Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка обоснованности, результативности и эффективности оказания государственных услуг, выполнения работ и мероприятий федеральных целевых программ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года». С докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Он отметил, что нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия, связаны как с деятельностью Росгидромета и подведомственных ему бюджетных учреждений, так и с несовершенством действующего законодательства.
Так, Ведомственный перечень оказываемых услуг и выполняемых работ Росгидромета, являющийся основой формирования госзаданий, недостаточно обоснован.
Для 20 видов работ, связанных с проведением наблюдений, в качестве единицы измерения их объема (содержания) установлено не количество наблюдений, а количество пунктов, на которых они проводятся.
Кроме того, более 40 видов работ выполняются для конкретных потребителей, которыми являются участники деятельности гидрометеорологической службы, и поэтому, учитывая комплексные рекомендации Минфина России, их целесообразно было отнести к услугам.
Сложившаяся ситуация связана с отсутствием законодательно закрепленных критериев отнесения видов деятельности учреждений к работам или услугам. Ведомственный перечень оказываемых услуг и выполняемых работ Росгидромета включает 102 работы и 7 услуг. При этом законодательством не предусмотрено обязательное нормирование затрат на выполнение работ, что приводит к необоснованной разнице в их стоимости по годам. Так, стоимость ряда выполняемых ФГБУ «Центральное УГМС» работ в 2015 году значительно выше уровня 2014 года (расчетно). Стоимость наблюдений за уровнем радиоактивного загрязнения увеличилась на 2,6 млн. рублей, то есть в 4 раза. Также на 1,4 млн. рублей увеличились затраты на наблюдение за фоновым состоянием окружающей среды. Различные виды прогнозов подорожали на 1,7 млн. рублей, а сбор информации по средствам электрической и почтовой связи – на 4,5 млн. рублей.
Законодательством установлено, что при определении размера субсидии на выполнение госзадания обязательному нормированию подлежат только услуги.
«В случае с Росгидрометом почти все госзадания состоят исключительно из ненормируемых работ, что не позволяет оценить эффективность бюджетных расходов» - сообщил на Коллегии Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Было отмечено также, что Росгидромет не воспользовался предоставленным ему действующим законодательством правом и не установил показатели качества для выполняемых подведомственными ему учреждениями работ. Отсутствие же установленных показателей качества не позволяет оценить результативность и эффективность выполняемых в рамках госзаданий работ.
Аудитор добавил, что объем финансовых средств, выделяемых Росгидромету на выполнение государственных заданий, ежегодно составляет более 65% от общего объема его финансирования. В 2013 г. объем предоставленных Службой подведомственным ему бюджетным учреждениям субсидий на выполнение госзаданий составил 9,5 млрд. руб. (66,2% от общего объема финансирования службы в этой году); в 2014 г. - 10,3 млрд. руб. (67,5%); в 2015 г. - 12,5 млрд. руб. (68,2%).
«При этом объемы субсидий определялись исходя из показателей финансирования предшествующих периодов, методом обратного счета. Однако такой подход мог применяться только до июля 2012 г. – в переходный период, установленный Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», - пояснил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Контроль за выполнением госзаданий проводился Службой не на достаточном уровне. Из 15 контрольных мероприятий, проведенных в 2014 году, только четыре касались проверок выполнения госзаданий, в 2013 году – контрольные мероприятия по данной теме вообще не проводились.
Кроме того, подведомственные Росгидромету бюджетные учреждения отчитываются о выполнении госзаданий по формам ведомственной статистической отчетности, которые по своей структуре и содержанию не соответствуют государственным заданиям и не позволяют оценить их фактическое выполнение. Единая форма отчета Росгидрометом не утверждена.
Росгидрометом в 2013-2015 гг. бюджетным учреждениям перечислялись субсидии на иные цели на основании соглашений, в которых не были прописаны ни цели и условия их предоставления, ни сроки выполнения. Аудитор отметил, что объем таких субсидий в 2013 г. составил 1,74 млрд. руб., в 2014г. – 1,94 млрд. руб., в 2015 г. – 1,98 млрд. руб.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели в порядке, установленном Правительством России, однако порядок до сих пор не утвержден.
Анализ закупок Росгидромета выявил ряд нарушений законодательства о контрактной системе. Например, ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» неправомерно был выбран способ определения исполнителя. По результатам проведения открытого конкурса вместо аукциона за счет субсидии на выполнение госзадания был заключен контракт на оказание услуг по технической инвентаризации сооружений, находящихся на балансе учреждения. Помимо этого, протоколы проведения одного из электронных аукционов и подведения его итогов не были размещены в единой информационной системе в сфере закупок, а договор размещен с нарушением сроков, установленных законодательством.
В ряде случаев заказчиком не взыскивалась неустойка за нарушение условий выполнения контрактов. Например, ФГБУ «Центральное УГМС» не воспользовалось законным правом требования уплаты неустойки с исполнителя ПАО «Межрегиональное бюро кадастровых работ» за просрочку исполнения обязательств по договору на оказание услуг по технической инвентаризации.
Коллегия приняла решение направить представление Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, информационные письма – в Правительство Российской Федерации и ФАС России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.