Фото ИТАР-ТАСС/fotoimedia /Сергей Портер
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты промежуточной проверки использования средств ФНБ, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей». Результаты будут учтены в годовом мониторинге реализации Антикризисного плана Правительства в 2015 г.
В отчете Счетной палаты отмечается, что ОАО «РЖД» утвердило Сводный перечень первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. В нем свыше 1 400 объектов, из которых свыше 1000 объектов ранее уже были включены в инвестиционные программы ОАО «РЖД», и по ним выполнялись проектные и строительно-монтажные работы.
Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2015 год на реализацию Инвестиционного проекта предусмотрены средства в размере 124,7 млрд. рублей, из них средства ФНБ – 45,7 млрд. рублей или на 4,2 млрд. рублей меньше, чем поступило на специальный банковский счет ОАО «РЖД» в соответствии с Паспортом Инвестиционного проекта (на 2015 год предусмотрено 50 млрд. рублей)*.
В 2015 году предусмотрено выполнение проектных и строительно-монтажных работ по 87 объектам Инвестиционного проекта, финансирование которых предусмотрено за счет средств ФНБ. На момент проведения контрольного мероприятия утверждена проектно-сметная документация только по 44.
В марте 2015 года средства ФНБ поступили на расчетный счет ОАО «РЖД» в размере 50 млрд. рублей. По состоянию на 1 октября 2015 года кассовый расход средств ФНБ составил 2,2 млрд. рублей или 4,4% от поступившего объема финансирования 2015 года.
По договору банковского счета, заключенному между ОАО «РЖД» и ОАО «Банк ВТБ», за март-сентябрь 2015 года на остаток средств ФНБ начислены проценты в сумме 2,9 млрд. рублей. Полученные проценты учитываются Обществом в составе доходов от финансовой деятельности и расходуются в рамках ведения обычной хозяйственной деятельности.
В нарушение Градостроительного кодекса РФ на проектную документацию по объектам «Строительство типовых комнат отдыха локомотивных бригад на станции Таксимо», «Строительство эксплуатационного предприятия 1-й группы на станции Чита», «Реконструкция пункта экипировки и тракционных путей локомотивного ремонтного депо Магдагачи» экспертиза не проводилась, положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза» отсутствует. При этом ОАО «РЖД» заключены договоры на выполнение строительных работ по указанным объектам.
По объектам Инвестиционного проекта основные исполнители -дочерние общества ОАО «РЖД»: в части разработки проектно-сметной документации – ОАО «Желдорпроект», в части выполнения строительно-монтажных работ – ОАО «РЖДстрой», которые обеспечивают выполнение более 20% объема Инвестиционной программы Компании.
У ОАО «Желдорпроект» в общем объеме выручки, полученной в 2014 году за выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, доля выручки от заказов ОАО «РЖД» составляет 96,8%, у ОАО «РЖДстрой» - 93%. При этом собственными силами ОАО «Желдорпроект» выполняется 49% заказа ОАО «РЖД», а ОАО «РЖДстрой» - 27,2%.
Инвестиционной программой ОАО «РЖД» ежегодно предусматривались объемы финансирования строительства объектов Инвестиционного проекта в объемах меньших, чем необходимо для завершения строительства в сроки, предусмотренные проектно-сметной документацией. В результате стоимость строительства объектов ежегодно увеличивалась с учетом перерасчета на индекс изменения стоимости работ, учитывающий инфляционные изменения на период выполнения работ.
Проверка достоверности определения сметной стоимости по объектам Инвестиционного проекта в установленном Правительством порядке не проводилась.
В конкурсной документации на строительство, реконструкцию и ремонт объектов железнодорожного транспорта, проводимого ОАО «РЖД» в 2014 году, отсутствует проектно-сметная документация. В ней лишь перечислены объекты капитального строительства без указания их стоимости и объемов планируемых к выполнению работ.
Паспортом Инвестиционного проекта предполагается кумулятивность размещаемых ОАО «РЖД» привилегированных акций в целях обеспечения возвратности средств ФНБ. В соответствии с российском законодательством уставом акционерного общества может быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен уставом, накапливается и выплачивается не позднее срока, определенного уставом (кумулятивные привилегированные акции). Если уставом Общества такой срок не установлен, привилегированные акции кумулятивными не являются.
Поскольку в уставе ОАО «РЖД» вышеуказанный срок выплаты дивидендов по привилегированным акциям, в которые размещены средства ФНБ, не установлен, данные акции кумулятивными не являются, что нарушает условия Инвестиционного проекта.
Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Справочная информация:
*В соответствии с паспортом инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», объем его финансирования составляет 562,4 млрд. рублей, в том числе средства ОАО «РЖД» - 302,2 млрд. рублей, взносы в уставный капитал из средств федерального бюджета – 110,2 млрд. рублей и средства ФНБ – 150 млрд. рублей.
Средства ФНБ предусмотрены в 2014 году – 50 млрд. рублей, в 2015 году – 50 млрд. млн. рублей, в 2016 году – 50 млрд. рублей.
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.