Арбитражный суд г. Москвы, рассмотрев повторно жалобу ФКУ «Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России», признал законным право контролирующего органа в сфере государственного оборонного заказа выдавать заказчику предписания о принятии мер по возврату выделенных по гособоронзаказу бюджетных средств, использованных исполнителем на цели, не связанные с его выполнением.
Напомним, что в 2013 году в ходе проверки ФКУ «ЦЗЗ ВВ МВД России» Рособоронзаказ выявил неправомерное расходование бюджетных средств в рамках исполнения гособоронзаказа и невзысканную неустойку за просрочку исполнения обязательств по государственным контрактам.
Не согласившись с результатами проверки и предписанием, заказчик обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию контрольного органа, однако кассационная инстанция отменила решения нижестоящих судов, обосновав своё решение тем, что вопрос возмещения неправомерно израсходованных бюджетных средств является гражданско-правовым и регулируется нормами гражданского законодательства. ФАС России, являющаяся правопреемником Рособоронзаказа по осуществлению функций контрольно-надзорной деятельности в сфере ГОЗ, обжаловала в Верховный Суд РФ постановление кассационной инстанции.
Обращаясь в Верховный суд, ФАС исходила из того, что контрольный орган в сфере гособоронзаказа для устранения нарушений в этой сфере и в целях защиты публичных интересов Российской Федерации обязан и имеет право принять меры по возврату бюджетных ассигнований, необоснованно использованных исполнителем на цели, не связанные с выполнением гособоронзаказа. Одной из законных мер, которую вправе и обязан принимать контролирующий орган, является как раз выдача заказчику предписания, направленного на устранение нарушений в сфере ГОЗ в форме принятия мер по возврату незаконно использованных бюджетных средств.
Верховный суд согласился с доводами ФАС России, отменил акты всех судебных инстанций и направил дело на новое рассмотрение, подчеркнув, что именно заказчик является лицом, ответственным перед Российской Федерацией за обеспечение надлежащего использования бюджетных ассигнований, выделенных на оплату продукции по гособоронзаказу, и на заказчика возложены ряд публичных по своей сути функций, в том числе и по возврату неправомерно использованных средств.
Суд первой инстанции, повторно рассмотрев дело, отказал ФКУ «ЦЗЗ ВВ МВД России» в удовлетворении требований о признании незаконными предписания и акта, выданных заказчику по результатам проверки.
«Данное судебное решение является прецедентным, – отметил начальник Юридического управления ФАС России Игорь Башлаков-Николаев, – так как оно фактически устанавливает за контрольным органом полномочия по защите публичных интересов государства при неправомерном использовании бюджетных средств, выделенных по гособоронзаказу».
По материалам Пресс-центра Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.