Сегодня, 10 июня 2015 года, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации на тему: «О результатах проверки исполнения законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».
В заседании под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров Антон Федоров, Помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации Константин Чуйченко, представители Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники структурных подразделений Генпрокуратуры России, прокуроры субъектов Российской Федерации, руководители коммерческих банков и общественных организаций, представляющие малый и средний бизнес.
Открывая мероприятие, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка подчеркнул особую значимость прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей. Он обозначил основные направления деятельности прокуроров по снижению административного давления и ликвидации бюрократических барьеров, мешающих ведению бизнеса. При этом им определены ключевые проблемы, решение которых позволит повысить качество проводимой органами прокуратуры работы.
Предлагаем вашему вниманию текст выступления Ю.Я. Чайки.
«Уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит обсудить такую важную тему как исполнение законодательства при оказании поддержки субъектам малого и среднего бизнеса.
С учетом вклада предпринимательства в проводимые в государстве социально-экономические преобразования, поручений Президента России В.В. Путина необходима дальнейшая работа по защите бизнеса, избавления его от навязчивого контроля.
Более 5 лет органы прокуратуры осуществляют надзор в этой сфере, что во многих случаях стало препятствием для незаконных проверок. Только в прошлом году удалось предотвратить около 15 тыс. неправомерных внеплановых выездных мероприятий контрольных органов, из которых почти 10 тыс. в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Налажено эффективное взаимодействие с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с омбудсменами в регионах, позволяющее оперативно восстанавливать законные интересы предпринимательского сообщества, работников предприятий и организаций, решать многие другие вопросы.
Вместе с тем считаю необходимым сегодня обсудить проблемы, вытекающие из практики прокурорского надзора и требующие скорейшего преодоления.
Число нарушений в рассматриваемой сфере практически не сокращается. Начиная с 2012 г. прокурорами их выявлено почти 500 тыс.
Прежде всего, следует отметить недостатки в нормативном регулировании. Зачастую необходимые правовые акты или своевременно не принимаются, или издаются с нарушениями. Так, за последние три года по протестам прокуроров приведено в соответствие с законодательством 60 тыс. правовых актов федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления.
Эффективность системы государственного регулирования во многом зависит от доступности и фактической реализации программ по развитию малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем в ряде субъектов такие программы своевременно не принимались, либо недостаточно финансировались.
Нередко денежные средства, выделенные на развитие предпринимательства, присваивались должностными лицами фондов и организаций, созданных для содействия малому и среднему бизнесу. Уголовные дела по таким фактам возбуждены в республиках Адыгея, Саха (Якутия), Волгоградской, Кировской областях.
Многим хозяйствующим субъектам затруднительно получать информацию о мерах государственной помощи. В отдельных регионах не созданы соответствующие официальные сайты, либо они не наполняются актуальной информацией.
Прокуроры через суды или мерами административного характера добивались от органов власти и местного самоуправления устранения этих нарушений (Астраханская, Белгородская, Курганская, Саратовская, Ярославская области и другие).
Все еще не искоренена практика, когда при выделении субсидии уполномоченными органами фактически равнозначным юридическим лицам по одним принимаются положительные решения, а другим отказывают в предоставлении денежных средств.
По-прежнему не исключены случаи истребования у предпринимателей излишней информации, установления административных барьеров, взимания непредусмотренной законодательством платы.
Прокурорами в большинстве регионов установлены массовые нарушения при рассмотрении заявок хозяйствующих субъектов о выкупе арендуемого имущества. Вопреки закону не соблюдаются сроки заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости имущества, принятия решений об условиях его приватизации. В результате предприниматели несут дополнительные расходы по оплате аренды недвижимости, в то время как они могли бы направить эти деньги на развитие предприятия.
К сожалению, подобная картина нарушений позволяет сделать вывод, что средний и малый бизнес продолжает испытывать необоснованную нагрузку со стороны органов власти.
Вместе с тем, и к работе прокуроров у нас есть претензии. Не всегда ваше вмешательство было своевременным и адекватным.
Например, в Камчатском крае более двух лет не принимались меры по обращениям общественной организации о нарушениях прав предпринимателей в связи с расторжением договора аренды на земельный участок и лишением их права продолжать торговлю. В Удмуртской Республике прокуратура не реагировала на введение администрацией г. Ижевска дополнительной процедуры для получения права размещения торгового места на ярмарке.
Многочисленные факты подмены органов Роспотребнадзора, Росприроднадзора, пожарной службы и полиции допускаются прокурорами районного звена (Кировская, Магаданская, Оренбургская области). На этом же уровне проводились проверки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства необходимости в которых не было.
Вместе с тем при подтверждении в ходе проверочных мероприятий сведений о нарушениях прав юридических лиц прокурорами не всегда рассматривался вопрос о возбуждении административных производств, инициировании уголовного преследования за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Недостаточно задействованы ресурсы средств массовой информации, сети Интернет, банка судебных решений для выявления скрытых нарушений прав бизнеса.
Несмотря на требования Генеральной прокуратуры в ряде регионов прокурорами не налажена эффективная работа межведомственных групп по защите прав предпринимателей».
С основным докладом на заседании коллегии выступил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман.
По результатам заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации его участники выработали комплекс мер, направленных на повышение эффективности и совершенствование надзорной деятельности за исполнением законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
По материалам Управления взаимодействия со СМИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации.