Сергей Марков, депутат Государственной Думы РФ, директор Института политических исследований:
Для Медведева итоги выборов означают, что он будет президентом с эффективным уровнем поддержки. Для Геннадия Зюганова они означают, что никакие проекты создания левоцентристской партии без него не пройдут. Для Жириновского итоги показали, что у ЛДПР есть неплохие шансы на следующих парламентских выборах опять достичь семипроцентного барьера и быть представленной в парламенте. Для Богданова означают, что сделал свою работу. Могу сказать, что для меня такие итоги выборов были очевидны.
При Медведеве Путин будет играть роль старшего брата, который будет прикрывать действующего президента. Но как распределятся обязанности между ними, пока не вполне ясно. Есть ряд вещей, которые в Конституции не описаны. Например, кто будет работать с телеканалами, кто будет работать с губернаторами, с «Газпромом», с нефтяным сектором. Есть противоречия по внешней политике. С одной стороны, конституционные полномочия у Медведева, с другой стороны, Путин не только значительно опытнее и влиятельнее, но у него еще значительно больше вкуса и интереса к этой политической проблематике.
Прежде всего, Медведеву нужно будет решить проблему налаживания отношений с Путиным. Вторая проблема: нужно будет сделать так, чтобы страна воспринимала его как главного начальника. Поэтому ему надо завоевать авторитет в силовых структурах. Следующий важнейший вопрос: ему нужно будет показать себя в каком-то конфликте, в каком-то кризисе. Все понимают, что человек проявляется в кризисной ситуации, и в кризисе Медведев должен будет определить свой стиль поведения и т.д. Поэтому ему нужно готовиться к самым разным кризисам. Важным вызовом будет саммит «большой восьмерки». Затем нужно будет продемонстрировать людям, что он готов к реальному управлению, что он готов к действиям. И первые его действия создадут систему приоритетов.
И, конечно, исходя их того, что им было заявлено, нужно подготовиться к проекту «2020». Путин уже сказал, что проект будет обсуждаться в правительстве. Президент тоже имеет к этому отношение.
Есть еще и проблемы, которые он вывел как главные. Это борьба за правовое государство, то есть, по сути, против коррупции, и за инновационную экономику. Вопрос, как это сделать, пока остается открытым.
Претензии оппозиции, несмотря на смену президента, всегда актуальны. Оппозиция первой поднимает многие вопросы, может быть, в радикальной форме, но эти проблемы существуют. Претензии эти достаточно внимательно рассматриваются, и здоровое ядро из этого берется.