Правительство России одобрило в целом законопроект "О платных автомобильных дорогах", сообщают «Известия». По словам министра транспорта Игоря Левитина, данный законопроект разграничивает полномочия между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в сфере ремонта, эксплуатации и обслуживания платных автомобильных дорог.
Принятие федерального закона "О платных автомобильных дорогах" позволит без дополнительных затрат со стороны бюджета расширить сеть автомобильных дорог России, а также получить дополнительный источник доходов, сообщает РИА Новости. Об этом говорится в материалах к заседанию правительства РФ, опубликованных на официальном сайте кабинета министров.
"Нормы законопроекта позволяют упорядочить отношения в данной области, что в свою очередь создаст условия для привлечения инвестиций в дорожную отрасль Российской Федерации", - говорится в материалах.
Согласно документу, потребности РФ в дорожном строительстве в настоящее время не могут быть в полной мере покрыты за счет государственных и муниципальных средств.
"В то же время, учитывая продолжающийся экономический рост, повышение уровня благосостояния населения, в настоящий момент в РФ сложились экономические и политические предпосылки для развития дорожной сети за счет строительства платных автомобильных дорог", - отмечается в материалах к заседанию.
Законопроект "О платных автомобильных дорогах" устанавливает, что платной дорогой является дорога общего пользования, в отношении которой принято решение об эксплуатации на платной основе. Платные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Отдельная статья законопроекта посвящена принципу бесплатного альтернативного проезда, который должен соблюдаться в любом случае при принятии решения об эксплуатации автодороги на платной основе.
Законопроект также предусматривает возможность строительства альтернативного бесплатного проезда в процессе строительства или реконструкции дороги, которая будет эксплуатироваться на платной основе. "Это позволит в полной мере обеспечить конституционные права граждан на свободу передвижения", - говорится в документе.
Для повышения инвестиционной привлекательности дорожной отрасли законопроект предусматривает возможность привлечения частных инвестиций в проекты строительства и эксплуатации платных автодорог. В этом случае привлечение частных инвесторов будет осуществляться на основе концессионных соглашений.
Законопроект также закрепляет гарантии прав пользователей платных автодорог. Помимо установленного принципа обязательного альтернативного бесплатного проезда, устанавливается регулирование платы за проезд по платным дорогам.
Пользователи автомобильных дорог готовы к разумной оплате проезда по трассам, имеющим более высокий уровень сервиса и позволяющим экономить время. Об этом, как передает корреспондент «Росбалта», заявил сегодня журналистам председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства, заметил, что законопроект противоречит некоторым положениям гражданского законодательства, сообщают «Ведомости». Например, понятие «имущественного комплекса», которым оперирует законопроект, не полностью соответствует Гражданскому кодексу, который использует понятия недвижимости и недвижимого имущества. В то же время он отметил, что законопроект может быть доработан в ходе рассмотрения в Государственной Думе. Он также призвал синхронизировать прохождение этого законопроекта с законопроектом, устанавливающим требования к аварийной сети, связи и специальному оповещению на дорогах.
Игорь Левитин ответил, что при согласовании в Минюсте требования к проезду с учетом наличия специальных знаков, аварийной связи и других технических средств будут установлены одинаковыми как к платным, так и бесплатным дорогам. Касаясь законопроекта о платных автомобильных дорогах, Левитин отметил, что «этот закон регулирует вопросы оплаты на дороге» и не касается других вопросов, регулируемых отдельными законодательными актами.
В свою очередь глава МЧС РФ Сергей Шойгу заявил, что данный законопроект не в полной мере согласован с МЧС, поскольку в нем не прописан порядок организации дежурств пожарных служб на платных дорогах, а также не отражено размещение вдоль дорог специальных технических средств, собщает РИА РБК.
Отвечая на замечание Шойгу, Левитин сообщил, что данные требования прописаны в общем законе "Об автомобильных дорогах", который в настоящее время находится на рассмотрении в Минюсте.
О своих планах по созданию сети обустроенных платных дорог уже заявило правительство Подмосковья. В частности, по словам первого замминистра транспорта Московской области Александра Митусова, в ближайшее время платной автомагистралью может стать Каширское шоссе. По его словам, для этого шоссе необходимо капитально отремонтировать, а также обустроить его трассу-дублер.
Кроме того, в настоящее время ведется строительство платной скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Общий объем инвестиций в проект строительства автомагистрали составляет 200-240 млрд руб. Срок окупаемости - 17 лет. Общая протяженность трассы составит 670 км. Планируется, что магистраль будет построена к 2011 году. Предполагаемая стоимость проезда по данному участку не должна превысить 1,5 руб. за километр.
Что касается непосредственно Москвы, то, по заявлению столичного градоначальника Юрия Лужкова, в ней платных дорог строиться не будет. Как считает мэр, такое нововведение целесообразно только при строительстве дорог, расположенных за пределами города. Также, по его мнению, можно ввести платные отрезки дороги для подъезда к аэропортам, например ко Внуково-2.
В настоящее время в РФ есть 900 км платных дорог - в Воронежской и Псковской областях, а также на Алтае,сообщает ИА Финмаркет. Кроме того, проводится комплекс мероприятий для реализации проекта создания платной соединительной автомобильной магистрали от МКАД до автомобильной магистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск в обход г. Одинцово. Подготовлен план мероприятий по реализации проекта поэтапного завершения строительства и ввода в эксплуатацию на платной основе федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" на участках км 21 - км 117 и км 330 - км 464.