса со стороны наших западных партнёров и Ирана поняли, что продолжать дальше бессмысленное перетягивание каната не отвечает их интересам. Мне приятно, что российские участники предложили формулу, которая позволила всем объединиться и концептуально согласовать парадигму дальнейшей работы – поэтапность и взаимность, когда каждый шаг одной из сторон сопровождается встречным шагом другой стороны. Этот принцип сработал.

Второе, что активно предлагали наши эксперты – прежде всего заместитель Министра иностранных дел России С.А.Рябков – и смогли на основе наших идей консолидировать процесс переговоров, это специфические предложения, касающиеся того, как поступить Тегерану с обогащением урана после того, как будет урегулирована ядерная программа, и после ряда других технических решений, связанных в том числе с необходимостью обеспечить баланс интересов с точки зрения снятия рисков распространения ядерных технологий. В нынешней работе мы уделяем особое внимание, чтобы решения, которые в итоге будут выработаны, не создавали каких-либо прецедентов для деятельности МАГАТЭ, для системы гарантий, которую Агентство на универсальной основе предоставляет всем своим участникам, и для методов обеспечения режима нераспространения и режима экспортного контроля. От этих договорённостей зависят возможности развивать легитимные экономические связи с зарубежными странами. Здесь очень важно не создавать искусственных препятствий, не пытаться использовать этот процесс для предлогов к недобросовестной конкуренции.

Рассчитываем, что желательный срок, который был обозначен «шестёркой» и Ираном – 30 июня с.г. – вполне может быть выдержан, а договорённость – согласована. Это потребует последующей работы в Совете Безопасности ООН, поскольку уже есть согласие одобрить эту договорённость соответствующей резолюцией СБ ООН, и сразу предусмотреть в ней весь комплекс шагов, которые её составляют, что, безусловно, включает в себя снятие санкций. Мы выступаем за то, чтобы все санкции, введённые Советом Безопасности ООН, были сняты быстро, особенно те, которые вводились вне связи с необходимостью воздействовать на Иран, чтобы убедить его выполнять правила МАГАТЭ. Есть санкции, особенно односторонние, например, в области экономического воздействия, которые вводились за рамками этой задачи. Так что здесь у меня, я бы сказал, осторожный оптимизм, но с упором на оптимизм.

Что касается комплексов С-300, то они никогда не были запрещены Советом Безопасности ООН к поставке в Иран и даже односторонними санкциями американцев, европейцев, которые так или иначе затрагивали проблему С-300. Приостановка этого контракта была инициирована Россией в ответ на пожелание наших западных партнёров, которые говорили, что это будет работать в пользу того, чтобы Иран был более конструктивен на переговорах. Мы прислушались к этому аргументу, объяснили это нашим иранским партнёрам. Но с тех пор прошло уже достаточно времени. Тот принципиальный и качественный сдвиг в позитивную сторону на переговорах и прорывные договорённости, достигнутые в Лозанне, на наш взгляд, заслуживают того, чтобы мы поощрили Иран к дальнейшему сотрудничеству теперь уже методом не приостановки выполнения контракта, а, наоборот – путём снятия наших собственных односторонних ограничительных методов и перехода к выполнению контракта.

Отмечу, что договорённость, достигнутая осенью 2013 г., называлась промежуточной и была выполнена в течение года – Иран пошёл на шаги, которые должен был осуществить, а в ответ западные страны, прежде всего США, ослабляли действие своих односторонних санкций. Раз уж американцы поощряют Иран за конструктивное участие в переговорах путём снижения своих односторонних ограничений, почему же Россия в политическом и принципиальном плане должна поступать иначе? Мы были убеждены, что это сделать необходимо.

С точки зрения безопасности в регионе системы С-300 не несут какой-либо угрозы кому бы то ни было, не создают никому проблем, если, конечно, кто-то не захочет бомбить Иран. В том, что подобные эксцессы возможны, мы недавно убедились на примере в том числе Йемена. Поэтому оборонительные системы, которые предотвращают риски и снижают искушение прибегать к ударам, вписываются в нашу позицию, которая уже многие годы заключается в продвижении идеи создания системы региональной безопасности в районе Персидского залива с участием всех арабских стран и Ирана. Страны, которые, по нашему убеждению, потенциально должны начать сотрудничать, пока к этому расположены по-разному. Среди арабских стран Персидского залива есть те, кто готовы это обсуждать; другие считают, что сначала нужно убедиться, что Иран не вынашивает каких-то агрессивных замыслов. В течение многих десятилетий Иран ни на кого не нападал. На Иран нападали, в том числе Ирак при Саддаме Хусейне с использованием химического оружия.

Здесь, конечно, нужно брать в расчет весь комплекс, если хотите, исторических ощущений государств, которые не могут не заботиться о своей безопасности. Я абсолютно не согласен с теми, кто говорит, что это была политическая ошибка. Сошлюсь на Президента США Б.Обаму. Когда вскоре после объявления нами о решении возобновить исполнение контракта по поставке комплексов С-300 его спросили, не волнует ли это Соединенные Штаты, он сказал, что его это совсем не волнует, и даже удивился, что русские пять лет тянули с возобновлением данной процедуры. Реакция, которая последовала после нашего решения возобновить исполнение контракта, не была алармистской, а, по большому счету, была взвешенной, объективной и отражающей понимание солидными аналитиками оправданности и неизбежности такого шага.

Иран достаточно давно подал заявку в ШОС. Учитывая, что критерии членства в этой Организации предусматривают положение, в соответствии с которым кандидат не должен находиться под санкциями Совета Безопасности ООН, заявка пока формально не была рассмотрена. Но, как только будет зафиксирована договоренность по ИЯП, каких-либо препятствий для вступления Ирана в ШОС не останется. При всех обстоятельствах Россия выступает за то, чтобы на саммите ШОС в Уфе, где (уже есть общее понимание) будет официально открыт процесс присоединения к ШОС Индии и Пакистана, мы сможем принять решение, которое будет подчеркивать нашу готовность продвигать и членство Ирана по мере прогресса в урегулировании ИЯП и, соответственно, устранения оснований для сохранения санкций Совбеза ООН. Сейчас еще об этом рано говорить, так как за два месяца до открытия может произойти немало событий. Но у меня есть все основания полагать, что прогресс будет достаточен, чтобы в Уфе главы государств получили предложение от готовящих саммит министров принять политическое решение, которое будет указывать на ясную перспективу членства Ирана.

Вопрос: 8, 9 и 10 мая в Москве было много иностранных делегаций. Президент провел немало переговоров, в большинстве из которых Вы принимали участие. Не могли бы поделиться несекретными подробностями тех встреч?

С.В.Лавров: По большому счету больших секретов нет. Есть вещи, находящиеся в стадии согласования с нашими партнерами. Официальный визит Председателя КНР Си Цзиньпина, который состоялся 8 мая, в канун Дня Победы, и большая часть дня которого была посвящена мероприятиям в рамках визита, был весь как «на ладони». Достигнутые договоренности открыты, нам здесь скрывать нечего, мы не интригуем против кого-либо. Отмечу Совместное заявление о дальнейшем углублении нашего стратегического партнерства с Китаем; важнейшее Совместное заявление, которое подписали лидеры двух наших стран, о сопряжении евразийской экономической интеграции и китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути», важное Межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере международной информационной безопасности. Эту тему Россия, Китай и наши партнеры по ШОС, ОДКБ и БРИКС активно продвигают в рамках ООН, добиваясь, чтобы достигнутые в последние десятилетия достижения в сфере информационных и коммуникационных технологий не использовались во вред той или иной стране, чтобы не было злоупотреблений со стороны тех, кто контролируют различные сегменты Интернета, а государства были равноправны и в этой сфере деятельности человека, как это предписывает Устав ООН, в котором равноправие не ограничено какими-то сферами жизнедеятельности, а продекларировано и закреплено в международном праве как основополагающий принцип.

Помимо российско-китайского саммита состоялись встречи Президента России В.В.Путина с руководителями Индии и ЮАР. С ними, как и с Председателем КНР, мы говорили об укреплении БРИКС, в том числе в контексте подготовки к саммиту этого объединения, который пройдёт встык с саммитом ШОС в Уфе в первой декаде июля текущего года.

Состоялась неформальная встреча лидеров стран СНГ – тех, кто приехал и на это мероприятие. Был обсужден весь комплекс нашей совместной работы в связи с 70-летием Победы и проведением в этом году Года ветеранов СНГ. Обсуждались конкретные отдельные направления интеграционных процессов на пространстве Содружества.

Впервые после начала функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором окончательно оформилось членство пятого участника это объединения – Киргизии. Теперь, наряду с Россией, Казахстаном, Белоруссией и Арменией, Киргизия стала полноценным членом ЕАЭС. На заседании Совета были рассмотрены задачи дальнейшего укрепления Организации, а также практические конкретные задачи в краткосрочной и среднесрочной перспективе в свете общемировой экономической ситуации.

Мы оценили приезд Канцлера Германии А.Меркель, которая посетила Москву 10 мая, ее желание отдать дань памяти советскому народу и всем, кто погибли в годы Второй мировой войны. Состоялась ее встреча с Президентом В.В.Путиным. В основном обсуждали Украину в том ключе, о котором я уже упомянул. В этом вопросе у нас с Германией тоже есть понимание необходимости добросовестного выполнения Минских договоренностей. Канцлер А.Меркель, лично принимавшая участие в согласовании документа от 12 февраля, прекрасно знает, какие договоренности там заложены, понимает контрпродуктивность попыток искаженно трактовать содержание этого документа.

В ходе встречи Президент России и Канцлер Германии обсудили вопросы, характеризующие нынешнее состояние отношений между Россией и Европейским союзом. Сегодня в Брюсселе (куда мы собираемся для участия в завтрашнем заседании Комитета министров Совета Европы) продолжу этот разговор с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини.

Вопрос: Наверное, это будет нелегкий разговор?

С.В.Лавров: Мы же не кричим друг на друга, а разговариваем.

 

По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.




  • Не соучастники ли они?
  • Чтобы осуществлять «мягкое насилие», нужно иметь мандат на жёсткое насилие
  • Когда нужно, власть может и «капелюшечку ксенофобии» включить
  • Власть потворствует
  • Страшно далеки они от народа


  • Новости партнеров:

  •   Хомяков: Ходорковский не сможет уйти из политики

      Филатов: «У попа была собака, он ее …»

      Джемаль: Разбавленный Троцкий, Мордор и сортир

      Ремизов: Путин проводит точечную перенастройку системы

      Данилин: Фейк-митинг – закономерный итог года

    Рейтинг политических лидеров и неудачников недели (11 – 17 июня)
    Рейтинг политических лидеров возглавил министр МВД Колокольцев, по инициативе которого в ведомстве произошли существенные кадровые перестановки. Первую позицию в рейтинге неудачников заняли глава СК РФ Бастрыкин и главред «Новой газеты» Муратов, понесшие репутационные потери после скандальной истории об угрозах в адрес журналиста Соколова   подробнее 


    Все материалы раздела 


    Кирилл Иванов
    Молдавский кукловод
      подробнее 

    Роман Коноплев
    Приднестровье – форпост России или бандитский концлагерь?
    Глава Приднестровья Евгений Шевчук направил в Верховный совет ПМР законопроекты, направленные на повышение ответственности за клевету. Он требует рассмотреть их в режиме законодательной необходимости в срочном порядке.   подробнее 

    Кирилл Иванов
    Дудогло готов на многое. На грязи не остановится
    Кампания по выборам башкана (главы администрации) Гагаузской автономии на юге Молдовы вступила в самую горячую (а вернее сказать — грязную фазу).   подробнее 


    Вся аналитика 



    Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
    В отличие от старых игровых автоматов, где игрок должен был соревноваться с другими игроками, теперь имеется возможность сконцентрироваться именно на выполнении одиночных миссий.   подробнее 

    Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
    Бунин не исключает, что таким образом готовится место для Дмитрия Медведева. Однако, учитывая, что Медведев — человек амбициозный, Владимир Путин может предпочесть увидеть на этом месте более управляемого человека.   подробнее 

    Пустое место как источник международной напряженности
    Россия не имеет никакого касательства ни к бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену, ни к его перемещению по миру, он не пересекал границу РФ, заявил на пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров.   подробнее 


    Все материалы раздела 




       Кадыров опубликовал видео, где Михаил Касьянов показан под снайперским прицелом

       Михаила Касьянова во Владимире закидали яйцами

       Правозащитная организация «Агора» ликвидирована по иску Минюста

       Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск по линии Интерпола

       Выборы президента США в 2016 году

       Кризис в России

       Ведущий Тимур Кизяков вошел в высший совет «Единой России»

       Ангела Меркель поддержала предложение президента Украины продлить санкции против России

       Pussy Riot сняли клип про Чайку

       Минюст РФ включил рязанский «Мемориал» в реестр иностранных агентов

    Все сюжеты 





    © «Lentacom.ru», 2005-2006.
    При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Lentacom.ru» обязательна.
    Информация о проекте:
    Реклама на «Lentacom.ru»:
    Адрес для пресс-релизов:
    .  .