Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые участники и гости Конференции,
Прежде всего, хотели бы поздравить белорусских коллег с хорошей подготовкой и умелым руководством работой нашей Конференции. Желаем, чтобы успех сопутствовал вам и в последующие дни.
Сегодня мы подводим итог очередному пятилетнему периоду выполнения Договора по открытому небу (ДОН). Оглядываясь назад и анализируя 13-летний опыт реализации Договора, можем уверенно сказать, что заключение этого международного соглашения стало важным событием на пространстве ОБСЕ. Занимая особое место среди других международных контрольных механизмов, ДОН обеспечивает беспрецедентный уровень укрепления доверия и открытости между его участниками.
Российская Федерация вновь подтверждает свою приверженность фундаментальным основам Договора и заинтересованность в его долгосрочном и эффективном функционировании. На наш взгляд, он позволяет обеспечивать адекватный уровень оценки и контроля состояния военной инфраструктуры, дислокации войск и деятельности обычных вооруженных сил. Важно, что получаемая в его рамках информация доступна всем государствам-участникам.
Разумеется, не все шло гладко. Сегодня несколько делегаций предъявили нам целый рад претензий в якобы ненадлежащем выполнении Договора. Хочу заверить вас, что любой выпад в адрес России получит адекватный аргументированный ответ в ходе последующих дискуссий, когда придет время для рассмотрения конкретных вопросов. Можете в этом не сомневаться. Но есть два аспекта, которые мы не можем не затронуть прямо сейчас. Речь, в частности, идет об отказе Грузии от двустороннего взаимодействия с нами в рамках многостороннего соглашения, каковым является ДОН. Случай беспрецедентный в истории дипломатии. Другое серьезнейшее нарушение - отказ США предоставить возможность наблюдения их островных территорий. Оба этих вопиющих факта остались без реакции со стороны других участников Договора. В этой связи возникает закономерный вопрос к делегациям Соединенного Королевства, Канады, Чехии, Румынии и Дании, активно критиковавших российскую линию поведения. Вы в самом деле считаете эти два нарушения нормальным явлением или просто стесняетесь называть вещи своими именами, когда это касается Грузии и США? Понимаете, пока вы отмалчиваетесь по двум этим горячим томам, мы не можем всерьез воспринимать критику с вашей стороны в наш адрес. Политика двойных стандартов не вызывает у нас ни малейшего уважения. Желаю вышеназванным партнерам как можно быстрее преодолеть эту проблему и когда-нибудь занять все-таки более честную и объективную позицию.
Сказав это, подчеркну: мы не настроены зацикливаться на негативе. Исходим из того, что в целом наблюдательные полеты проходили в нормальном режиме и что нам нужно вместе идти вперед, выполняя и совершенствуя ДОН. Этому способствует неплохо налаженное сотрудничество между верификационными центрами, которое позволяет оперативно снимать многие технические вопросы.
В прошлом году впервые в практике Договора был задействован механизм чрезвычайных наблюдательных полетов. Этот опыт продемонстрировал, что в отсутствие регламентирующих такую практику документов ККОН соответствующие договорные положения трактуются некоторыми государствами-участниками весьма вольно.
По этой причине считаем важным вернуться к поручению предыдущей Конференции и разработать четкий свод правил и последовательность шагов по организации и проведению чрезвычайных наблюдательных полетов. Россия готова работать в этом направлении при том понимании, что правила будут включать обязательства сторон по обеспечению такого же уровня открытости и транспарентности, который имеет место при проведении регулярных квотных наблюдательных полетов. Результаты чрезвычайных наблюдательных полетов должны быть доступны не только участникам такого полета, но и всем государствам-участникам по запросу. Важно также не допустить в будущем игнорирования или фальсификации результатов наблюдательных полетов, на основе которых и должны делаться соответствующие политические заявления.
Украинский кризис стал в определенном смысле «проверкой на прочность» для Договора. В прошлом году Россия приняла более полутора десятка наблюдательных полетов, главной целью которых была аэрофотосъемка крупных участков российской территории, прилегающих к границе с Украиной. К сожалению, несмотря на выявленное в ходе этих полетов отсутствие признаков «чрезмерного наращивания вооруженных сил и вооружений вдоль границы с Украиной», кампания обвинений в адрес России не утихла.
В связи с этим возникают грустные раздумья о судьбе ДОН. Если данные фотосъемки не используются в качестве доказательства и фактически игнорируются, если оценки результатов воздушного наблюдения подгоняются под политический заказ, то происходит дискредитация этого Договора как инструмента объективного контроля над вооруженными силами и военной деятельностью. К сожалению, такой подход начинает проникать и в другие верификационные механизмы, что неизбежно ведет к дальнейшей деградации режимов контроля над вооружениями и МДБ на пространстве ОБСЕ. Советуем нашим партнерам по Договору серьезно задуматься над этим.
И все же, несмотря на имевшие место трудности и разногласия при реализации ДОН, за эти годы Договор значительно эволюционировал и стал более приспособлен к современным вызовам.
Прежде всего, в данном контексте следует констатировать, что по сути сейчас завершается первый этап совершенствования материально-технической базы ДОН, переход ее к цифровым технологиям. Мы отдаем должное международной команде технических экспертов, проделавшей громадный объем работы по подготовке к этому переходу.
Между тем, параллельно в ряде государств-участников шел процесс создания платформ открытого неба для установки на них аппаратуры нового поколения. Не без гордости можем отметить, что пионером в этом деле стала Россия, создав не только собственную цифровую видеокамеру, но и проведя успешную сертификацию платформы открытого неба на базе Ан-30Б с этой камерой на борту, которая уже совершает наблюдательные полеты. Рассчитываем аттестовать в текущем году эту камеру также в составе аппаратуры наблюдения самолета Ту-154М ЛК-1. В качестве следующего шага намерены уже в недалеком будущем представить самолет открытого неба нового поколения Ту-214 ОН.
Таким образом, Российская Федерация успешно выполняет задачу по переходу на цифровые технологии, поставленную на предыдущей обзорной Конференции.
Несмотря на все трудности последних лет, на будущее Договора, как представляется, можно смотреть с определенным оптимизмом. Надеемся, что Консультативная комиссия, в частности, перестанет быть полем политических баталий по проблемам, лежащим вне договорных рамок, а останется ареной сотрудничества и партнерского диалога. Рассчитываем также на то, что к ДОН смогут присоединиться все заинтересованные страны, внеся свой вклад в укрепление доверия и транспарентности на пространстве ОБСЕ.
Благодарю за внимание.
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.