Прежде всего, хотел бы поблагодарить руководство Совета Федерации, Председателя Комитета по международным делам К.И.Косачева за приглашение выступить на сегодняшних слушаниях, посвященных 40-летию хельсинкского Заключительного акта. Кстати, в этом году исполняется 25 лет парламентского измерения ОБСЕ – в 1990 году парижский саммит Организации рекомендовал создать ее парламентскую ассамблею.
Сегодня парламентская дипломатия вносит значительный вклад в продвижение и отстаивание российских интересов на международной арене, в том числе на площадке ОБСЕ.
Вынужден с сожалением констатировать, что сегодня политический климат в Европе пребывает не в лучшем состоянии. Стремление наказать Россию за Украину настолько навязчиво, что затмевает разум даже у тех политиков, которых мы привыкли рассматривать как конструктивных и прагматично мыслящих. Европейские партнеры, по сути, находятся перед выбором: либо - с подачи Вашингтона - строить новый «железный занавес» под предлогом «наказания России за Украину», либо проявить здравый смысл, и сообща извлечь уроки из внутриукраинского конфликта, с тем чтобы подобные кризисы больше не сотрясали Европу.
В сложившихся геополитических реалиях ОБСЕ способна сыграть существенную роль в укреплении общеевропейской архитектуры. События на Украине продемонстрировали, что эта Организация, которая в последние годы была в тени, сегодня вышла из сумрака и стала, по сути, единственной площадкой, имеющей потенциал для согласования коллективных мер урегулирования конфликта, а в перспективе - выхода из системного кризиса евробезопасности.
Сегодняшняя крайне напряженная международная обстановка подтвердила возрастающую роль ОБСЕ и востребованность ее инструментария. В этих условиях «краеугольным камнем» деятельности ОБСЕ должен оставаться хельсинкский Заключительный акт и Хартия европейской безопасности. Отход от закрепленных в этих документах принципов межгосударственных отношений во многом и привел к нынешнему кризису в Европе. Утверждать, что украинские события стали отправной точкой кризиса евробезопасности совершенно неуместно. Фактически кризис на Украине стал следствием копившихся с конца ХХ века разногласий относительно направлений политического и социально-экономического развития европейских стран, когда после головокружения от окончания «холодной войны» с четкой градацией на «победителей» и «побежденных» и перехода к демократии стало понятно, что разделительные линии на континенте не исчезли. Просто идеология уступила место экономической и политической целесообразности в рамках все еще продолжавшейся борьбы за сферы влияния.
Конъюнктурная трактовка международного права в угоду политической целесообразности привела к подрыву доверия к принципам общеевропейской безопасности. Об опасности такого подхода еще в 2007 году говорил Президент В.В.Путин на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Сегодня мы убеждаемся в правильности этих оценок.
Главная ошибка периода после «холодной войны» заключается в том, что идеологические основы для политического противостояния исчезли, а институциональные рамки к новым условиям адаптированы не были. Принципы, зафиксированные в хельсинкском Заключительном акте и декларациях на высшем уровне, так и не получили оформления в юридически обязывающих документах, не привели к корректировке общеевропейской архитектуры. Кстати, в предложенном Россией проекте Договора о европейской безопасности все это содержалось.
Тем не менее, переживаемый сейчас кризис отнюдь не похоронил перспективы создания жизнеспособной системы неделимой европейской безопасности, которая в практическом плане подразумевает, прежде всего, преодоление фрагментарности евро-атлантической архитектуры. Изжившие себя стереотипы ХХ века не позволяют в одночасье отказаться от блокового мышления, перейти к осознанию необходимости открытого сотрудничества через позитивную повестку дня. Но начать движение в сторону преодоления логики закрытых военно-политических «клубов» необходимо. И делать это надо срочно. Как первый шаг важно провести «инвентаризацию» крупных вопросов общеевропейского масштаба, выделить те, которые не могут решаться келейно отдельными государствами и группами стран.
По нашему мнению, процесс «Хельсинки плюс 40», запущенный два с половиной года назад к 40-летнему юбилею ОБСЕ, представляет собой хорошую платформу для работы над системными проблемами в сфере общеевропейской безопасности. Это означает, что помимо подтверждения приверженности принципам Хельсинки, необходимо двигаться к комплексному международному регулированию в сфере безопасности, которого так и не получилось после окончания «холодной войны». В наших общих интересах – выйти на полноценный «хельсинкский процесс», не ограничиваясь юбилейной вехой этого года, и в его рамках, как и 40 лет назад, совместно рассмотреть самые сложные вопросы межгосударственных отношений и европейского мироустройства, выработать своего рода «дорожные карты» по наиболее острым проблемам. Мы реалисты и в контексте сегодняшней недружественной риторики в адрес России очевидно, что это – долгий путь, для прохождения которого без соответствующей политической воли не обойтись. Но нет сомнений в том, что начинать идти по этому пути надо как можно скорее.
Потребуется подтвердить принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств, включая недопустимость диверсионных действий и поддержки смены власти в других странах неконституционным путем. Нужно найти взаимоприемлемый баланс между принципами нерушимости границ, территориальной целостности и правом наций на самоопределение. Важно будет продвинуться в решении проблем, появившихся с возникновением в Европе большого числа территорий со спорным, непризнанным или неопределенным международным статусом, прийти к новому консенсусу о границах в Европе, зафиксировать отсутствие друг к другу территориальных претензий. Предстоит договориться и о конкретных формах согласования изменений конфигурации существующих в Европе военных блоков, и о наполнении реальным содержанием сотрудничества между ними.
Все эти договоренности в будущем должны стать основой единого гуманитарного и экономического пространства. Его формирование должно включать усилия по сближению интеграционных объединений, минимизации отрицательных последствий приема в них новых членов для выхода затем на конкретные шаги по созданию единой зоны свободной торговли, развитию механизмов взаимодействия действующих на нем региональных и международных организаций.
Относительно новыми элементами строительства такого пространства должны стать отказ от применения экономических санкций, а также обеспечение мер транспарентности на энергетическом рынке. Значительный объединительный потенциал содержится в обеспечении свободы передвижения людей, налаживании работы общеевропейских транспортных коридоров, создании единого пространства в сфере здравоохранения, образования и молодежной политики.
Эти задачи можно решать только совместно. Убежден, что, несмотря на разногласия между странами ОБСЕ, необходимо вести откровенную дискуссию о путях выхода из кризиса, делать акцент на перспективах, объединительных началах и общих проблемах, стоящих перед всеми странами Евро-Атлантики. Не секрет, что потребность в таком разговоре ощущают многие европейцы, и это надо использовать в наших интересах.
В нынешних условиях важен политический сигнал о продолжении процесса «Хельсинки плюс 40» будет означать возможную готовность наших оппонентов отойти от бесперспективной обвинительной полемики, работать над преодолением текущих разногласий и задуматься о будущем Европы.
Исключительное значение для продвижения российских подходов представляет парламентское измерение. В этой связи на фоне ситуации, сложившейся в ПАСЕ, существенно возросла роль площадки Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Российская делегация изначально активно участвовала в реализации идеи о подключении ПА ОБСЕ к работе в рамках процесса «Хельсинки +40» и организации семинаров о будущем Организации, которые прошли в Москве, Вашингтоне, Стокгольме, Копенгагене и Белграде. Надеемся, что доклад по итогам всех дискуссий, который будет представлен на ежегодной сессии Ассамблеи в Хельсинки 5-9 июля, станет хорошим подспорьем в деле повышения эффективности ОБСЕ.
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.