Как сообщает «Эксперту Online», 14 февраля рабочие российского завода Ford во Всеволожске (Ленинградская область) начнут полную бессрочную забастовку. Об 2 февраля заявил руководитель профсоюза предприятия Алексей Этманов. Профсоюз российской «дочки» американского автомобильного концерна так и не смог договориться с работодателем относительно условий коллективного договора на текущий год.
Ранее рабочие использовали более мягкие методы борьбы с администрацией, проводя так называемые «итальянские забастовки» — работа строго по графику, с соблюдением всех инструкций, без переработок. Производительность при этом снижается почти на треть. В этот раз, заверил профком, забастовка будет «полноценной», «иначе бы мы не заявляли об этом так громко», сообщил Этманов. Взбунтовавшиеся обещают, что бастовать будут до полного выполнения требований, поскольку возможности переговоров с администрацией завода, длившиеся в течение трех месяцев, «исчерпаны».
Как рассказал «Эксперту Online» Алексей Этманов, «самым главным нашим требованием является охрана труда, социальная и материальная ответственность работодателя и сохранение рабочих мест, а вопрос зарплаты стоит примерно на четвертом-пятом месте». Дело в том, пояснил Этманов, что руководство завода нанимает контрактные организации, то есть внештатных сотрудников. «Они бесправные люди, и руководству это выгодно, поскольку оно не предоставляет никаких гарантий и не обладает никакими обязательствами. Намеренного сокращения пока не было, но это пока. Сейчас происходит естественная убыль. В то же время руководство выводит за штат рабочие места сотрудников «Форда», лишая их, таким образом, охраны труда», — сообщил глава профсоюза.
Что касается зарплаты, то, по словам Этманова, она действительно очень маленькая. «13 тыс. рублей – входная зарплата, и 19 тыс. – максимальная. К тому же из этой суммы необходимо вычесть налоги, вот и судите сами, что там остается», — заявил он. Этманов также подчеркнул, что распространенная в прессе информация о том, что против забастовки выступило 700 работников завода — неправда. По словам лидера профсоюза, «на самом деле от голосования воздержались всего пять человек, а порядка 600 просто по тем или иным причинам не принимали участия в голосовании».
«В собрании коллектива участвовало 1300 человек. Все проголосовали за забастовку, за исключением шести воздержавшихся. Забастовка – это добровольный временный отказ от работы. Это наше конституционное право», — отметил Этманов в разговоре с корреспондентом ИА «Росбалт». По его мнению, в акции протеста примет участие весь коллектив автозавода – это порядка 2 тыс. человек.
Уже в 2004 году среди рабочих-фордовцев начались брожения, отмечает газета «Труд». Люди сетовали на низкую зарплату, короткий отпуск, несоответствие производственного процесса технике безопасности. Показательно, что практически никто из рабочих, собирающих здесь Ford Focus, сам купить его не может - не по карману.
Три года спустя после открытия предприятия на нем появился профсоюзный комитет, начавший планомерную борьбу за права рабочих. Численность профсоюза увеличилась тогда буквально за месяц в 10 раз! - до 110 тысяч человек. Председателем был избран молодой энергичный Алексей Этманов.
А летом 2005 года на заводе начались первые серьезные волнения. Рабочие требовали повышения зарплаты и равную оплату специалистам одного разряда за труд равной ценности. После проведенной той осенью так называемой итальянской забастовки (выполнялась только та работа, которая положена по службе, только в установленное законом время и при условии полного соблюдения условий труда), руководство согласилось сесть с рабочими за стол переговоров. К началу 2006 года была решена одна из острейших проблем - равная оплата труда. Позже профсоюз добился и повышения зарплаты на 14-17 процентов.
Пока компания планирует увеличивать годовой объем выпуска автомобилей с 66 до 73 тысяч машин, рабочие добиваются для себя более выгодных условий труда, которые были бы прописаны в коллективном договоре, отмечает Фонтанка.ру. Как заявляют в профсоюзе, компания, чьи автомобили являются самыми продаваемыми в России, не предоставляет работникам ежегодные отпуска, не проводит аттестацию рабочих мест, на заводе отсутствует нормирование труда и приходится трудиться по выходным. В отличие от рабочих, менеджерам зарплату повышают дважды в год, что в профсоюзе называют «дискриминацией». К новой забастовке рабочие решили прибегнуть после того, как не смогли достичь договоренностей с работодателем относительно коллективного договора на текущий год. Предложенный профсоюзом вариант, в котором прописаны социальные гарантии и улучшение условий труда, не устраивает работодателя. Кроме того, профсоюз требует повышения зарплаты. На прошлой неделе администрация отказалась создать примирительную комиссию для урегулирования спора, и тогда рабочие заявили, что им остается только бастовать.
Пока руководство «Форд мотор компани» думает, что ему делать, добавляет «Эксперт Online». Как сообщила пресс-секретарь компании Екатерина Кулиненко, руководство компании получило уведомление о готовящемся «мероприятии» намного позже, чем оно было распространено в СМИ, и в данный момент занимается изучением представленного документа.
Новый коллективный трудовой договор с сотрудниками всеволожского завода действительно пока не подписан, отмечают «Известия». Профсоюз продолжает договариваться об условиях работы с администрацией завода. Рабочие требуют, чтобы в договоре были прописаны, в частности, уровень зарплаты работников, система мер по охране труда и социальные гарантии.
«Профсоюз зарегистрировал в службе по урегулированию трудовых споров коллективный спор и в настоящий момент готовится к созданию согласительной комиссии», – ранее говорил Алексей Этманов.
Председатель Союза машиностроителей Ленинградской области Виктор Калинин отмечает, что трудовое законодательство «по многим вопросам организации труда отсылает именно к коллективному договору, который является нормой для крупных предприятий».
При этом, по его словам, согласно установленной процедуре, если одна из сторон инициировала коллективный спор, то стороны не могут уклониться от переговоров, результатом которых должна стать регистрация согласованного сторонами коллективного договора предприятия.
Отраслевые специалисты уверены, что конфликт с трудовым коллективом не отразится на результативности ЗАО «Форд Мотор Компани». «Эти забастовки никогда не влияли на финансовые показатели компании, – считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. – Финансовые показатели зависят от другого, в частности от расходов на маркетинг. Рабочие Ford будут бастовать неделю, максимум две недели, и это вряд ли отразится на деятельности компании. Тем более что в отличие от других компаний забастовки на заводе во Всеволожске превратились в своеобразную традицию и риски уже заложены в производственные планы».
«УралПолит.Ru» отмечает, что российский завод «Ford» является единственным европейским заводом «Ford», на котором производится автомобиль «Ford Focus» во всех четырех модификациях кузова: седан, пятидверный хэтчбэк, универсал и купе. Завод в 2006 году увеличил объем производства машин на 89% по сравнению с 2005 годом.
Эксперты «УралПолит.Ru» полагают, что забастовка рабочих может и не подействовать на администрацию предприятия - предыдущие забастовки не помешали «Ford» стать самой продаваемой маркой на автомобильном рынке.