Сегодня, 4 апреля, исполнилось бы 75 лет великому режиссеру Андрею Тарковскому, пишут «Новые известия». Мастер не дожил до своего юбилея ровно 20 лет. Он скончался от рака во Франции в декабре 1986 года. Похоронен был в Париже. На памятнике режиссера — надпись: «Человеку, который увидел ангела».
Ученик Михаила Ромма, он успел снять один короткометражный фильм («Каток и скрипка»), семь полнометражных («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия» и «Жертвоприношение») и один документальный («Время путешествий»). Также Андрей Тарковский поставил два театральных спектакля: «Гамлета» в столичном Ленкоме (1972) и оперу «Борис Годунов» в лондонском «Ковент-Гардене» (1983). С 1974 по 1984 год Андрей Тарковский преподавал режиссуру на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Как сообщают «Вести», о требовательности Тарковского к себе и актерам ходили легенды. За ночь режиссер мог переписать весь сценарий фильма. Анатолия Солоницына перед съемками в «Андрее Рублеве» он попросил три месяца не разговаривать, чтобы тот лучше вжился в образ. Тарковский заставлял красить стволы деревьев и листики кустарников, если они должны были попасть в кадр. На кастинге на роль маленького Тарковского в «Зеркале» режиссер просмотрел три с половиной тысячи мальчишек, пока не нашел настоящего двойника.
Народный артист России Николой Бурляев, которому посчастливилось играть в самых ранних работах Тарковского, - "Иваново детство" и "Андрей Рублев", сказал РИА Новости, что, по его мнению, фильмы Тарковского - это "источник живой воды".
"Андрей Тарковский - это Андрей Первозванный не только российского, но и мирового кино, - сказал Бурляев, - он был человеком глубоко верующим, всю свою жизнь ищущим Бога и идущим к Богу. Это ощущалось в каждой его картине".
Он отметил, что Тарковский - "это крупнейшая личность, режиссер, особенность и величие которого были уже очевидны в его первой картине "Иваново детство".
"Это почетное место за ним закрепил в кинематографе фильм "Андрей Рублев", включенный в десятку лучших картин всех времен и народов наравне с фильмами Чаплина, Эйзенштейна. Для многих крупнейших кинорежиссеров мира творчество Тарковского является примером. Об этом мне в личной беседе сказал Бертолуччи, а Кустурица признался, что для того, чтобы понять, что такое режиссура он десятки раз прокручивал фильм Тарковского "Андрей Рублев", - сказал Бурляев.
Фильмы Тарковского, обращенные к душе человека, поднимающие вечные темы, будут современны и необходимы всегда. Сейчас работы Тарковского собирают огромные очереди во всех странах мира.
"Для современной молодежи, привыкшей к поверхностному клиповому кинематографу с кровопролитиями и сексом, фильмы Тарковского - это прорыв наверх, это глоток воздуха, необходимый для жизни человека", - считает он.
Со своей стороны, Наталья Бондарчук, которая считает Тарковского своим учителем наравне с Сергеем Герасимовым, у которого она училась во ВГИКе, так сказала о нем: "Тарковский и поныне держит флаг истинного искусства, искусства навсегда. Все фильмы Андрея Арсеньевича, независимо от того, к какому времени относится их сюжет, обращены к будущему, к вечности, к Богу".
"Недаром "Солярис", где мне посчастливилось сниматься, получил в 1972 году не только главный приз Каннского фестиваля, но и награду протестантской католической церкви "За божественное начало в картине". С "Солярисом", признанным одним из лучших в мире творений в области кинематографа, мы объездили 52 страны. Ни один российский фильм, кроме картины моего отца "Война и мир" не удостаивался такого внимания и такой чести".
По словам Натальи Бондарчук, азы не только актерского мастерства, но и режиссуры, которой она сейчас занимается, она получила от совместной работы с Тарковским на фильме "Солярис".
"Я была не просто исполнительницей роли, актрисой в "Солярисе". Андрей Арсентьевич меня допускал даже в святую святых монтажную. Из его уст я получала первые советы по режиссуре. Но он всегда предупреждал меня - пока ты актриса тебя все будут любить, как только станешь режиссером - все будут ненавидеть. Жизнь и судьба самого Андрея Арсентьевича очень трудна и трагична", - сказала она.
Юбилейный вечер, посвященный 75-летию Андрея Тарковского, пройдет 4 апреля в столичном Центральном Доме литераторов (ЦДЛ). Об этом в интервью РИА Новости сообщил сын режиссера Андрей Андреевич Тарковский.
Он возглавляет Международный фонд имени Тарковского, который при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии проводит торжества в российской столице в честь выдающегося режиссера.
В преддверии юбилейного вечера, 3 апреля, в Музее кино показали фильм "Режиссер Андрей Тарковский". "Этот фильм - о том, как снималась картина "Жертвоприношение", - сказал в интервью РИА Новости Андрей Андреевич Тарковский. - Отец сам хотел, чтобы был такой фильм и попросил монтажера на картине Михаила Лещиловского снять процесс работы на камеру. Этот фильм - последний прижизненный киноматериал о Тарковском".
По словам Андрея Андреевича, на вечере в ЦДЛ будет впервые представлена киномузыкальная композиция "Посвящение Андрею Тарковскому", которая включает в себя фрагменты из фильмов режиссера, а также музыку Перголези, Перселла, Баха, а также используемые Тарковским в своих фильмах, а также вариации на темы барокко в исполнении итальянских и российских музыкантов, с участием солистки Большого театра Елены Новак.
Также Андрей Тарковский сказал, что впервые на вечере прозвучат отрывки из Дневников Андрея Арсеньевича Тарковского, которые читает известный актер Вениамин Смехов.
Помимо юбилейного вечера в ЦДЛ в рамках юбилейных торжеств в Москве состоится киновечер "Два Тарковских", который 7 апреля пройдет в киноклубе "Эльдар", а также двух ретроспектив. Первая - это фильмы самого Андрея Арсеньевича Тарковского, которые пройдут в Государственном центральном музее кино, а вторая - это программа любимых фильмов самого Тарковского, которые он по много раз пересматривал в кинотеатре "Иллюзион" там же они будут показаны и на этот раз.
"Тарковский был лидером целого поколения талантливых мастеров, пришедших в киноискусство в начале 1960-х годов со своими темами, проблемами, видением мира", - рассказал ИТАР-ТАСС авторитетный киновед Наум Клейман. Он является директором Государственного музея кино, организовавшего вместе с Международном фондом Андрея Тарковского нынешний смотр. "Ретроспектива призвана напомнить, какой значительный вклад творчество Тарковского внесло в развитие мирового кинематографа, обновление всего киноязыка", - добавил Клейман.
Он сообщил, что в программу вошли все фильмы режиссера, начиная с его дипломной работы, короткометражной ленты "Каток и скрипка", и дебютной картины "Иваново детство". В этом фильме "начинающему тогда режиссеру с редкой глубиной и достоверностью удалось показать, какое огромное влияние война оказывает на души и психику людей", отметил Клейман.
Стараниями Международного Фонда имени Андрея Тарковского были отреставрированы исходные материалы фильмов «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение» и отпечатаны новые, качественные копии, которые будут показаны в рамках ретроспективы, пишет КиноКадр. Зрители получат возможность увидеть и услышать произведения Тарковского в том виде, в котором задумал и создал их автор. Ретроспектива в Центральном доме художника продлится до 11 апреля
К юбилею классика издательский дом «Русь»-«Олимп» выпустил книгу-альбом «Андрей Тарковский в объективе Александра Антипенко». В издании представлены 250 фотографий Андрея Тарковского, его отца, жены, сына, друзей, среди которых актрисы Маргарита Терехова и Инна Чурикова, режиссёр Глеб Панфилов и многие другие. Кадры перемежаются титрами — цитатами Ингмара Бергмана, Дмитрия Лихачева, поэтическими строками Арсения Тарковского, воспоминаниями людей, работавших с мастером.
Все снимки сделаны профессиональным кинооператором Александром Антипенко, давним другом Тарковского, заслужившим доверие на «близкое вторжение фотокамеры» в святая святых: дом, дружбу, работу, вдохновенье великого классика.