Интервью Министра иностранных дел России Сергея Лаврова корреспонденту Bloomberg Television Райану Чилкоту, Москва, 2 июня 2015 года
Вопрос: Он является правой рукой Владимира Путина в вопросах внешней политики и стоит во главе российской дипломатии в период, когда отношения с Западом находятся на историческом минимуме с момента окончания «холодной войны». Г-н Лавров, спасибо большое за то, что согласились встретиться с нами. Хочу начать с вопроса о Вашей недавней встрече с Госсекретарем США Джоном Керри. Ваши переговоры в Сочи длились несколько часов. Вы оба встречались с Президентом России. Что это было? Начало «оттепели» в отношениях между Россией и Соединенными Штатами?
С. Лавров: Я считаю, что реалистичный подход берет верх. Я был немного удивлен, что переговорам Джона Керри с российским лидером и со своим российским коллегой, которые длились несколько часов, уделялось столько внимания. Если взять 2014 год - год кризиса на Украине, который был использован некоторыми, чтобы попытаться подорвать отношения между Россией и Западом, то в тот год я встречался с Джоном Керри 17 раз, т.е. больше, чем кто-либо другой из моих коллег. И каждая наша встреча длилась несколько часов. Это были деловые переговоры по вопросам Сирии, Йемена, Ирака, Афганистана и, конечно, Украины. Тот факт, что очередной раунд состоялся на российской земле – приятное событие, но скорее символическое, нежели принципиальное.
Вопрос: Именно об этом я хочу спросить Вас, потому что, думаю, дело не в количестве проведенного вместе времени, а в качественном его наполнении, не так ли? В 2009 году произошла так называемая "перезагрузка" в российско-американских отношениях, которая, как Вы знаете, не принесла особых результатов. Я знаю, что Вы говорили, что то, что мы наблюдаем сейчас в российско-американских отношениях, не является «перезагрузкой». Почему?
С. Лавров: Если взять «перезагрузку» в ее первоначальном варианте, то это не наше изобретение. Это было придумано Хиллари Клинтон и Администрацией Б.Обамы, потому что с их предшественником в лице Джорджа Буша-младшего у Владимира Путина сложились очень хорошие личные отношения. У меня были хорошие отношения с Кондолизой Райс. Но почему-то те хорошие личные отношения не перешли на практический политический уровень. И когда Барак Обама стал президентом, его администрация подвергла переоценке состояние двусторонних отношений с Россией. Они решили, что гораздо лучше иметь более открытый подход. Произошла «перезагрузка» американской политики по отношению к России. Именно тогда были созданы Президентская комиссия и, по-моему, 21 рабочая группа, которые занимались всеми возможными сферами человеческой деятельности. А потом все вдруг резко остановилось, потому что мы не могли принять и не приняли государственный переворот на Украине, который активно поддержали и приветствовали в США.
Я считаю, что сейчас наши отношения вполне реалистичны. Президент В.В.Путин время от времени общается с Президентом Б.Обамой по телефону. Беседы носят очень прагматичный характер. Они обсуждают конкретные и взаимовыгодные направления сотрудничества. Мы с Джоном Керри занимаемся тем же самым, но на гораздо более детальном уровне. Я бы назвал это не новой «перезагрузкой»,а осознанием необходимости возвращения к нормальным отношениям.
Вопрос: Говоря о необходимости восстановления нормальных отношений и нормальной реальной политики, а также сотрудничества по вопросам, где можно найти общий язык ... Вы сказали, что Сирия была в числе обсуждавшихся вопросов. На прошлой неделе Выговорили ... Вы призывали США сотрудничать с Б.Асадом в Сирии в вопросах противостояния «Исламскому государству» (ИГ). Хорошая идея, но она была тут же отвергнута США. Можете ли Вы назвать какую-либо область, кроме мирных переговоров -оставим пока эту риторику, - где Россия на самом деле сотрудничает с США в борьбе с «ИГ»?
С. Лавров: Мы бы предпочли делать это на коллективной основе, на базе международного права, через Совет Безопасности(ООН). К сожалению, когда американцы объявили «крестовый поход» против ИГИЛ в Ираке и Сирии, они ни разу не обратились в Совет Безопасности. Они просто заявили о создании коалиции. Они также заявили, что иракское правительство дало свое согласие на нанесение воздушных ударов по находящимся на его территории позициям «ИГ». Они также заявили, что будут делать то же самое в Сирии, не спрашивая разрешения сирийского правительства и не обращаясь в Совет Безопасности. Я считаю, это было ошибкой. Думаю, что эта навязчивая идея в отношении личности президента Б.Асада не приносит положительных результатов в общем деле борьбы с терроризмом. И когда наши американские коллеги говорят, что он (Б.Асад) не может рассматриваться в качестве законного партнера, мы всегда напоминаем им, что он был совершенно законным партнером, когда мы обращались в Совет Безопасности по вопросу принятия резолюции о химическом разоружении Сирии. Резолюция Совета Безопасности при поддержке Соединенных Штатов и совместного консенсуса в Организации Объединенных Наций приветствовала решение сирийского правительства присоединиться к Конвенции по запрещению химического оружия и сотрудничество сирийского правительства в данном вопросе. Таким образом они (сирийские власти) были совершенно законными.
Вопрос: Одно из Ваших давних требований заключается в том, чтобы США отказались от идеи смены власти в Сирии. Наблюдаете ли Вы какие-либо признаки того, что США готовы оставить Президента Б.Асада у власти?
С. Лавров: Этот вопрос будут решать не США. Дело не в том, что мы хотим, чтобы они изменили свое мнение, но если это произойдет, то все встанет на свои места.
Вопрос: Г-н Министр иностранных дел, возвращаясь к Сочи, Вы провели несколько часов на переговорах с Президентом России и Джоном Керри, и данный вопрос, очевидно, поднимался. Было ли у Вас какое-либо ощущение, потому что, конечно, остальной мир знает ...
С. Лавров: Я не могу обсуждать подробности нашей беседы…
Вопрос: Почему?
С. Лавров: По понятным причинам, но мы, безусловно, считаем, что политическое урегулирование – это единственно возможный путь для Сирии. Мы также считаем, что Женевское коммюнике, принятое три года назад, является основой. Тем более, что оно был одобрено резолюцией Совета Безопасности(ООН), также принятой на основе консенсуса. Данная резолюция и принципы и подходы, заключенные в женевских соглашениях, предусматривают создание «переходного управляющего органа» на основе взаимного согласия между сирийцами.
Продолжение следует…
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.