Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит расходования Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и субъектами Российской Федерации средств, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» (далее – Программа, ФЦП). Проверка проводилась совместно с региональными контрольно-счетными органами Тульской и Новосибирской областей. С сообщением выступила заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.
Еще в 2004 году постановлением Правительства России был утвержден единый номер вызова экстренных оперативных служб на всей территории страны– «112», который призван обеспечить информационное взаимодействие органов пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, а также службы «Антитеррор». Система должна была организовать вызов экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», ускорить реагирование и улучшить взаимодействие экстренных оперативных служб при вызовах. Перед системой был поставлен ряд задач, в числе которых получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру «112», анализ и направление информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования, обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру «112», автоматическое восстановление соединения, в случае его внезапного прерывания, регистрация всех входящих и исходящих вызовов и ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования на вызовы и прием вызовов на иностранных языках.
Как было отмечено на Коллегии, работа по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» была начата в 2008 году. Изначально планировалось, что проект будет реализован в 2012 году, однако, сроки пришлось уже дважды пересматривать. При этом до настоящего времени полномасштабное развертывание системы в регионах не обеспечено, а действующие нормативные документы не в полной мере регулируют отношения в этой сфере.
В 2013 году для сбалансированного поэтапного развертывания системы 112 на территории РФ была принята федеральная целевая программа «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах Российской Федерации на 2013-2017 гг.»*. Она должна была обеспечить единый подход и координацию деятельности федеральных и региональных органов власти. В 2013 году паспортом ФЦП предусматривалось внедрение системы 112 в 3 регионах, в 2014 году - в 6, в 2015 году - в 2, в 2016 году – в 5 и в 2017 году - в 67 регионах страны. Однако эти планы осуществить не удалось.
«На сегодняшний день система 112 создана и введена в постоянную эксплуатацию пока только в 2-х регионах - Республике Татарстан и Курской области», - констатировала Вера Чистова. При этом она указала на риски невыполнения мероприятий Программы в установленный срок - до 2017 года.
Счетной палатой установлено, что достигнутые индикаторы и показатели ФЦП документально не подтверждены. Методика расчета целевых индикаторов и показателей с применением данных федерального государственного статистического наблюдения отсутствует. По словам заместителя Председателя Счетной палаты, в соответствии с Порядком разработки и реализации ФЦП целевые индикаторы и показатели Программы должны быть количественно заданными и измеряемыми по данным федерального государственного статистического наблюдения. В случае если значения целевых индикаторов и показателей определяются расчетным методом, к целевой программе прилагается проект методики сбора исходной и
нформации и расчета целевых индикаторов и показателей. «Однако, - отметила Вера Чистова, - учитывая отсутствие установленного порядка расчета фактических значений индикаторов и показателей Программы, проверить достоверность их значений, включенных в отчеты за 2013-2014 годы, не представляется возможным».
Ежегодное изменение ресурсных параметров ФЦП** при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период требовало изменения подходов к созданию системы. С учетом этого в 2014 и 2015 гг. откладывалось финансирование действующих обязательств в части выделения субсидий регионам. В связи с этим мероприятия Программы не выполнялись своевременно. В текущем году МЧС России были подготовлены изменения в Программу с учетом сокращения расходов федерального бюджета** с 2015 года в части использования типовых программно-технических комплексов, исключения затрат на капитальное строительство центров обработки вызовов и выделения для них уже имеющихся помещений. Постановлением Правительства России эти изменения были утверждены.
В то же время, одна из ключевых проблем – на территории регионов не готова инфраструктура единых дежурно-диспетчерских служб. Уровень их оснащения в районных центрах низкий, а кадровый состав слабо подготовлен. Население о системе информировано плохо.
Несмотря на то, что управление программой было возложено на МЧС России еще в 2013 году, методика оценки готовности регионов была разработана ведомством только в конце 2014 года.
Проверка показала, что МЧС России слабо контролирует использование выделенных из федерального бюджета субсидий регионам на создание системы 112. Министерство аккумулирует отчеты регионов без проверки достоверности и анализа представленных данных. При этом в них выявлена некорректная информация, что, в свою очередь, приводит к искажению отчетности МЧС России, направляемой в Минэкономразвития России и Росстат.
Так, при совместной проверке со Счетной палатой Тульской области установлено, что часть средств, выделенных в 2014 году Тульской области (15,7 млн. руб. из 48,33 млн. руб.), была направлена на объекты строительства, которые не были указаны в адресном распределении субсидии и соглашении о ее предоставлении.
Также в ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о контрактной системе, в частности отсутствие обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, сокращение сроков подачи заявок на участие в торгах, неправомерное продление сроков выполнения работ, несоответствие фактически выполненных и принятых заказчиком работ условиям контракта.
Кроме того, МЧС России не был соблюден порядок внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных по государственным контрактам на выполнение научных исследований по созданию системы 112.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации приняла решение направить представление в МЧС России, информационные письма - в Минэкономразвития и ФАС России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.
Справка:
* В 2013 г. постановлением Правительства России от 16 марта 2013 г. № 223 утверждена ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы». Государственный заказчик-координатор Программы - МЧС России. Другие участники Программы: Минкомсвязь России, МВД России, ФСБ России, Минздрав России и регионы России.
**Ресурсное обеспечение Программы составило 40,4 млрд. рублей на весь период, в том числе за счет средств федерального бюджета 22,9 млрд. рублей (из которых 14,2 млрд. рублей субсидии регионам), за счет средств бюджетов регионов – 17,5 млрд. рублей, с соотношением 57% к 43%. При формировании федерального бюджета на 2015-2017 гг. финансовое обеспечение Программы было уменьшено на 65,7%.
Фактическое финансирование за истекший период составило 2,3 млрд. рублей из федерального бюджета, с учетом возврата регионами субсидий и частичного их использования в следующем году и 1,4 млрд. рублей из бюджетов регионов.
<br />
Ключевые факты
В 2004 году постановлением Правительства России был утвержден единый номер вызова экстренных оперативных служб на всей территории страны– «112», который призван обеспечить информационное взаимодействие органов пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, а также службы «Антитеррор».
Работа по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» была начата в 2008 году. Изначально планировалось, что проект будет реализован в 2012 году, однако, сроки пришлось уже дважды пересматривать.
В 2013 году для сбалансированного поэтапного развертывания системы 112 на территории РФ была принята федеральная целевая программа «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах Российской Федерации на 2013-2017 гг.»
На сегодняшний день система 112 создана и введена в постоянную эксплуатацию только в 2-х регионах - Республике Татарстан и Курской области.
Ежегодное изменение ресурсных параметров ФЦП при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период требовало изменения подходов к созданию системы. С учетом этого в 2014 и 2015 гг. откладывалось финансирование действующих обязательств в части выделения субсидий регионам. В связи с этим мероприятия Программы не выполнялись своевременно.
По материалам Пресс-центра Счетной палаты Российской Федерации.