Уважаемый господин Председатель,
Ситуация на Украине в последнее время подробно обсуждалась в самых разных форматах – в телефонных контактах лидеров государств, на парижской встрече мининдел «нормандского формата», на заседаниях Контактной группы и рабочих подгрупп в Минске, наконец, на ежегодной Конференции по обзору проблем в области безопасности.
Главным итогом встречи в Париже стало подтверждение безальтернативности Минских договоренностей. Это безусловно важно, особенно на фоне заявлений различных «ястребов», вроде американского сенатора Дж.Маккейна, мол, «пришло время США и нашим европейским союзникам признать провал Минских соглашений». Это, конечно, сделать гораздо проще, чем серьезно работать над их выполнением. Тем не менее, на реализацию минского «Комплекса мер» остается всего полгода, а на этом пути остается немало препятствий.
Нам стоит больших усилий продолжать убеждать Луганск и Донецк в целесообразности остаться в составе Украины. Наш главный аргумент заключается в том, что при добросовестной реализации Минских договоренностей население этих регионов получит конституционные и материальные гарантии соблюдения своих прав. Это должно касаться социально-экономической, культурной, языковой сферы, а также безопасности, в т.ч. защиты от националистических группировок, которые до сих пор вооружены и действуют бесконтрольно.
К сожалению, односторонние действия Киева – попытка провести конституционную реформу без консультаций с Донецком и Луганском, отказ вводить в действие закон об особом статусе и закон об амнистии, продолжающиеся т.н. «беспокоящие» обстрелы жилых районов и, в особенности, тотальная блокада – подрывают убедительность этого аргумента. Украина тем самым собственными руками отталкивает от себя свой собственный регион и своих граждан.
Приоритет сегодняшнего дня – обеспечение полного прекращения огня и отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения. Не будет попаданий по домам, детсадам, больницам и рынкам – не будет и обстрелов огневых позиций украинских вооруженных сил. Новые разрушения и жертвы только усиливают антагонизм. СММ справедливо докладывает о все более пессимистичных настроениях в регионе, ожидании военной эскалации. Среди украинских военных введена практика доплачивать тем, кто непосредственно участвует в боевых действиях. Для подтверждения предъявляются отстрелянные гильзы. Куда летят снаряды и пули – очевидно.
Еще один тревожный сигнал – заявления начальника украинского генштаба В.Муженко о якобы готовящемся наступлении ополчения. За такими утверждениями как правило следуют вооруженные провокации с украинской стороны. Настоятельно призываем воздержаться от непродуманных действий.
Ситуация осложняется деятельностью т.н. добровольческих батальонов, которые не подчиняются центральным властям, сами выбирают, какие приказы выполнять, а какие нет. Об их преступлениях – убийствах, похищениях, пытках, бесчеловечном обращении – вынуждены говорить даже те, кто до этого стыдливо помалкивал, пытаясь сберечь чистоту имиджа Киева. Батальоны «Правый сектор», «Азов», «Торнадо», «Киевская Русь» и другие не только занимаются грабежами и похищениям (за неделю в Донецкой области похищено 30 человек), они непосредственно участвуют в обстрелах городов. Эти группировки – наиболее одиозный дестабилизирующий элемент ситуации в Донбассе и на Украине в целом. Против «Торнадо», насколько нам известно, ведется уголовное расследование, он расформирован. Убеждены, что их ликвидация приведет к качественному изменению обстановки в регионе и приблизит мирное разрешение кризиса.
Необходимо срочно решить вопрос с демилитаризацией вокруг Широкино. Вчера в Донецке было принято решение в одностороннем порядке считать Широкино демилитаризованной зоной. На данном направлении не будет вестись даже ответный огонь. Считаем это важным жестом доброй воли. Именно такие односторонние действия способствуют мирному урегулированию. Ожидаем, что на это последует адекватная реакция. Предстоящая встреча рабочей подгруппы по вопросам безопасности станет важным тестом на готовность Киева следовать мирному решению кризиса. В случае успеха, эту схему можно применить к другим горячим точкам.
Вразрез с Минскими договоренностями идет блокада Донбасса. Т.е. намеренно созданы препятствия для передвижения части народа Украины в другую ее часть. Хотелось бы знать, почему это ЕС не замечает или не хочет замечать? Или его беспокойство за свободу передвижения людей носит избирательный характер? О катастрофических последствиях блокады говорится много, в т.ч. в докладах СММ. Для исправления ситуации Киевом не сделано ничего. Напротив, на блокаде наживаются чиновники и силовики, вымогающие взятки за пересечение линии соприкосновения, на которой установлен жесточайший режим. На днях силовики похвастались, что конфисковали 700 тонн продовольствия, которое было направлено в Донбасс по железной дороге. Хороши «герои», от которых страдают, прежде всего, мирные жители.
Еще раз подчеркнем, выпихивание Донбасса из социально-экономического пространства Украины – это и есть сепаратизм, причем на государственном уровне. Если наши партнеры и делают что-то для того, чтобы убедить Киев снять блокаду, то мы этого не видим.
Вызывают недоумение заявления о якобы добросовестном выполнении Киевом Минских договоренностей в плане предоставления Донбассу особого статуса в составе Украины. Подготовленные поправки в Конституцию обходят этот вопрос стороной, несмотря на четкие положения минского «Комплекса мер». Есть официальное заявление представителя администрации Президента Украины – «никакого особого статуса для этих территорий в Конституции не предвидится». О каком диалоге может идти речь в этом случае?
Западные партнеры Киева несут особую ответственность за то, чтобы убедить украинское руководство следовать принятым обязательствам. Донецк и Луганск к такой работе готовы, соответствующие предложения в Киев и Контактную группу направлены, однако остаются без ответа.
Главным препятствием для мирного урегулирования остается отсутствие взаимного доверия сторон. Преодолеть это можно только через полноценный прямой диалог как на минской площадке, так и «на земле». Рассчитываем, что СММ сможет добиться дополнительных результатов в плане содействия диалогу между отдельными представителями сторон для решения конкретных гуманитарных задач, в первую очередь в плане локальных перемирий.
Любые дополнительные договоренности по деэскалации напряженности приветствуются. Ожидаем в этом плане достижения договоренности об отводе всех танков и вооружений калибром до 100мм. Рассчитываем, что за частичным обменом пленными последует и обмен «всех на всех» с обеспечением необходимых юридических формальностей. Необходимо начать реализацию и п.5 о принятии закона об амнистии.
Остается неурегулированным вопрос о проведении местных выборов на Донбассе. Подчеркиваем, что односторонних действий здесь недостаточно. Модальности их проведения должны быть согласованы между Киевом, Донецком и Луганском и оформлены соответствующим законодательством Украины. Об этом говорится в п.4 Минских соглашений. После этого откроются возможности для подключения БДИПЧ к подготовке к наблюдению за избирательным процессом.
В ответ тем, кто говорит о связи между прекращением огня и контролем на границе, еще раз напомним содержание п.9 «Комплекса мер». Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины произойдет к концу 2015 года после всеобъемлющего политического урегулирования, что подразумевает выборы и вступление в силу новой Конституции.
Россия поддерживает минский «Комплекс мер», который отвечает нашему видению урегулирования кризиса, и будет продолжать добиваться его стопроцентного выполнения. Мы заинтересованы в том, чтобы эти меры были реализованы в срок, чтобы ситуация на Украине успокоилась, и страна не скатилась в хаос. Нам, да и всем в Европе, нужна процветающая и действительно независимая Украина, в которой все ее граждане – независимо от их места проживания и языка – пользуются всей полнотой прав и свобод.
Благодарю за внимание.
По материалам Пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.