Белоруссия с 15 февраля повысит стоимость транзита российской нефти более чем на 30 процентов, сообщает РИА «Новости». Минэкономики Беларуси приняло постановление, согласно которому прокачка нефти по маршруту "Унеча-Адамова застава" (направление Польша-Германия) подорожает на 35% (до 3,5 доллара США) без учета НДС. По маршруту "Унеча-Броды" размер тарифа увеличен на 31,6% - до 1,5 доллара США за тонну прокачанной нефти. В итоге средний тариф на прокачку нефти по территории страны составит 0,6 доллара США за тонну на 100 километров. Тариф на прокачку нефти в балтийском направлении составит почти 3 доллара США за тонну нефти. По маршруту "Невель-Полоцк-Ventspils nafta", "Невель-Полоцк-Mazeikiu nafta" и "Невель-Полоцк-Mazeikiu nafta" для терминала в Бутинге составит 1,26 доллара за тонну нефти.
По информации директора предприятия "Гомельтранснефть Дружба" Алексея Костюченко, Белоруссия за счет повышения тарифов на транзит российской нефти по своей территории рассчитывает получить за год дополнительно около 50 млн долларов, отмечает Страна.Ru. Рост тарифов белорусская сторона объясняет тем, что они не пересматривались с 1 января 1996 года. В Минске подчеркивают, что новые белорусские тарифы выведены на уровень внутрироссийских, и что в соседних государствах, например, в Германии, Польше, Украине тарифы на транзит нефти остаются выше, чем в Белоруссии.
Повышение Белоруссией тарифов на транзит нефти не скажется на цене российской нефти для европейских потребителей. Такое мнение высказал ранее в Москве вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Компания уже приняла решение расширять Балтийскую трубопроводную систему, строя экспортный нефтепровод Унеча-Приморск в обход Белоруссии. По словам президента "Транснефти", проект нефтепровода "уже готов" и направлен в правительство РФ на рассмотрение.
"Теперь, коли российский президент упомянул о переходе к рыночным отношениям, мы взамен попросим Россию платить нам в твердой валюте за услуги, которые раньше Москва получала бесплатно", - приводит недавнее заявление белорусского лидера NEWSru.com. "Имеются ввиду транзит, военное сотрудничество и российский эксклав Калининград", - пояснил Лукашенко.
Россия пока не готовит ответных санкций. Глава российского Минэкономразвития Герман Греф заявил: "Пока речь ни о каких ответных мерах вести нельзя". Между тем, он отметил, что повышение ставок тарифа может произойти только с согласия России. "Это возможно только путем двустороннего соглашения", - отметил Греф. По его словам, сейчас российская сторона изучает предлагаемые Белоруссией ставки, соответствующие расчеты ведет "Транснефть". "Если эти ставки уложатся в рамки существующей индексации тарифов, то я считаю это приемлемым", - заявил министр.
Президент Литвы Валдас Адамкус заявил, что его страна совместно с Украиной и Белоруссией разрабатывает альтернативную систему нефтеснабжения, которая призвана обеспечить им независимость от поставок российской нефти за счет сырья с Роттердамской нефтяной биржи, сообщает «КоммерсантЪ – Украина». Для этого Литва намерена реконструировать терминал в Клайпеде под прием нефти из Роттердама, а Белоруссия и Украина – создать необходимую сеть нефтебаз и железнодорожных эстакад по приему нефти. "Белоруссия, как и Украина, подвержена манипуляциям господина Путина,– заявил Валдас Адамкус.– Создание подобной системы позволит застраховаться от нефтяных блокад со стороны России" (подробнее о блокировании Россией поставок нефти в европейские страны см. справку).
В 2006 году поставки нефти на украинские НПЗ по сравнению с 2005 годом сократились на 21,8% – до 13,42 млн т. При этом Россия поставила на заводы 10,646 млн т сырья, Украина – 2,774 млн т. Казахская нефть не поставляется на украинские НПЗ с 2003 года.
Эксперты считают, что новый проект в первую очередь выгоден самой Литве. "Украина и Белоруссия подстраховывают себя от нефтяных блокад со стороны России. В то же время Литва не только подстраховывает от подобного рода проблем расположенный в стране Мажейкяйский НПЗ, но также получает очевидную выгоду - в случае таких блокад она сможет зарабатывать на перевалке нефти через Клайпеду", – отмечает член комитета по ТЭК Верховной рады Виктор Тополов.
NEWSru.com добавляет, что заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Михаил Осипенко сообщил, что Белоруссия готова рассмотреть предложение Литвы о возможности использования Клайпедского нефтетерминала и литовских железных дорог для организации поставок нефти в Белоруссию морским транспортом.
"Проект по доставке нефти в Белоруссию по морю из Клайпеды, разгрузки через Клайпедский нефтетерминал и последующей доставке по железной дороге вполне реален", - сказал Осипенко, подчеркнув, что Белоруссия имеет все технические возможности для его реализации.
"Нефть, поставленная на Украину из Роттердама через Клайпеду, по нашим расчетам, будет на 68-72 процента дороже российской. Это значительная разница, поэтому для постоянного снабжения нефтью этот путь невыгоден, – заявил газете «КоммерсантЪ – Украина» генеральный директор ОАО "Галичина" Александр Лазорко. – Однако если Россия снова начнет свои игры на тему 'если вы не с нами, то мы вам перекроем нефть', то Украина и Белоруссия смогут некоторое время продержаться за счет поставок сырья из Клайпеды".
«Заявление литовского президента продолжает политическую и экономическую пикировку между прибалтийскими государствами и Россией, пишет «Газета.Ru». - Напомним, что Литва не раз обвиняла Россию в попытках использовать систему нефтепроводов как внешнеполитическое оружие. В частности, «Транснефть» отказалась транспортировать нефть на литовский терминал Ventspils Nafta, из-за чего прибыль последнего упала в десятки раз. Литовцы отыгрались на аукционе по продаже контрольного пакета нефтеперерабатывающего комплекса Mazeikiu Nafta: несмотря на все попытки России получить контроль над предприятием, литовские власти продали его польскому PKN Orlen. В ответ под предлогом ремонта Россия перекрыла трубопровод «Дружба», прекратив поставки нефти на Mazeikiu Nafta, и новому владельцу завода пришлось транспортировать сырье танкерами.
«Литва легко обойдется без российских поставок - за 2005 год страна закупила лишь 2,7 млн тонн нефти, - отмечает издание. - При таких объемах разница в цене не сильно бьет по бюджету, говорит эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров. «Норвежские месторождения в Северном море вступают в период падающей добычи, - добавляет аналитик брокерского дома «Открытия» Наталья Мильчакова. - Большие объемы нефти Норвегия не сможет экспортировать просто физически. А крупные поставки из Венесуэлы нерентабельны, так как транспортировка обойдется весьма дорого». Для сравнения: в 2005 году поставки сырой нефти в Белоруссию составили 19 млн тонн, на Украину - 15 млн тонн. И если у Украины есть альтернативные поставки, то Белоруссия такими похвастать не может. Более того: российская нефть поставляется белорусам с серьезным дисконтом, по $30 за баррель против $57 за баррель нефти марки «Брент» на мировом рынке.
19 млн тонн российской нефти обойдутся Александру Лукашенко в $4,3 млрд, а нефть, купленная на рынке? - почти в два раза дороже, в $8,1 млрд.
«Кроме того, нельзя забывать, что заводы Белоруссии и Украины <заточены> именно под российскую нефть. Конечно, их можно модернизировать, но это тоже потребует времени и денег», - напоминает Петров.
Фактически Москва имеет дело с продолжением антироссийской информационной кампании, которая, впрочем, никак не изменит текущего положения дел. «Все, что можно было сказать негативного о России, - уже сказано. Принципиально нового ничего не будет», - уверен эксперт центра Карнеги. «Альтернативы, предлагаемые Литвой, выглядят, мягко говоря, довольно сомнительными, - считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Ни Лукашенко, ни Ющенко на это не пойдут. Реальной альтернативы сотрудничеству с Россией у этих стран нет, так что в ближайшей перспективе и Белоруссия и Украина сохранят высокую степень зависимости от российских энергоресурсов».