Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №6 за 2015 год. В документе представлена информация о расходовании бюджетных средств, выделенных на: закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях формирования контрактной системы; капитальное строительство и приобретение объектов для размещения арбитражных судов; реализацию мер гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства Агентством кредитных гарантий; разработку, сопровождение и применение таможенными органами современных технологий. Кроме того, в Бюллетене опубликованы результаты Анализа исполнения поручений Президента Российской Федерации в сфере защиты детей-сирот, а также Аналитическая записка к оперативному отчету об исполнении бюджета Союзного государства за январь-декабрь 2014 г.
Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам проведенных контрольных мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: http://audit.gov.ru.
В 2014 г. Счетной палатой выявлено 276 нарушений законодательства в сфере закупок на общую сумму 39,6 млрд. руб.
В отчете Максима Рохмистрова представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях формирования контрактной системы».
В отчете отмечается, что Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пока не обеспечил повышение эффективности системы госзакупок. По данным Федерального казначейства зафиксировано снижение экономии по итогам проведения закупок с 7% в 2013 г. до 5% в 2014 г.
Согласно результатам проверки, в 2014 г. было заключено свыше 2,5 млн. государственных и муниципальных контрактов на общую сумму 5,3 трлн. руб. При этом количество контрактов стоимостью свыше 1 млрд. руб. выросло на 26% - 415 закупок на общую сумму 1,7 трлн. руб. 73% из них пришлось на федеральных заказчиков.
Всего по результатам проверок, проведенных Счетной палатой в 2014 г., было выявлено 276 нарушений законодательства о размещении заказов и законодательства о контрактной системе на общую сумму 39,6 млрд. рублей. Анализ 280-ти договоров стоимостью от 1 млрд. руб. на общую сумму около 1,3 трлн. руб. выявил 50 контрактов, которые были заключены с организациями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях.
С 2012 г. в деятельность таможенных органов не был внедрен целый ряд программных продуктов, созданных за счет бюджетных средств
В отчете аудитора Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого расходования средств федерального бюджета в 2012-2014 годах (при необходимости в более ранние периоды) на разработку, создание, модернизацию, сопровождение современных технологий, в том числе информационных технологий, и практики их применения таможенными органами».
В отчете отмечается, что, начиная с 2012 года, в деятельность таможенных органов не был внедрен целый ряд программных продуктов, разработанных за счет бюджетных средств, в том числе из состава ИРС «Доход»: КПС «Имущество», АПС «Штрафы», АПС «Задолженность» и КПС «Применение льгот». При этом расходы на модернизацию неработоспособных и сопровождение неиспользуемых программных средств составили 73,3 млн. рублей, а стоимость выведенных из эксплуатации перечисленных программных средств составила 110,2 млн. рублей.
Также не введены в эксплуатацию интегрированные компоненты ЕАИС, автоматизирующие ключевые рабочие процессы таможенного дела. При этом расходы на их создание составили 442,2 млн. рублей, а на приобретение оборудования для обеспечения их эксплуатации – 257,8 млн. рублей.
Кроме того, не обеспечено применение в деятельности всех таможенных органов АПС «Анализ рисков», затраты на разработку и создание которой в период 2009-2012 годов составили 31,9 млн. рублей.
Счетная палата проверила использование средств, выделенных на капитальное строительство и приобретение объектов для размещения арбитражных судов
В отчете директора Департамента Счетной палаты Виктора Коломиеца представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных на капитальное строительство и приобретение объектов для размещения арбитражных судов, введенных в эксплуатацию в 2013 году».
В отчете отмечается, что в 2013 г. арбитражным судам Липецкой и Тамбовской областей на капитальное строительство и приобретение объектов недвижимости Высшим арбитражным судом Российской Федерации было выделено около 1 млрд. рублей, из которых было использовано 99,99%.
В ходе проверки были выявлены отдельные недостатки и нарушения, в том числе использование бюджетных средств без достижения результата. Так, например, здание для размещения Тамбовского суда, на приобретение которого были выделены средства федерального бюджета в сумме 310 млн. рублей, до настоящего времени не используется и числится на его балансе как объект незавершенного строительства. При этом Тамбовский суд в настоящее время размещен в здании, не соответствующем санитарным, противопожарным нормам и требованиям безопасности.
Установлено также, что в связи со строительством площадей, превышающих потребность общей площади здания Липецкого суда на 40 судей, избыточные расходы средств федерального бюджета составили 95,3 млн. рублей.
В 2014 году число детей-сирот сократилось на 9 тысяч человек
В отчете аудиторов Александра Филипенко, Владимира Катренко и Юрия Росляка представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения поручений Президента Российской Федерации и реализации законодательства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В отчете отмечается, что в 2014 г. число детей-сирот сократилось на 9 тыс., составив 621 774 человека. На воспитание в семьи были переданы более 64 тыс. детей-сирот, что на 1,7% больше, чем в 2013 году. Численность детей-сирот в банке данных сократилась за 2014 год на 18% по сравнению с 2013 годом и составила 87,3 тыс. детей
Вместе с тем, проведенный анализ показал, что, несмотря на достигнутые положительные результаты, до настоящего времени в области защиты детей-сирот сохраняется ряд проблемных вопросов, в том числе в части нормативно-правового регулирования. Например, в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи не учтено положение об условиях предоставления детям-сиротам медицинской помощи всех видов. Не создана должным образом система сопровождения семей в регионах: внедрены и функционируют лишь отдельные ее элементы.
Проверка также показала, что задолженность регионов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в проверяемый период увеличилась на 40% и составила 121,6 тыс. человек. По данным регионов на 1 января 2015 г., численность детей-сирот, в отношении которых вступили в силу и не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями, увеличилась по сравнению с 1 января 2014 г. на 541 человека и составила 18 048 человек.
В 2014 г. Агентство кредитных гарантий только на 21.4% выполнило план по реализации мер гарантийной поддержки малому и среднему бизнесу
В отчете аудитора Татьяны Мануйловой представлены промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мер гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства открытым акционерным обществом «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (г. Москва)».
В отчете отмечается, что в 2014 г. для реализации мер гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) и формирования национальной системы гарантийных организаций в уставный капитал Агентства кредитных гарантий из федерального бюджета было направлено 50 млрд. руб.
За период своей деятельности с июня по декабрь 2014 г. Агентством было выдано 212 гарантий на общую сумму 1,4 млрд. руб., что составляет 21,4% от количества, установленного Планом мероприятий на 2014 год. Процентные ставки по банковским кредитам субъектам МСП в 2014 году оставались высокими (до 28% годовых) относительно ключевой ставки Банка России.
Проверка также показала, что при реализации Агентством мер гарантийной поддержки МСП не была обеспечена приоритетность предоставления гарантийной поддержки товаропроизводителям, в том числе сельскохозяйственным, как было рекомендовано Правительству Российской Федерации в соответствии с Постановлением Государственной Думы.
В 2014 г. остатки средств бюджета Союзного государства увеличились в 1,2 раза, составив на 1 января 2015 г. 1,8 млрд. рублей
В аналитической записке, подготовленной Счетной палатой Российской Федерации и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, представлены результаты проверки исполнения бюджета Союзного государства за январь-декабрь 2014 года.
В аналитической записке отмечается недостаточный уровень качества управления финансовыми ресурсами бюджета Союзного государства
Как показала проверка, в отчетный период бюджет Союзного государства по доходам исполнен в сумме 5,6 млрд. рублей, или 100,4% уточненной сводной бюджетной росписи 2014 г. Кассовые расходы составили 4,8 млрд. рублей, или 86,1% уточненной сводной бюджетной росписи. Остатки неиспользованных средств увеличились с начала года в 1,2 раза (на 256 млн. рублей) и по состоянию на 1 января 2015 г. составили 1,8 млрд. рублей.
Проведенный анализ также показал, что ни по одному из 14 разделов бюджетной классификации расходы не были исполнены в полном объеме. Кроме того, в 2014 г. не были выполнены в предусмотренных объемах две программы - «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» и «Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012-2016 гг.».
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.