Генеральная прокуратура заявила в среду о своем решении проверить деятельность ГИБДД, сообщает Страна.Ru. Поводом к этому послужили участившиеся в последнее время жалобы автомобилистов на злоупотребления и превышение гаишниками должностных полномочий, а также на незаконные поборы и вымогательство денег. "Случаи взяточничества за последнее время участились, - говорится в официальном сообщении Генпрокуратуры. - Также стали известны факты продажи водительских удостоверений сотрудниками ГИБДД, совмещающих предпринимательскую деятельность со службой в органах внутренних дел".
Специальные оперативные группы намерены проверить весь комплекс мер, предпринимаемых сотрудниками дорожно-постовых служб для обеспечения безопасности дорожного движения. Проверяются все необходимые документы, то, как осуществляется работа с обращениями граждан, что учитывается, а что - нет, как привлекают к ответственности провинившихся. Проверку исполнения законодательства в деятельности органов ГИБДД Генпрокуратура России начала осуществлять совместно с прокурорами субъектов РФ.
Что конкретно будет проверяться в этот раз у гаишников, пресс-служба не сообщает, так как в случае утечки информации на местах будет гораздо легче «подготовится» к приезду ревизора, отмечает «Газета». «Прокуратура не разглашает конкретные мероприятия в рамках тех или иных проверок до их реализации», - пояснил сотрудник пресс-службы Генпрокуратуры Александр Васильев. «Такая крупная акция проводится впервые», - добавил он.
Но эксперты сомневаются в эффективности такой "облавы" на представителей дорожной инспекции. "Сомневаюсь, что подобные проверки приведут к сокращению роста взяток на дорогах, - поделился своим мнением со Страной.Ru депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Конечно, хорошо, что прокуратура обратила, наконец, внимание на ставшей притчей во языцех работу этого ведомства. Но с другой стороны, от этого мероприятия пахнет показухой. Ведь проверкой работы государственных органов надо заниматься всегда, а не только "по праздникам". Вот, например, есть такая статистика: в 2005 году за получение взятки были привлечены к ответственности 209 сотрудников ГИБДД, и только дела половины из них (109) дошли до суда, и по ним были вынесены обвинительные вердикты. Такая же "впечатляющая" статистика и за шесть месяцев 2006 года: 96 получили взятки, 33 - осуждены. Вот вам и реальная борьба с коррупцией. Цифры могли бы быть не такими удручающими, если бы проверки начались раньше".
По словам г-на Похмелкина, если не реформировать саму систему ГИБДД, никакие рейды не помогут. "Сейчас ведомство отвечает буквально за все: от техосмотра до учета автомобилей, - пояснил лидер Движения автомобилистов. - Только когда система трансформируется в современную дорожную полицию с высококвалифицированными, некоррумпированными и высокооплачиваемыми кадрами, только тогда можно будет говорить о серьезном успехе в этой области. И в силах прокуратуры этому поспособствовать".
Депутату вторят правозащитники. "Хочется воскликнуть: "Не может быть!", - сыронизировал кандидат юридических наук, председатель Межрегиональной правозащитной Ассоциации "АГОРА" Павел Чиков. - По просьбам трудящихся в лучших советских традициях Генпрокуратура вдруг обнаружила пышный цвет коррупции в ГИБДД и собирается ударить по ней автопрокурорским пробегом. Кого-то посадят, кого-то уволят. А потом еще накажут тех прокуроров, которые не выполнили план по выявлению коррумпированных гаишников. Операция "Вихрь-антигаишник" началась. Казалось бы, водителям пора начать радоваться, разжигая в себе чувство удовлетворения от предстоящей мести "кровососам". Но если отбросить эмоции и разобраться поглубже, картина становится менее привлекательной".
Во-первых, по словам г-на Чикова, еще в 2001 году страна уже проходила волну борьбы с оборотнями в погонах из МУРа. Именно по такой же схеме: начали в Москве, а затем волна противооборотневой кампании прокатилась по всей стране. "Кроме полной дискредитации милиции в глазах общественности она ничего не принесла, - пояснил кандидат юридических наук. - Коррупции стало больше, об этом говорят все проведенные социологические исследования. Более того, взятки давно перешли из разряда одного из возможных вариантов решения вопроса в обычный формат поведения. Просто цена, скажем, карточки о прохождении гостехосмотра выросла с 500 до 1500 руб. Надо только знать нужных людей".
По мнению правозащитника, про коррупцию сказано столько, что выдумать новое трудно. Среди аксиом мировой практики: коррупцию нельзя искоренить, с ней нельзя бороться только карательными методами, ее корни лежат в социально-экономической сфере, коррупция взаимовыгодный бизнес, смазка, позволяющая вращаться сложной бюрократической машине. "Трудозатраты на прохождение гостехосмотра несопоставимо выше стоимости получения карточки за взятку (2-3 дня на прохождение медосмотра, очереди к наркологу, к психиатру, на минимум дву-, а то и трехкратный приезд на сам техосмотр с формальными претензиями, вроде отсутствующей аптечки и огнетушителя), - продолжил г-н Чиков. - Трудозатраты на двухмесячное обучение в автошколе и сдачу с 3-4 раза двух усложненных экзаменов на водительское удостоверение явно выше нескольких тысяч рублей, за которые можно получить удостоверение, "дав на лапу". А насколько велик соблазн откупиться, будучи пойманным пьяным за рулем, рискуя быть лишенным права вождения на 1-1,5 года. Разница между потерянным временем, деньгами и нервами в очередях в районном отделе ГИБДД и судах, и доступностью варианта со взяткой настолько велика, что даже введенный расстрел за нее лишь повысит сумму. Тем более что все понимают, что обеспечить контроль за каждым милиционером нынешняя правоохранительная система с монополией прокуратуры на расследования дел о коррупции, невозможно. Равно как сами сотрудники ГИБДД не могут, например, обеспечить выполнение запрета на разговоры по сотовому телефону за рулем. Сам механизм заранее объявленной войны взяточникам в ГАИ наводит на мысли, что нас ждет очередная показуха. На пару месяцев гаишники будут осторожнее, а потом система компенсирует понесенные затраты повышением размера взяток. Поэтому коррупцию на дорогах победить нельзя, можно лишь снизить наносимый ею вред. Причем не прокурорскими кампаниями, а изнурительной работой госорганов с активным привлечением к ней представителей общественности. Вопрос о том, стоит ли куда-либо жаловаться, боюсь, неактуален. Автомобилисты не страдают от коррупции на дорогах. Наоборот, каждого из них в отдельности такое положение как раз более чем устраивает".
За последний месяц состоялось сразу несколько процессов, связанных с коррупцией в рядах Госавтоинспекции, напоминают «Новые Известия». Так, новгородская облпрокуратура передала в суд уголовное дело группы гаишников, обвиняемых в систематическом получении взяток с водителей-"дальнобойщиков".
Недавно городской суд подмосковного Серпухова приговорил инспектора ГИБДД к условному наказанию за получение взятки. В ночь на 18 августа 2006 г. лейтенант Игорь Чернышев, проверяя документы одного из водителей, без оснований обвинил его в пьянстве за рулем. При этом Чернышев сообщил, что всех проблем можно избежать, если заплатить 10 тыс. рублей...
К одному году лишения свободы в колонии общего режима суд Тобольска Тюменской области приговорил замначальника городского управления ГИБДД Миршата Искандарова. Напомним, что 22 апреля 2006 года он, находясь в форменном обмундировании при исполнении своих служебных обязанностей, избил жителя Тобольска за то, что мужчина, переходивший улицу по пешеходному переходу, не уступил дорогу его автомобилю.
В декабре прошлого года прокуратура Коряки объявила о том, что по делу о поддельных регистрационных и водительских удостоверениях арестованы три крупных чиновника местного ГАИ, в том числе замначальника ГИБДД Корякии Виталий Русанов.
В Чувашии два года назад произошел и вовсе вопиющий случай: сотрудники ГИБДД сломали водителю руку, у которого оказался просроченным страховой полис ОСАГО…
Вопрос о проблеме коррупции в ГИБДД достаточно часто поднимался в том числе и в ходе пресс-конференций Владимира Путина. На последней встрече президента с журналистами глава государства предложил не начинать разговор с сотрудником ГАИ с предложения дать взятку. Возможно, именно тот факт, что президент России озвучил данное предложение и сподвигло на проведение проверки.