"Круглый стол" Комитета Государственной Думы по труду. социальной политике и делам ветеранам на тему "О предложениях Минтруда России по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда".
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов провел «круглый стол» на тему: «О предложениях Минтруда России по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также о необходимых для этого изменениях в законодательство Российской Федерации». В обсуждении приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, региональных органов исполнительной и законодательной власти, представители работодателей и профсоюзов.
Открывая дискуссию, председатель Комитета Ольга Баталина заметила, что повышение МРОТ - решение, которое в значительной степени отразится на бюджетной политике, рынке труда и системе регулировании трудовых отношений в регионах.
По ее словам, нынешняя ситуация на рынке труда беспрецедентна. «Уходит послевоенное поколение, а на смену ему приходит поколение 90-х, численность которого гораздо ниже, - констатировала О.Баталина. - В ближайшие годы нам предстоит ответить на вопрос: как в условиях старения населения удержать производительность труда и в то же время не ослабить вложения в человеческий капитал, сохранить действующую систему социальных гарантий».
Министр труда и социальной защиты Любовь Ельцова сообщила, что 50% работников в России получают зарплату ниже средней. Кроме того, наблюдается высокая дифференциация заработка. На 10% высокооплачиваемых работников приходится 33% общего фонда оплаты труда. Существенно различается уровень оплаты по отраслям. В сфере финансовой деятельности он составляет 200% средней зарплаты, в области добычи полезных ископаемых - превышает 180%, в то время как в здравоохранении - 83%, а в сельском хозяйстве - только 54%.
Ключевой проблемой, по словам Л.Ельцовой, является низкий минимальный размер оплаты труда. Доля работников с зарплатой ниже прожиточного минимума в 2015 году превысит 5,5 млн человек. Зарплату на уровне МРОТ получают около 1 млн человек, из них 800 тысяч - бюджетники.
МРОТ в настоящее время составляет 5965 рублей, или около 18% средней зарплаты. В международной практике этот показатель колеблется от 25 до 50 процентов. Применительно к прожиточному минимуму МРОТ составляет около 59%.
В законопроекте, который готовит Минтруд, предлагается с 1 января 2016 года повысить МРОТ до 7198 рублей, что составит 64% прожиточного минимума. Далее, начиная с 2017 года, МРОТ предполагается устанавливать в соотношении к величине регионального прожиточного минимума, то есть в каждом регионе будет свой МРОТ. К 2020 году соотношение МРОТ к прожиточному минимуму планируется довести до 100%. По расчетам Минтруда, реализация закона в государственных и муниципальных учреждениях в 2016 году потребует 18,5 млрд рублей. Дополнительные расходы реального сектора экономики составят 3,7 млрд рублей.
Минтруд предлагает также не использовать больше МРОТ в качестве базовой единицы для расчета каких-либо пособий в системе социального страхования.
Само понятие МРОТ предлагается определить как месячную заработную плату, включая выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
В поддержку предложений Минтруда высказался Министр труда и социального развития Мурманской области Сергей Мякишев, а заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края Димитрий Маслодудов предложил дифференцировать МРОТ еще и внутри региона в зависимости от климатических условий и условий труда. «Красноярский край имеет большую протяженность с севера на юг, как следствие - большие различия по потребительским ценам, впрямую влияющие на размер величины прожиточного минимума», - аргументировал он.
Руководитель юридического направления Центра социально-трудовых прав Сергей Саурин назвал абсолютно неприемлемым предложение о включении в состав МРОТ компенсационных выплат по районным коэффициентам.
Директор по социальным исследованиям Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Лилия Овчарова указала на риски высвобождения работников в связи с повышением минимальной зарплаты, если будет изменен подход к межбюджетным трансфертам с федерального уровня на региональный. «Многие региональные бюджеты находятся в состоянии, которое мы образно называем дефолтным, и если межбюджетные трансферты не увеличатся, регионам ничего не останется, как увольнять работников», - пояснила она.
Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина поддержала идею регионализации МРОТ и включения в него региональных коэффициентов. В то же время повышение МРОТ с 1 января 2016 года сразу на 21%, до 7198 рублей требует дополнительного обоснования. «В нынешней экономической ситуации далеко не все предприятия смогут обеспечить выполнение этого норматива», - сказала она. Многие компании вынуждены будут пересмотреть свои инвестиционные планы, отказаться от программ модернизации оборудования, сократить численность работников и скорректировать тарифные сетки с сторону ухудшения мотивации персонала. Эксперт предложила увеличить как минимум на два года сроки доведения МРОТ до величины прожиточного минимума.
Депутат Владимир Вшивцев , высказал опасение, что закон негативно скажется на зарплате работающих инвалидов, которые не вырабатывают 8-часовую норму МРОТ. Кроме того, в случае принятия предложенных Минтрудом поправок около 100 предприятий Всероссийского общества слепых окажутся в зоне убытков.
Депутат Валерий Трапезников , до избрания в Госдуму работавший токарем на Пермском заводе, обратился к теме распределения фонда оплаты труда: «Когда у нас на предприятии было 11 тысяч работающих, управленческий аппарат составлял всего 15 человек. В настоящее время при пяти тысячах работников только управляющий директор имеет 15 замов, и на 20 человек приходится 25% фонда оплаты труда».
Заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Максим Щепинов высказался против включения в МРОТ районных коэффициентов. «Когда в Оренбургской области, от которой я избран депутатом, отменили уральский коэффициент, это негативно сказалось на рабочих специальностях», - заметил он.
Подводя итоги обсуждения, первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко отметил, что МРОТ - понятие в большей степени нравственное, чем экономическое. «Безнравственно говорить человеку: чтобы выжить, ты будешь получать только половину, а вторую половину укради», - сказал он и призвал не откладывать повышение МРОТ.
По материалам Пресс-службы Совета Федерации ФС РФ.