В Берлине открылся в четверг 57-й международный кинофестиваль, сообщает NEWSru.com. "Берлинале", считающийся наряду с каннским и венецианским кинофестивалями одним из наиболее значительных смотров мирового киноискусства, откроется мировой премьерой фильма о великой французской певице Эдит Пиаф "Жизнь в розовом свете" ("La Vie en Rose"). Это одна из 22 конкурсных картин, которые будут бороться за главные награды фестиваля - Золотого и Серебряных медведей.
Байопик о легендарной актрисе и певице снял французский режиссер Оливер Даан (во французском прокате картина называется "La Mome" - "Воробышек"). В роли Пиаф снялась актриса Марион Котийяр, игравшая во всех трех частях фильма "Такси", в "Большой рыбе" у Тима Бертона и в "Марии" у Абеля Феррары. В картине участвуют также Жерар Депардье (ему досталась роль Луи Лепле, человека, открывшего Пиаф Парижу), Паскаль Грегори, Эммануэль Сейнер. Фильм Даана состоит из двух частей: в первой рассказана история детства певицы, во второй - годы ее зрелости. Бюджет картины довольно велик по французским меркам: он составил 25 миллионов долларов.
Всего в различных программах фестиваля участвуют 375 фильмов, сообщает Variety. Еще 700 картин из более чем 116 стран мира будут выставлены на Европейском кинорынке, специальной кинобирже для продажи и покупки прав на прокат фильмов. Для освещения этого события и раскрутки кинопродукции в Берлин съехались свыше 19 тыс. кинодеятелей и 3800 журналистов
Киносмотр проходит по 13 секциям: Основной конкурс, Специальный Берлинале (внеконкурсный просмотр), Панорама, Форум, Поколение, Перспективное немецкое кино, Короткометражки, Ретроспектива, Чествование, Немецкий кинематограф, Берлинале-мастерская талантов, "Магнум в движении" и Кулинарное кино, сообщает РИА Новости.
У основного конкурса Берлинале будет внушительное международное жюри во главе со знаменитым сценаристом Полом Шрейдером (сценарии фильмов "Таксист" и "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе). Кстати, Пол Шрейдер привезет на Берлинале и свой собственный "The Walker" ("Жиголо"), в котором он выступил в несвойственной ему роли режиссера. Фильм, разумеется, пойдет вне конкурса, так что на объективность жюри это не повлияет.
"Драгоценными мишками" в основной секции вместе ос Шрейдером будут наделять коллег палестинская актриса Хиам Аббас; немецкий актер Марио Адорф; американский актер Уиллем Дефо, успешный китайский продюсер Нансун Ши, постоянный монтажер фильмов Ларса фон Триера Малена Стенсгаард (Дания) и молодой, но уже очень известный мексиканский актер Гаэль Гарсия Берналь.
С 6 февраля на Марлен-Дитрих-платц открылась продажа билетов на фестивальные просмотры, пишет Film.ru. В отличие от своих гламурных конкурентов в Венеции и Канне Берлин гордится своей демократичностью – фильмы крутятся по всему многомиллионному городу, и очереди в кассы любители занимают с ночи.
Если посмотреть на берлинскую программу с точки зрения культурной геополитики, бросается в глаза скромное (по сравнению с предыдущими годами) представительство немецкого кино: всего два фильма, причем один наполовину австрийский, и еще несколько, где немецкое участие в основном финансовое, а не творческое, отмечает «КоммерсантЪ». Среди европейских кинематографий доминирует французская с четырьмя конкурсными картинами, к тому же французы открывают и закрывают фестиваль. Сегодня покажут "Жизнь в розовом цвете" Оливье Даана – кинобиографию Эдит Пиаф. А под занавес – "Ангела" Франсуа Озона. В конкурсе представлены также Латинская Америка, Китай, Корея, Израиль, а из стран Восточной Европы – Чехия: честь этого региона будет защищать ветеран Иржи Менцель фильмом "Я обслуживал английского короля".
Наиболее громкие ленты, разумеется, прибудут из США. Все они подписаны именами знаменитых режиссеров и актеров (причем иногда в одном лице) и все посвящены истории идеологических и военных противоборств прошлого века. Роберт Де Ниро ("Ложное искушение") и Стивен Содерберг ("Хороший немец") обращаются к интригам спецслужб, а Клинт Иствуд ("Письма с Ивадзимы") предлагает уже вторую версию битвы за злополучный остров (первая, его же изготовления, называлась "Флаги наших отцов"; теперь события представлены с японской точки зрения).
Датчанин Билле Аугуст (дважды победитель Каннского фестиваля) покажет фильм "Прощай, Бафана" об охраннике Нельсона Манделы. Даже не глядя, можно предугадать чрезвычайно прогрессивный, антиимпериалистический и антибушевский тон, который приветствуется в интеллектуальной Европе, но почему-то задается голливудскими звездами, занятыми в этих проектах (добавим к названным Анджелину Джоли, Мэтта Деймона и Джорджа Клуни).
К счастью, в конкурсе будут и более камерные картины, иначе жюри под предводительством Пола Шредера просто сошло бы с ума от такой концентрации политически важных тем. Например, "Ирина Палм" бельгийца Сэма Гарбарски, где Марианна Фэйтфул играет 50-летнюю вдову, которая настолько нуждается в деньгах, что идет работать в секс-клуб. Или "Я киборг, но это нормально" корейца Чхан Ук Пака – о пациентке психбольницы, вообразившей себя киборгом. Или "Супружество Туйя" китайца Вонга Квона – о женщине, которая пытается найти нового мужа, способного содержать ее саму и ее больного экс-супруга.
Параллельно кинематографическим секциям (Основному конкурсу, Специальному Берлинале, Панораме и Форуму) на фестивале работают тематические секции, сообщает РИА Новости. Особой популярностью среди них обещает пользоваться "Кулинарное кино" - программа этой секции под общим названием "Едим, пьем и смотрим фильмы" совмещает дегустацию блюд знаменитых поваров и просмотр фильмов, тем или иным образом связанных с темой еды.
Специально, в помощь начинающим кинодеятелям откроется тематическая секция "Берлинале - мастерская талантов". Более сотни творческих мастерских позволят начинающим киноталантам встретиться с опытными мастерам своего дела. Молодым дарованиям посвящена и специальная премия Берлинале "Новые звезды", которую 27 министров культуры стран Евросоюза присудят наиболее перспективным европейским актерам.
Традиционный для любого кинофестиваля почетный приз за заслуги перед киноискусством специального Золотого Медведя будет, как сообщили в оргкомитете, вручен американскому режиссеру Артуру Пенну, автору знаменитой гангстерской любовной истории "Бонни и Клайд" и трагичного "Маленького большого человека". В честь 84-летнего режиссера на Берлинале пройдет ретроспектива его лучших картин.
К сожалению, российское кино в основную конкурсную программу Берлинале не попало.
Уже надоело повторять, что российское кино утратило свои былые позиции в Берлине, и объяснять почему. Этот факт, так до конца и не понятый, вызывает у наших кинопатриотов приступы обиды и агрессии, отмечает «КоммерсантЪ». Не утешают ни спецпоказ, устроенный для "Дневного дозора" Тимура Бекмамбетова, ни выбор в параллельную секцию "Панорама" картины "Прощай, южный город" Олега Сафаралиева, снятой в Баку по сценарию Рустама Ибрагимбекова в российско-азербайджанской копродукции. А уж появление в этой же секции документальной ленты "Москва. Парад.06" Владимира Иванова – о запретах и арестах, сопровождавших организацию прошлогоднего гей-парада,– вообще впору счесть оскорблением.
Между тем политика Берлинале отличается всего лишь прагматизмом. В российском кино здесь нуждаются не так остро, как в российском газе, тем более что и альтернатив гораздо больше. Пройти же мимо сюжета, который наверняка заинтересует ангажированную берлинскую аудиторию, фестиваль просто-напросто не мог. Ведь гей-движение рассматривается здесь, в отличие от России, не как прихотливая экзотика, а как передовая левого антиимпериалистического и антиглобалистского фронта. Поэтому кинорепортаж о преследованиях московских геев так же вписывается в берлинскую программу, как звездный фильм о кознях ЦРУ.