Уважаемые дамы и господа,
Мы завершили наши переговоры, в ходе которых затронули состояние двусторонних отношений и взаимодействие по серьезнейшим проблемам, которые охватили ближневосточный регион.
Едины в том, что проблемы нужно решать активно, опираясь, прежде всего, на налаживание устойчивого национального диалога в соответствующих государствах между всеми политическими этноконфессиональными силами. Именно под этим углом зрения мы рассмотрели ситуацию в Йемене, Сирии, Ливии и Ираке.
Убеждены, что параллельно с усилиями по урегулированию различных конфликтов в тех или иных странах необходимо резко активизировать нашу общую борьбу против угрозы терроризма и экстремизма в регионе.
Исходим из того, что действия т.н. «Исламского государства» и других террористических группировок представляют собой реальный вызов стабильности и безопасности на Ближнем Востоке и Севере Африки в целом.
Россия и Объединенные Арабские Эмираты будут укреплять взаимодействие в антитеррористической сфере, как по двусторонней линии, так и на международных площадках, в многосторонних форматах с участием других государств.
Обменялись мнениями о ситуации вокруг иранской ядерной программы. Переговоры близки к завершению. Мы надеемся, что позитивный результат будет способствовать нашим общим усилиям по продвижению сотрудничества в сфере безопасности и стабильности в районе Персидского залива.
Подтвердили нашу общую позицию в пользу вывода из тупика переговоров о ближневосточном урегулировании с целью обеспечить создание палестинского государства, безопасность всех государств региона. В качестве основы урегулирования мы по-прежнему рассматриваем арабскую мирную инициативу.
Обменялись оценками состояния двусторонних отношений. Мы удовлетворены их развитием во всех областях, включая политический диалог, торговлю, инвестиции, военно-техническое сотрудничество, гуманитарные и культурные связи.
Завтра г-н Министр встречается с Министром промышленности и торговли Российской Федерации Д.В.Мантуровым – они являются двумя сопредседателями Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Вопросы нашего взаимодействия в торговле и инвестиционной сфере будут обсуждены более подробно.
Мне кажется, у нас обоюдное удовлетворение итогами переговоров, которые подтвердили нашу нацеленность на доверительный диалог и продвижение всего комплекса связей между Россией и ОАЭ.
Вопрос (адресован А.Аль Нахайяну): Опыт авиаударов международной коалиции по целям «Исламского государства» на территории Сирии доказал их неэффективность или малую эффективность, потому что они осуществляются без координации с сирийским правительством. Почему власти ОАЭ не взаимодействуют по этому вопросу напрямую с правительством Сирии, если общая задача – борьба с терроризмом? Тем более, только что Вы и С.В.Лавров подчеркнули, что есть опасность перехода террористической угрозы на другие страны региона.
С.В.Лавров (добавляет после ответа А.Аль Нахайяна): Мы сегодня вспоминали, что в итоговой декларации встречи «Группы восьми» в верхах в Северной Ирландии в 2013 г. содержался развёрнутый пассаж, автором которого была страна-«хозяйка» – Великобритания, настоятельно призывающий сирийское правительство и все отряды сирийской оппозиции объединиться в борьбе с терроризмом. Мы обменялись мнениями об этом историческом факте. Жаль, что этот призыв так и остался на бумаге.
Вопрос: В последнее время Москва активно проводит контакты со многими странами по всему комплексу вопросов, связанных с драматическими событиями на Ближнем Востоке, в Йемене, Сирии, Ираке, Ливии, и по проблеме терроризма. В различных кругах уже говорят, что пришло время для компромиссов, поиска всеми заинтересованными сторонами точек соприкосновения. Говорят даже, что настало время для «сделок». Что сейчас в ходе всех этих контактов делается по этим вопросам?
С.В.Лавров: Мы работаем на основе единого критерия, заключающегося в том, что судьбу каждой страны может решать только её народ, который должен быть вовлечён в национальный диалог с участием всех политических, этноконфессиональных и других групп. Этот принцип прямого инклюзивного национального диалога применим ко всем без исключения конфликтам на Ближнем Востоке, Севере Африки или в каком-либо другом регионе. Конечно, результат такого национального диалога в каждом случае может быть только итогом компромисса. Это единственно верный путь. Все внешние игроки должны нацеливать все силы в каждом государстве именно на такой диалог и достижение компромисса, не пытаясь навязывать рецепты извне.
Вопрос: После Ваших переговоров с Госсекретарём США Дж.Керри начались разговоры о сближении позиции России и США по выходу из сирийского кризиса. Как в Москве относятся к тому, что США начали тренировать сирийскую оппозицию в Турции?
С.В.Лавров: У России и США действительно сближаются позиции, прежде всего в том, что касается заявлений о безальтернативности политического урегулирования в Сирии на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. При этом мы не поддерживаем позицию Вашингтона, который одновременно допускает и даже предполагает продолжение наращивания поддержки вооружённой оппозиции. Американцы считают, что более эффективня вооружённая борьба умеренных оппозиционеров будет делать режим более податливым и одновременно наносить ущерб активности «Исламского государства», «Джабхат-ан-Нусры» и других террористических организаций. Считаем такой подход недальновидным хотя бы потому, что как показывает опыт последних лет, большинство т.н. умеренных оппозиционеров, получающих помощь в виде оружия, финансов, со стороны зарубежных инструкторов, в конечном итоге оказываются «перекупленными» или перебежавшими по идейным соображениям на сторону террористов. Боюсь, что именно так закончится и эта эпопея.
Повторю, что, несмотря на наше расхождение в этом конкретном аспекте, мы будем продолжать диалог с США, опираясь на заявленную нацеленность на стимулирование общенационального инклюзивного политического диалога между всеми сирийскими силами. Сегодня мы обсуждали этот вопрос. Считаем весьма важным и даже необходимым, чтобы в усилиях по побуждению всех сирийских сторон к диалогу участвовали не только Россия и США, но и страны региона, включая Саудовскую Аравию, Иран, Турцию, Египет и ОАЭ.
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.