В результате взрыва погибли два матроса британской атомной подводной лодки, которая принимала участие в учениях в Арктике, сообщает издание La Repubblica (перевод статьи опубликован на InoPressa.ru). Третий матрос получил ранения. Инцидент на борту субмарины произошел не с ядерным реактором, как сообщило министерство обороны Соединенного Королевства. Но о месте катастрофы ничего сказано не было.
Взрыв произошел на АПЛ Tireless, одной из семи подводных лодок класса Trafalgar SSN королевских ВМС. На ее борту уже была авария в 2000 году, когда треснул трубопровод охлаждающей системы реактора. По этой причине подводный корабль был немедленно снят с дежурства и отправлен в порт Гибралтара на длительный и сложный ремонт. Испанское правительство тогда неоднократно выражало протест Лондону из-за присутствия аварийной атомной подводной лодки, которая, по утверждениям Мадрида, могла даже взорваться в порту Гибралтара или стать источником радиоактивного загрязнения, представлявшего опасность для населения этого района.
В 2003 году АПЛ вновь потерпела аварию, столкнувшись с неким предметом в момент погружения. После этого инцидента подлодка вновь вошла в строй лишь в прошлом году. Она приписана к базе ВМС, расположенной в районе Плимута. Экипаж состоит из 140 человек, подлодка находится в строю 23 года, в ближайшем будущем она вместе с другими шестью подлодками своего класса должна была быть заменена более совершенными подводными кораблями нового типа.
Британские власти утверждают, что инцидент произошел в среду, что от взрыва не пострадали ни ядерный реактор, ни атомные ракеты, которыми оснащена АПЛ.
Подробности ЧП не известны, отмечает Страна.Ru. "Экипаж судна действовал быстро и профессионально, в результате носовому отсеку были нанесены лишь легкие повреждения", - говорится в сообщении министерста обороны Великобритании. В министерстве также отметили, что подобное оборудование установлено на всех аналогичных Tireless подводных лодках. "Его эксплуатация на других лодках запрещена до тех пор, пока не будут проведены проверки безопасности", - сообщило Минобороны.
Вместе с тем существуют опасения, что произошла утечка радиоактивных материалов в такой крайне важной для равновесия окружающей среды зоне, какой является Арктика. Непонятно, по какой иной причине могли погибнуть моряки или получить ранения в ходе учений. Сообщение об инциденте сразу же было передано ВВС и другими британскими телеканалами.
Министерство обороны уточнило, что взрыв произошел в системе очистки воздуха, в носовой части подлодки и не повредил ядерную установку, питающую Tireless. Источники в военном ведомстве также подчеркнули, что подводная лодка "быстро всплыла" и "не представляет собой никакой опасности".
Очевидно, взрыв произошел в тот момент, когда командир подлодки Иен Брекенридж приказал проверить исправность оборудования для очистки воздуха, пишет ПОЛИТ.РУ. Об этом газете «Тimes» сообщил специалист по субмаринам министерства обороны Великобритании капитан Майк Дэвис-Маркс. Как уточнили эксперты, система очистки воздуха используется моряками перед выходом на поверхность. Они собираются в отсеке, где установлена система и дышат поставляемым ею кислородом. Капитан судна уточнил, что угрозы взрыва ядерного реактора не было, поскольку он находится в 40 м от эпицентра взрыва.
«Это долг любого командующего - проверять все оборудование и, судя по всему, взрыв произошел во время проверки системы», - сказал Дэвис-Маркс, отметив, что предполагаемая проверка никак не была связана с опасениями, что система очистки воздуха неисправна.
Английские моряки сработали высокопрофессионально при взрыве на подлодке HMS Tireless в Арктике, считает председатель Совета Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников Игорь Курдин.
"Этот взрыв мог привести к гибели подводной лодки. Однако благодаря профессиональным действиям экипажа, это происшествие не привело к критическим последствиям. В том случае, если бы им не удалось справиться со сложившейся ситуацией, то последствия были бы непредсказуемы, поскольку подводная лодка ядерноопасный объект", - сказал Курдин в интервью РИА Новости.
Курдин также отметил профессионализм командира подводной лодки Иена Брекенриджа и добавил, что 15 лет назад встречался с ним. "В 1992 году, когда я был командиром подводной лодки на Северном флоте, к нам на военно-морскую базу в Североморске впервые после 1945 года зашла английская подводная лодка. Нас тогда пригласили в гости и экскурсию по подлодке вел штурман, который сейчас является командиром подлодки", - рассказал Курдин.
Он отметил, что аварии на подлодках, какой бы стране они не принадлежали, происходили и будут происходить всегда. "На сто процентов предотвратить аварии на подводных лодках, которые являются самым сложным техническим сооружением, нельзя. Важно выяснить причину аварии для того, чтобы подобные происшествия больше не происходили. В данном случае странно, что лодка не возвращается на базу", - сказал он.
Игорь Курдин напомнил, что английская подлодка-охотник была построена в 1985 году. "Ее главной целью является поиск наших ракетных подлодок. Год назад была проведена ее модернизация и оснащение ракетами Томогавк, способными нести ядерные боеголовки. Лодка была полностью укомплектована. В данном случае англичане говорят, что там нет ядерных боеголовок", - напомнил Курдин.
По словам Курдина, лодка проводила учения в Арктике и два дня до катастрофы всплывала на северном полюсе. В среду утром на ней произошла авария, связанная со взрывом установки по выработке кислорода, расположенной в носовой части лодки. "С чем был связан взрыв - это определит расследование англичан", - сказал Курдин.
Председатель совета петербургского клуба моряков-подводников выразил соболезнования английским подводникам. "Когда погиб "Курск" английские моряки оказывали нам самую большую поддержку. В связи со случившимся я выражаю коллегам свои соболезнования", - отметил Курдин.