Карта сайта  l  Сегодня на сайте  l  Сделать стартовой  l  Добавить в избранное l  RSS-версия  l  Рассылка  l  Отправить email    
 
 
   
2015-06-27 16:01:21 

Выступление директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России И.Д.Солтановского на парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по тематике ОБСЕ, Москва, 25 июня 2015 года


Версия для печати 
Обсудить  

Прежде всего, хотел бы поблагодарить руководство Совета Федерации, Председателя Комитета по международным делам К.И.Косачева за приглашение выступить на сегодняшних слушаниях, посвященных 40-летию хельсинкского Заключительного акта. Кстати, в этом году исполняется 25 лет парламентского измерения ОБСЕ – в 1990 году парижский саммит Организации рекомендовал создать ее парламентскую ассамблею.

Сегодня парламентская дипломатия вносит значительный вклад в продвижение и отстаивание российских интересов на международной арене, в том числе на площадке ОБСЕ.

Вынужден с сожалением констатировать, что сегодня политический климат в Европе пребывает не в лучшем состоянии. Стремление наказать Россию за Украину настолько навязчиво, что затмевает разум даже у тех политиков, которых мы привыкли рассматривать как конструктивных и прагматично мыслящих. Европейские партнеры, по сути, находятся перед выбором: либо - с подачи Вашингтона - строить новый «железный занавес» под предлогом «наказания России за Украину», либо проявить здравый смысл, и сообща извлечь уроки из внутриукраинского конфликта, с тем чтобы подобные кризисы больше не сотрясали Европу.

В сложившихся геополитических реалиях ОБСЕ способна сыграть существенную роль в укреплении общеевропейской архитектуры. События на Украине продемонстрировали, что эта Организация, которая в последние годы была в тени, сегодня вышла из сумрака и стала, по сути, единственной площадкой, имеющей потенциал для согласования коллективных мер урегулирования конфликта, а в перспективе - выхода из системного кризиса евробезопасности.

Сегодняшняя крайне напряженная международная обстановка подтвердила возрастающую роль ОБСЕ и востребованность ее инструментария. В этих условиях «краеугольным камнем» деятельности ОБСЕ должен оставаться хельсинкский Заключительный акт и Хартия европейской безопасности. Отход от закрепленных в этих документах принципов межгосударственных отношений во многом и привел к нынешнему кризису в Европе. Утверждать, что украинские события стали отправной точкой кризиса евробезопасности совершенно неуместно. Фактически кризис на Украине стал следствием копившихся с конца ХХ века разногласий относительно направлений политического и социально-экономического развития европейских стран, когда после головокружения от окончания «холодной войны» с четкой градацией на «победителей» и «побежденных» и перехода к демократии стало понятно, что разделительные линии на континенте не исчезли. Просто идеология уступила место экономической и политической целесообразности в рамках все еще продолжавшейся борьбы за сферы влияния.

Конъюнктурная трактовка международного права в угоду политической целесообразности привела к подрыву доверия к принципам общеевропейской безопасности. Об опасности такого подхода еще в 2007 году говорил Президент В.В.Путин на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Сегодня мы убеждаемся в правильности этих оценок.

Главная ошибка периода после «холодной войны» заключается в том, что идеологические основы для политического противостояния исчезли, а институциональные рамки к новым условиям адаптированы не были. Принципы, зафиксированные в хельсинкском Заключительном акте и декларациях на высшем уровне, так и не получили оформления в юридически обязывающих документах, не привели к корректировке общеевропейской архитектуры. Кстати, в предложенном Россией проекте Договора о европейской безопасности все это содержалось.

Тем не менее, переживаемый сейчас кризис отнюдь не похоронил перспективы создания жизнеспособной системы неделимой европейской безопасности, которая в практическом плане подразумевает, прежде всего, преодоление фрагментарности евро-атлантической архитектуры. Изжившие себя стереотипы ХХ века не позволяют в одночасье отказаться от блокового мышления, перейти к осознанию необходимости открытого сотрудничества через позитивную повестку дня. Но начать движение в сторону преодоления логики закрытых военно-политических «клубов» необходимо. И делать это надо срочно. Как первый шаг важно провести «инвентаризацию» крупных вопросов общеевропейского масштаба, выделить те, которые не могут решаться келейно отдельными государствами и группами стран.

По нашему мнению, процесс «Хельсинки плюс 40», запущенный два с половиной года назад к 40-летнему юбилею ОБСЕ, представляет собой хорошую платформу для работы над системными проблемами в сфере общеевропейской безопасности. Это означает, что помимо подтверждения приверженности принципам Хельсинки, необходимо двигаться к комплексному международному регулированию в сфере безопасности, которого так и не получилось после окончания «холодной войны». В наших общих интересах – выйти на полноценный «хельсинкский процесс», не ограничиваясь юбилейной вехой этого года, и в его рамках, как и 40 лет назад, совместно рассмотреть самые сложные вопросы межгосударственных отношений и европейского мироустройства, выработать своего рода «дорожные карты» по наиболее острым проблемам. Мы реалисты и в контексте сегодняшней недружественной риторики в адрес России очевидно, что это – долгий путь, для прохождения которого без соответствующей политической воли не обойтись. Но нет сомнений в том, что начинать идти по этому пути надо как можно скорее.

Потребуется подтвердить принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств, включая недопустимость диверсионных действий и поддержки смены власти в других странах неконституционным путем. Нужно найти взаимоприемлемый баланс между принципами нерушимости границ, территориальной целостности и правом наций на самоопределение. Важно будет продвинуться в решении проблем, появившихся с возникновением в Европе большого числа территорий со спорным, непризнанным или неопределенным международным статусом, прийти к новому консенсусу о границах в Европе, зафиксировать отсутствие друг к другу территориальных претензий. Предстоит договориться и о конкретных формах согласования изменений конфигурации существующих в Европе военных блоков, и о наполнении реальным содержанием сотрудничества между ними.

Все эти договоренности в будущем должны стать основой единого гуманитарного и экономического пространства. Его формирование должно включать усилия по сближению интеграционных объединений, минимизации отрицательных последствий приема в них новых членов для выхода затем на конкретные шаги по созданию единой зоны свободной торговли, развитию механизмов взаимодействия действующих на нем региональных и международных организаций.

Относительно новыми элементами строительства такого пространства должны стать отказ от применения экономических санкций, а также обеспечение мер транспарентности на энергетическом рынке. Значительный объединительный потенциал содержится в обеспечении свободы передвижения людей, налаживании работы общеевропейских транспортных коридоров, создании единого пространства в сфере здравоохранения, образования и молодежной политики.

Эти задачи можно решать только совместно. Убежден, что, несмотря на разногласия между странами ОБСЕ, необходимо вести откровенную дискуссию о путях выхода из кризиса, делать акцент на перспективах, объединительных началах и общих проблемах, стоящих перед всеми странами Евро-Атлантики. Не секрет, что потребность в таком разговоре ощущают многие европейцы, и это надо использовать в наших интересах.

В нынешних условиях важен политический сигнал о продолжении процесса «Хельсинки плюс 40» будет означать возможную готовность наших оппонентов отойти от бесперспективной обвинительной полемики, работать над преодолением текущих разногласий и задуматься о будущем Европы.

Исключительное значение для продвижения российских подходов представляет парламентское измерение. В этой связи на фоне ситуации, сложившейся в ПАСЕ, существенно возросла роль площадки Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

Российская делегация изначально активно участвовала в реализации идеи о подключении ПА ОБСЕ к работе в рамках процесса «Хельсинки +40» и организации семинаров о будущем Организации, которые прошли в Москве, Вашингтоне, Стокгольме, Копенгагене и Белграде. Надеемся, что доклад по итогам всех дискуссий, который будет представлен на ежегодной сессии Ассамблеи в Хельсинки 5-9 июля, станет хорошим подспорьем в деле повышения эффективности ОБСЕ.

 

По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.




  • Не соучастники ли они?
  • Чтобы осуществлять «мягкое насилие», нужно иметь мандат на жёсткое насилие
  • Когда нужно, власть может и «капелюшечку ксенофобии» включить
  • Власть потворствует
  • Страшно далеки они от народа


  • Новости партнеров:

  •   Хомяков: Ходорковский не сможет уйти из политики

      Филатов: «У попа была собака, он ее …»

      Джемаль: Разбавленный Троцкий, Мордор и сортир

      Ремизов: Путин проводит точечную перенастройку системы

      Данилин: Фейк-митинг – закономерный итог года

    Рейтинг политических лидеров и неудачников недели (11 – 17 июня)
    Рейтинг политических лидеров возглавил министр МВД Колокольцев, по инициативе которого в ведомстве произошли существенные кадровые перестановки. Первую позицию в рейтинге неудачников заняли глава СК РФ Бастрыкин и главред «Новой газеты» Муратов, понесшие репутационные потери после скандальной истории об угрозах в адрес журналиста Соколова   подробнее 


    Все материалы раздела 


    Кирилл Иванов
    Молдавский кукловод
      подробнее 

    Роман Коноплев
    Приднестровье – форпост России или бандитский концлагерь?
    Глава Приднестровья Евгений Шевчук направил в Верховный совет ПМР законопроекты, направленные на повышение ответственности за клевету. Он требует рассмотреть их в режиме законодательной необходимости в срочном порядке.   подробнее 

    Кирилл Иванов
    Дудогло готов на многое. На грязи не остановится
    Кампания по выборам башкана (главы администрации) Гагаузской автономии на юге Молдовы вступила в самую горячую (а вернее сказать — грязную фазу).   подробнее 


    Вся аналитика 



    Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
    В отличие от старых игровых автоматов, где игрок должен был соревноваться с другими игроками, теперь имеется возможность сконцентрироваться именно на выполнении одиночных миссий.   подробнее 

    Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
    Бунин не исключает, что таким образом готовится место для Дмитрия Медведева. Однако, учитывая, что Медведев — человек амбициозный, Владимир Путин может предпочесть увидеть на этом месте более управляемого человека.   подробнее 

    Пустое место как источник международной напряженности
    Россия не имеет никакого касательства ни к бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену, ни к его перемещению по миру, он не пересекал границу РФ, заявил на пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров.   подробнее 


    Все материалы раздела 




       Кадыров опубликовал видео, где Михаил Касьянов показан под снайперским прицелом

       Михаила Касьянова во Владимире закидали яйцами

       Правозащитная организация «Агора» ликвидирована по иску Минюста

       Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск по линии Интерпола

       Выборы президента США в 2016 году

       Кризис в России

       Ведущий Тимур Кизяков вошел в высший совет «Единой России»

       Ангела Меркель поддержала предложение президента Украины продлить санкции против России

       Pussy Riot сняли клип про Чайку

       Минюст РФ включил рязанский «Мемориал» в реестр иностранных агентов

    Все сюжеты 





    © «Lentacom.ru», 2005-2006.
    При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Lentacom.ru» обязательна.
    Информация о проекте:
    Реклама на «Lentacom.ru»:
    Адрес для пресс-релизов:
    .  .