В мире сейчас, пожалуй, нет более динамичной, более стремительно укрепляющей свои позиции международной структуры, чем межгосударственное объединение БРИКС. Его участники – страны с рыночной экономикой, имеющей высокий потенциал роста, ориентированной на модернизацию и внедрение инноваций.
Прошло совсем немного времени с тех пор, как был запущен этот формат сотрудничества, но он уже занял прочное и высокое место в международной системе координат, превратился в важный элемент глобального управления.
Формат БРИКС идет «от жизни», он появился на свет благодаря объективным процессам перераспределения сил и влияния в мире. БРИКС – это воплощение растущей консолидации позиций так называемых «новых центров развития» – хотя лишь условно можно причислять к новичкам страны, история которых измеряется тысячелетиями.
Главное в БРИКС – его современный характер, соответствие потребностям эпохи построения полицентричной системы, отражающей культурно-цивилизационное многообразие современного мира. Участников БРИКС объединяет позитивная повестка дня, нацеленная на создание благоприятных экономических и политических условий для внутреннего развития наших стран, повышения благосостояния их народов.
Объединение в полной мере отвечает требованиям XXI века, когда стержнем совместной работы должны быть равноправие и культура выстраивания консенсуса. БРИКС – очень демократичный формат, в нем никто никому ничего не навязывает, отсутствует свойственная архаичным военно-политическим альянсам жесткая блоковая дисциплина. Любой результат, достигаемый в нашем объединении, – это подлинный общий знаменатель национальных интересов входящих в «пятерку» стран. В БРИКС реализовалась идея сетевой дипломатии, когда сложение усилий государств диктуется их общими интересами, а в случаях, когда подходы не совпадают, ведется терпеливая творческая работа по их состыковке. Наше сотрудничество не направлено против третьих стран. БРИКС никому не угрожает, но подает пример достижения намеченных целей путем равноправного и взаимоуважительного диалога. «Фирменным знаком» БРИКС с самых истоков этого объединения стали открытость и общая воля договариваться по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.
Критики нашего объединения любят рассуждать о том, что вхоящие в БРИКС страны слишком сильно отличаются друг от друга в экономическом, историческом, культурно-цивилизационном отношениях, чтобы можно было вести речь о глубоком и устойчивом партнерстве. Такие построения продиктованы отнюдь не «правдоискательством» и, тем более, не заботой о будущем БРИКС. В них проглядывает очевидный политический заказ и геополитический интерес – помешать дальнейшему поступательному ходу развития нашего объединения.
Разумеется, каждая страна, входящая в БРИКС, уникальна и во многих отношениях исключительна. Но нас сближают и объединяют сходство задач в области развития, солидарность в деле укрепления международной стабильности, общность и созвучность повестки дня, по которой участники БРИКС работают во внутренних делах и на международной арене. Причем именно принадлежность наших государств к различным цивилизациям придает БРИКС особые устойчивость и авторитет.
Долговременная цель России и ее партнеров, зафиксированная в Дурбанской декларации объединения (2013 г.), – превращение БРИКС в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики. Осуществляя функции председателя БРИКС (апрель 2015 г. – февраль 2016 г.), Россия ориентируется прежде всего на решение этой задачи. Программа нашего председательства полностью соответствует положениям Концепции участия России в данном межгосударственном объединении и Концепции председательства Российской Федерации в БРИКС.
Важный приоритет рассчитанной на перспективу совместной работы «пятерки» – укрепление безопасности и стабильности в мире. Страны БРИКС исходят из того, что стабильность должна быть прочной, а безопасность – неделимой, основанной на твердых гарантиях. Недопустимо укреплять собственную безопасность за счет безопасности других.
На фоне осложнения международной обстановки отчетливее ощущается потребность в согласовании позиций наших стран по урегулированию кризисных ситуаций в различных частях мира. Мы исходим из того, что не существует альтернативы поиску взаимоприемлемых развязок за столом переговоров. Государства БРИКС последовательно выступают за неукоснительное соблюдение принципов международного права, укрепление центральной координирующей роли ООН. Они твердо высказываются против применения «двойных стандартов» и незаконного давления одних государств на другие, включая применение односторонних санкций.
Именно под таким углом обсуждались проблемы урегулирования ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки, задачи объединения международных усилий по противодействию исходящей из региона террористической угрозе на встрече заместителей министров иностранных дел государств БРИКС 22 мая в Москве.
Выработка коллективных ответов на угрозы и вызовы современности остается в числе наших приоритетов на обозримую перспективу. Речь идет о вкладе объединения в общемировые усилия по борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркоугрозой, трансграничной преступностью, в укрепление международной информационной безопасности. Встреча Высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, (Москва, 25-26 мая), стала ключевым мероприятием на этом направлении.
Повышается внимание БРИКС к антинаркотической сфере. Заметный шаг вперед был сделан в ходе министерской встречи профильных ведомств 22 апреля в Москве. Ее участники договорились о создании антинаркотической рабочей группы БРИКС.
Страны БРИКС солидарно высказываются за реформу международной валютно-финансовой системы. Мы не скрываем обеспокоенности в связи с отсутствием сдвигов в выполнении соответствующих договоренностей, в частности, в том, что касается перераспределения квот в МВФ в пользу развивающихся стран. Это подрывает легитимность Фонда, доверие к принимаемым им решениям. Статус-кво нельзя сохранять до бесконечности. Вместе с нашими партнерами будем вести дело к исправлению ситуации.
Достигнутые в 2014 году решения о создании Нового банка развития БРИКС и Пула валютных резервов с совокупным капиталом 200 млрд. долл. США – серьезный вклад в модернизацию и демократизацию системы международных финансовых и экономических отношений. Полноформатный запуск их работы – одна из наших главных целей. Эти механизмы ориентированы на стабилизацию национальных рынков капитала в случае кризисных ситуаций в глобальной экономике, расширение возможностей совместного кредитования, на поддержку торговых и инвестиционных связей государств БРИКС.
Уверенно продвигаемся по пути развития торгово-экономических связей. Фактически завершено согласование Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2020 г., которая определит направления наших совместных действий на перспективу. Ее практическое воплощение видим в серии конкретных проектов. Российская сторона будет готова передать коллегам порядка четырех десятков предложений в виде «дорожной карты» инвестиционного сотрудничества. «Дорожная карта» призвана стать полезным ориентиром для Нового банка развития, Делового совета БРИКС, ведомств экономического блока стран-участниц.
Развитию торговых связей будет служить экспертный диалог БРИКС по вопросам электронной торговли, первое заседание которого состоялось 14 апреля.
Сближение наших стран продолжается и по линии бизнес-сообщества. 18 июня состоялся Деловой форум БРИКС. В ближайшее время будет проведено очередное заседание Делового совета «пятерки». 26 мая по инициативе ТПП России встретились руководители выставочных компаний БРИКС.
Укрепляем «экологическую» составляющую нашего сотрудничества. 22 апреля прошла первая официальная встреча министров окружающей среды БРИКС, на которой были определены контуры будущей совместной работы.
Российским председательством организован ряд международных конференций и круглых столов по тематике здравоохранения, в частности, «Вклад стран БРИКС в победу над артериальной гипертензией», «Борьба с онкологическими заболеваниями у детей: опыт БРИКС», «Борьба с передачей ВИЧ-инфекции от матери к ребенку: опыт стран БРИКС», «Общие угрозы – совместные действия. Ответ государств БРИКС на вызовы опасных инфекционных болезней».
Расширению общего информационного пространства БРИКС будет способствовать запуск работы его «виртуального секретариата» – совместного интернет-сайта.
Страны БРИКС заинтересованы в диверсификации связей в рамках объединения. Российское председательство полностью разделяет этот позитивный настрой. Мы уже записали в свой актив проведение крупных форумов (Парламентского, Гражданского, Академического, Молодежного, Профсоюзного). Планируем распространить сотрудничество на такие области, как горнодобыча, энергетика, телекоммуникации. Новыми направлениями взаимодействия станут миграционная политика, культура, молодежная политика, обеспечение технического надзора, содействие международному развитию. Имеем в виду реализовать ряд свежих совместных идей на треке науки и образования. Всего в период нашего председательства будет проведено более 100 мероприятий (из них 19 встреч министерского уровня) в 16 городах.
Ключевыми событиями российского председательства, его кульминационными точками станут ежегодный саммит (8-9 июля 2015 г., Уфа), а также неформальная встреча лидеров БРИКС «на полях» саммита «Группы двадцати» в Анталии (15-16 ноября 2015 г.).
Открытость нашего объединения внешнему миру подтверждает традиция проведения встреч в формате «аутрич», заложенная на Дурбанском саммите в ЮАР в 2013 году. На них приглашаются государства, принадлежащие к региону страны-хозяйки. Эта линия БРИКС будет подтверждена в Уфе, где соберутся лидеры государств БРИКС и стран евразийского пространства.
Наше объединение устремлено в будущее, его участники движимы задачами солидарной работы в интересах своих народов, ради построения более справедливой и демократической международной системы. Российское председательство уже стало новым важным шагом на этом пути.
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.