Уважаемая г-жа Председатель,
Мы внимательно ознакомились с Докладом об осуществлении гарантий за 2014 год, содержащимся в документе GOV/2015/30, и выражаем признательность Гендиректору за проделанную работу по его подготовке. Доклад свидетельствует о том, что система гарантий в целом функционирует устойчиво, позволяя Агентству делать обоснованные заключения о соблюдении государствами своих обязательств в соответствии с соглашениями, которые они заключают с МАГАТЭ.
Российская сторона неизменно привержена делу укрепления системы гарантий МАГАТЭ с опорой на заключенные государствами Соглашения о гарантиях и Дополнительные протоколы к ним. Призываем 13 государств-участников ДНЯО, которые еще не сделали этого, заключить и ввести в действие соответствующие соглашения с МАГАТЭ о гарантиях. Отмечаем особую значимость системы гарантии Агентства в общем контексте глобальных усилий по укреплению международной безопасности и снижению угроз ядерному нераспространению, а также в качестве эффективного инструмента, создающего режим наибольшего благоприятствования для взаимодействия между странами в мирной ядерной сфере.
Исходим из того, что прогресс в деле укрепления системы гарантий достижим только при условии широкого международного доверия к системе гарантий. Обязанность Секретариата МАГАТЭ доказать государствам-членам ее объективность, политическую беспристрастность, техническую обоснованность, понятность для всех государств, а также незыблемость прав и обязанностей сторон в соответствии с заключенными ими Соглашениями о гарантиях. При внедрении концепции «гарантий на уровне государства» Секретариат обязан строго руководствоваться Уставом МАГАТЭ и согласованными решениями директивных органов, а не их интерпретациями. Подчеркиваем центральную роль директивных органов МАГАТЭ в решении вопросов, связанных с совершенствованием механизма применения гарантий, а также при возникновении сложностей во взаимодействии между Агентством и конкретными государствами. В этой связи хотели бы напомнить о принятой на 58-й сессии Генконференции МАГАТЭ в сентябре 2014 г. резолюции по гарантиям, которая поставила проводимую Секретариатом реформу гарантий МАГАТЭ под контроль государств-членов и задала рамки для совершенствования концептуальной основы нового подхода. Резолюция содержит ряд поручений Гендиректору, в их числе: информировать СУ о прогрессе в деле разработки и осуществления гарантий в контексте новых подходов, продолжать открытый и активный диалог с государствами-членами по вопросам гарантий, а также проинформировать Генконференцию о ходе осуществления упомянутой резолюции. Ожидаем соответствующих шагов со стороны Секретариата уже в ближайшие месяцы. Резолюция по гарантиям и доклад Гендиректора о концепции гарантий на уровне государства от августа 2014 г. - это не конечная точка совершенствования системы гарантий, а лишь промежуточный этап. Разговор о параметрах новой концепции далеко не закончен, коль скоро она продолжает эволюционировать.
Уважаемая г-жа Председатель,
В представленном Совету Докладе о применении гарантий содержится немало положений, корректно отражающих состояние дел с осуществлением гарантий в разных аспектах. Приветствуем рост числа государств, заключивших с Агентством и применяющих Соглашения о всеобъемлющих гарантиях, а также соответствующие Доппротоколы. Это создает надежный фундамент для мирного ядерного сотрудничества, способствуют его прозрачности и предсказуемости, формирует уверенность в отсутствии каких-либо распространенческих рисков, связанных со строительством атомных АЭС, поставками ядерного материала, передачами технологий. С удовлетворением отмечаем содержащееся в Докладе подтверждение того, что разработка и осуществление страновых подходов для конкретных государств требует тесных консультаций и координации между Секретариатом и соответствующими странами, а все практические механизмы проверки потребуют их согласия. Поддерживаем настрой Секретариата на недопущение произвольного и механистического сокращения проверочной деятельности в неядерных странах, особенно тех, который обладают развитым ядерным топливным циклом. Призываем Секретариат обеспечить эффективность системы гарантий не в ущерб ее действенности.
Вместе с тем в Докладе есть и такие моменты, которые, на наш взгляд, заслуживают более внимательного отношения во избежание повторения прошлых ошибок.
Вынуждены отметить, что в нынешнем Докладе не нашлось места для отражения закрепленных в профильной резолюции Генконференции 2014 года ряда основополагающих принципов, которыми должен руководствоваться Секретариат в своих действиях: концепция «гарантий на уровне государства» не повлечет для государств и Секретариата возникновения дополнительных прав и обязательств; она не является заменой Доппротоколу или средством давления на государства, которые пока не ввели его в действие для получения информации и прав доступа, предусмотренных этим инструментом; относящаяся к гарантиям информация используется только для осуществления гарантий в рамках действующего соглашения о гарантиях, а не за его пределами. Просили бы Секретариат подтвердить, что эти принципы неукоснительно соблюдаются при оценке результатов проверочной деятельности и всей доступной информации, имеющей отношение к гарантиям, а также прк подготовке заключений.
Вызывает сомнения сохраняющийся перекос в сторону работы с источниками информации, как открытого характера, так и поступающей от заинтересованных сторон, нежели с результатами инспекций. В Докладе обе этих составляющих поставлены на равную основу. Причем происходит это в отсутствие четкого контроля со стороны государств-членов и согласованного порядка работы с информацией, имеющей отношение к гарантиям. Полагаем, что первичная информация, получаемая инспекторами Агентства на ядерных объектах и установках, представляет большую ценность, чем данные, источники которых находятся за пределами Агентства. Акцент на использование внешних источников объективно увеличивает опасность ошибки или спланированной дезинформации.
Как явствует из Доклада, начатая Секретариатом под лозунгом сокращения расходов реформа механизмов применения гарантий не принесла ожидаемых результатов в плане экономии. Так, где Секретариату удается снижать затраты на проверочную деятельность это делается в рамках прежних процедур, которые, выходит, но требовали никаких реформ. Оптимизация количества инспекций «в поле» неизбежно влечет за собой увеличение аналитической работы в штаб-квартире на тех же участках, и эта аналитика также нуждается в перепроверке. Тем не менее, как явствует из Доклада, внедрение концепции «гарантий на уровне государства» продолжается.
Поскольку концепция не приводит к экономии важно правильно расставлять приоритеты в проверочной деятельности. Соответствующие подсказки есть в уже принятых решениях директивных органов. Прежде всего, Департамент должен руководствоваться наличием в неядерных государствах ядерного материала, а также других технологий ЯТЦ. Подлинное значение имеет реальный потенциал государств, а не их предполагаемые намерения.
Представленное Секретариату право работы со всей доступной информацией по гарантиям подразумевает высокую ответственность и его готовность отстаивать использованные данные в открытой дискуссии на СУ. Агентство вправе анализировать всю поступающую в его распоряжение информацию по гарантиям, однако окончательные решения при формулировании выводов, имеющих характер оценки, на основе этой информации, должно принадлежать СУ. МАГАТЭ - это международная организация, которая создавалась не для перепроверки информации, добываемой спецслужбами различных стран.
Просили бы Секретариат уточнить, на основе какой процедуры составляется приведенная в Докладе отчетность об информировании государств-членов о результатах инспекций. Напоминаем, что российская сторона не давала согласия на одностороннее введение Секретариатом упрощенной системы информирования государств об итогах проверочной деятельности и просила Секретариат вернуться к прежней практике, отход от которой был бы, на наш взгляд, нарушением договорных обязательств. Отмечаем важность отчетности МАГАТЭ для многих государственных систем учета и контроля ядерных материалов. Отступления от традиционной схемы информирования неудобно, прежде всего, ввиду высокой вероятности возникновения спекуляций вокруг сохранности и достоверности информации о применении гарантий в том или ином государстве, особенно по истечении нескольких лет.
Просили бы пояснить, что за данные о нереализованных закупочных обращениях (unfulfilled procurement inquiries) используются Секретариатом для оценки соответствия действительности заявлений государств об их ядерной деятельности и как Секретариат проверяет достоверность таких данных.
Полагали бы целесообразным пересмотреть публикуемые в Серии изданий МАГАТЭ по ядерной энергии документы, затрагивающих вопросы гарантий, в которых содержится устаревшая трактовка концепции «гарантий на уровне конструкции».
Уважаемая г-жа Председатель,
В заключение хотели бы еще раз вернуться к вопросу о продолжении диалога с государствами-членами в интересах повышение доверия к вырабатываемым Секретариатом подходам. На наш взгляд поводов для разговора накопилось немало. Считаем необходимым в рамках дальнейших консультаций открытого состава углубленно обсудить такие темы как критерии присвоения и отзыва расширенного заключения, роль директивных органов МАГАТЭ в области гарантий, методологию анализа путей приобретения ядерного материала, страновые факторы и составляющие их элементы, сбор и анализ Секретариатом информации по гарантиям. Надеемся, что наши предложения будут учтены Секретариатом.
Благодарю Вас, госпожа Председатель.
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.