Скачать оригинал изображения
10 июня 2015, 14:00
новости, доклады и выступления
Доклад министра Михаила Меня на заседании Совета Федерации «Проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном комплексе»
Тезисы доклада
на заседании Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации по теме «Проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в
жилищно-коммунальном комплексе»
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые сенаторы!
Развитие энергосбережения и повышения
энергоэффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня
является одним из приоритетов Минстроя России. В данной области, как известно,
мы серьезно отстаем от развитых стран, накопилось много проблемных вопросов. Потенциал
развития сферы очень высок.
Справочно:
По данным Росстата
фактическая утечка и неучтенный расход воды составляет 3 243,6 млн. куб.
м., что соответствует 22,7%
от суммарного объема подачи воды по всей Российской Федерации. Указанная
информация приведена на 1 января 2014 года, при этом ретроспективный анализ
указывает на стабильность показателя утечки воды на уровне 22-23 %.
Мы провели анализ ситуации в данной
области и сформировали основные на сегодня задачи, это:
- совершенствование
нормативно-правовой базы;
- запуск
энергосервиса в жилом фонде, в том числе завершение формирования требований к
энергетической эффективности строений;
- запуск новой формы
учета потребления энергетических ресурсов.
С момента принятия в 2009 году
Федерального закона
об энергосбережении в реализацию мероприятий
по энергосбережению и повышению энергоэффективности во всех сферах был
инвестирован значительный объем бюджетных средств.
Справочно:
Субсидии бюджетам
субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ
предусмотрены в государственной программе по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности на 10 лет (с 2011 по 2020 года) в размере 58,8
млрд. рублей, и за период с 2011 по 2014 года сумма субсидий из федерального
бюджета, предоставленных субъектам Российской Федерации по указанной
госпрограмме составила 22,67 млрд.рублей.
Однако, решение столь масштабной задачи только
за счет бюджета невозможно. В современных условиях остро стоит вопрос
привлечения внебюджетных средств в энергосберегающие мероприятия, причем на
принципах самоокупаемости таких вложений. Одним из таких механизмов и является энергосервисный договор. Мы знаем
реальные примеры успешной реализации таких проектов. Например, в Мурманске с
2013 года реализуются энергосервисные контракты на 170 домах. Потребление
тепловой энергии в них снизилось на 25%. Москва
в этом году планирует реализовать более 800 энергосервисных контрактов в жилом
фонде.
Преимущества такого рода контрактов
несомненны:
- затраты по
реализации энергосберегающего мероприятия несет инвестор, а не потребитель;
- оплата
осуществляется только из полученной экономии энергетических ресурсов;
- после оплаты
контракта снижение платежа граждан может составить до 25 %, и, как следствие, снижается
объем бюджетных расходов на представление субсидий по оплате коммунальных
услуг.
Возможность заключения такого договора введена
еще в 2009 году, однако, к сожалению, нельзя говорить о масштабном опыте их
реализации. Это в первую очередь обусловлено несовершенством нормативно-правовой
базы. Одним из ярких примеров здесь можно привести требование, о необходимости
подписания договора энергосервиса каждым собственником помещений в доме, что в
сложившихся реалиях практически невозможно. Кроме того, отсутствует понятная и
доступная для рядовых граждан информация что такое энергосервис и какую выгоду
он дает, что приводит к недоверию граждан компаниям, которые приходят с
предложениями о реализации мероприятий по энергосбережению.
Справочно: по
оперативной информации, полученной от 54 регионов, на текущую дату заключено
порядка 1094 энергосервисных контрактов в части многоквартирных домов и 489 на
предприятиях ЖКХ.
С целью устранения в том числе
обозначенных мной проблем, мы подготовили и внесли в Правительство законопроект,
которым решаются в том числе эти вопросы.
Законопроектом:
- исключается
необходимость подписания энергосервисного контракта всеми собственниками
помещений многоквартирного дома, таким правом наделяется общее собрание
собственников;
- для обеспечения
прозрачности для потребителя плата по энергосервисному контракту включается в
структуру платы за коммунальные услуги отдельной строкой;
- предусматривается
возможность включения в договор управления домом положений энергосервисного
контракта, что позволит стимулировать управляющие организации и вовлекать их в
этот бизнес;
- одним из самых
важных пунктов в законопроекте является создание механизма сохранения объема льгот
и субсидий на оплату коммунальных услуг гражданам, которые уже получают их, и
своеобразная «защита» их платежа от увеличения при введении платы по энергосервисному
контракту.
Справочно:
Оплата гражданами
коммунальных услуг по данным Росстата составляет 1,4 трлн руб.
Субсидии и льготы
по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - 326 млрд руб.
Число граждан,
получающих субсидии и льготы – 35 млн. человек.
Даже
если учесть минимальную долю эффекта от энергосберегающих мероприятий в размере
10 % (при этом, эффект может достигать и 22%), после окончания периода
окупаемости проведенных мероприятий можно говорить об ежегодной экономии
бюджетов всех уровней по предоставлению льгот и субсидий на оплату коммунальных
услуг в размере порядка 21,8 млрд. рублей.
Для
сравнения, общий объем субсидий на реализацию региональных программ,
предусмотренных в государственной программе по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности, в период с 2011 по 2014 год составлял порядка 5,7
млрд. рублей в год. На 2015 год по подпрограмме «Энергосбережение» объем
финансирования составляет 500 млн. руб.
Кроме того, в ближайшее время мы утвердим
требования по энергетической эффективности многоквартирных домов.
По результатам данной работы будут
утверждены четкие правила расчета удельного годового расхода энергетических
ресурсов в многоквартирных домах и установлены требования к указателю класса
энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде.
Мониторинг удельных показателей
потребления энергетических ресурсов в жилых домах, поможет нам при принятии
решений об очередности проведения капитального ремонта жилого фонда, выявит
регионы, в которых необходимо активизировать работу в рамках региональных
программ по энергосбережению, для приведения жилого фонда в соответствие с
установленными требованиями, активизирует работу Жилищных инспекций, как
ответственных за проверку соответствие жилого фонда, требованиям по
энергетической эффективности, и тем самым поможет достигнуть главной цели:
«Улучшение условий проживания наших граждан».
Несмотря на законодательно установленную
обязанность для граждан и организаций остается неудовлетворительной ситуация с установкой
приборов учетапотребления
коммунальных ресурсов.
Напомню, что срок обязательной установки
общедомовых приборов учета используемой воды, тепловой энергии, электрической
энергии, а также индивидуальных прибор учета используемых воды, электрической
энергии истек в июле 2012 года.
Справочно:
Оснащение
многоквартирных домов индивидуальными приборами учета на 1 января 2015 года
составляет:
- Тепловой
энергии – 6,6 %;
- Электрической
энергии – 95,4 %;
- Холодной
воды – 65,4 %;
- Горячей
воды – 67,9 %.
Необходимо концептуально пересмотреть
действующие подходы к организации системы учета потребления коммунальных
ресурсов и, с учетом сложившейся практики, а также международного опыта
выработать более работоспособную систему учета.
По результатам обсуждения данного вопроса
с экспертным сообществом, мы пришли к выводу о необходимости автоматизации
расчетов за потребление энергоресурсов.
В настоящее время даже при наличии
приборов учета нет возможности своевременно собрать данные, начислить платежи,
определить потери, выяснить наличие незаконных подключений, определить
работоспособность прибора учета в режиме «онлайн».
Выход из сложившейся ситуации мы видим в
постепенном переходе от простой установки прибора учета, к установке прибора
учета с дистанционной передачей данных и созданию системы диспетчеризации.
Мы планируем ввести единые требования к
приборам и системам для возможности сбора информации с различных типов приборов
учета по различным каналам связи, не зависимо от производителя, и запретить
устанавливать прибор без возможности передачи данных по истечении его срока
службы.
Системы и приборы уже разработаны рядом
отечественных предприятий, их стоимость незначительно дороже обычного прибора.
Теперь несколько слов об энергоэффективности
в строительстве.
Последние несколько лет к качеству
возводимого жилья начали предъявляться новые требования. Основные усилия
направлены на формирование нового сегмента жилья эконом-класса, отвечающего
прежде всего требованиям энергоэффективности, экологичности и комфортабельности
для проживания.
В рамках реализации поставленных
Президентом и Правительством задач Минстроем будет проведена актуализация ряда
строительных норм и сводов правил, направленная, в том числе, на повышение
энергоэффективности в стройке.
Основной проблемой реализации проектов
энергодомов является удорожание стоимости строительства до 30 %, что негативно
сказывается на заинтересованности региональных властей и застройщиков в
применении энергоэффективных решений.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в
настоящее время реализовано и реализуется ряд проектов по строительству
энергоэффективных домов.
Так с 2010 года в ряде регионов
осуществляется реализация пилотных проектов по переселению граждан из
аварийного жилищного фонда в энергоэффективные дома с участием средств
государственной корпорации – Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства. В этих домах применены современные
энергоэффективные технологии, позволяющие в значительной степени сократить
потребление энергоресурсов и уменьшить размер коммунальных платежей.
Опыт эксплуатации энергоэффективных
многоквартирных домов, построенных с участием средств Фонда ЖКХ, показывает,
что в домах, в которых реализованы энергоэффективные мероприятия граждане,
проживающие в них, имеют экономию по оплате тепла, горячей воды и электроэнергии
в размере от 25 до 40 процентов по сравнению с обычными многоквартирными
домами, а в домах, где применяются возобновляемые источники энергии 50 и более
процентов.
К концу 2014 года, такие проекты появились
в 35 регионах, на территориях которых построены и введены в эксплуатацию 88
многоквартирных домов, ведётся проектирование и строительство еще 20 объектов в
6 субъектах страны.
Мероприятия по содействию продвижению на
рынке жилищного строительства энергоэффективных и экологически чистых технологий
и материалов также осуществляются Фондом РЖС. О них более подробно в своем
выступлении расскажет Александр Арнольдович Браверман.Спасибо за внимание!
По материалам Пресс-центра Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации.