Карта сайта  l  Сегодня на сайте  l  Сделать стартовой  l  Добавить в избранное l  RSS-версия  l  Рассылка  l  Отправить email    
 
 
   

В ЕврАзЭС подтвердили факт приостановления Узбекистаном членства в этой организации


Версия для печати 

Сегодня, 12 ноября, в ЕврАзЭС официально подтвердили факт приостановления Узбекистаном членства в этой организации. "В секретариат интеграционного комитета ЕврАзЭС 20 октября поступила нота МИД Узбекистана, препровождающая письмо президента Узбекистана Ислама Каримова с уведомлением о приостановлении Республикой Узбекистан своего членства в ЕврАзЭС", - цитирует «Интерфакс» официальное сообщении пресс-службы ЕврАзЭС.

"Уведомление президента Каримова было направлено главам государств-членов ЕврАзЭС", - отмечается в сообщении.

Информация о том, что узбекское руководство объявило о выходе из экономического блока, прошла по каналам накануне вечером. «В Ташкенте давно высказывались по поводу того, что эта организация не очень действенная», – рассказал агентству «Интерфакс» источник на Смоленской площади. Он заметил, что узбекское руководство даже предлагало для эффективности объединить структуры ЕврАзЭС и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). «Может быть, идея и хорошая, но она несколько преждевременна. Ведь сначала надо дождаться момента, когда эти организации нормально заработают», – отметил в связи с этим собеседник агентства.

В Москве «спокойно относятся к этому решению Узбекистана», заверяет источник. «Мы не собираемся ни нервничать, ни скандалить по этому поводу», – отметили на Смоленской площади.

Выход из ЕврАзЭС Узбекистан объясняет неэффективной деятельностью организации, и, как следствие, бессмысленностью пребывания в ней, пишет «Независимая газета». Как утверждает официальный Ташкент, конкретных дивидендов от членства в организации нет никаких, поэтому предпочтение будет отдано сотрудничеству на двусторонней основе. По мнению руководства республики, на пространстве СНГ параллельно функционируют две организации - ЕврАзЭС и ОДКБ, и было бы рационально объединить эти структуры. Однако источник в МИДе РФ заметил «НГ», что «ОДКБ и ЕврАзЭС – две различные организации с различными функциями, и на нынешнем этапе их объединение не представляется возможным». По его словам, в Москве к решению Ташкента отнеслись спокойно, поскольку речь пока идет о приостановке деятельности. «В любом случае ЕврАзЭС не потеряет сильно, поскольку, числясь с 2006 года в альянсе, Узбекистан до сих пор не ратифицировал все соглашения», – заявил «НГ» собеседник.

Решение Ташкента о выходе из организации, как сказали «НГ» в аппарате ЕврАзЭС, не стало большим сюрпризом. «В принципе дело шло к этому. Например, в октябре Ташкент не поставил визу для реализации одного из проектов. Впрочем, и под рядом других документов Узбекистан не торопился ставить свою подпись», – сказали «НГ» в аппарате ЕврАзЭС.

«Узбекистан, видимо, решил пойти своим особым путем. Выход из ЕврАзЭС не объясняется ни логически, ни экономической политикой республики, ни ее внешней политикой», – заявил «НГ» эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов. По его мнению, возможно, корень решения президента Ислама Каримова следует искать в желании наладить крепкие связи с новой администрацией США, которая, как предполагается, будет развивать энергетические проекты со странами Центральной Азии, а также может помочь в разрешении проблемы использования водных ресурсов региона. «Для завоевания симпатии Вашингтона Ташкент мог принести такую своеобразную жертву», – предположил Солозобов.

Версию «водного фактора» разделяет аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. По его мнению, демарш Узбекистана вызван тем, что в рамках ЕврАзЭС стране не удалось добиться хотя бы понимания своей позиции по вопросу использования водных ресурсов региона. «Ташкент неоднократно на разных форумах обращался с предложением урегулировать водную проблему. Его позиция заключалась в отказе от строительства гигантских гидроэнергетических сооружений на трансграничных реках, к которым он требовал отнести Амударью, Сырдарью и их притоки. Ислам Каримов не нашел понимания в этом ни в регионе, не в формате ЕврАзЭС», – заявил «НГ» Куртов.

По другой версии, в выходе Узбекистана из ЕврАзЭС нашли отражение особенности экономической политики, проводимой Исламом Каримовым. Узбекистан отстал от своего соседа Казахстана, с кем конкурирует за лидерство в регионе. В этих условиях некоторые положения ЕврАзЭС (например, о введении единого таможенного тарифа) Узбекистан попросту не устраивают: экономика этой страны базируется на жестком государственном регулировании, и те действия, которые выравнивают положение Казахстана, России, Белоруссии внутри самой ЕврАзЭС, экономика Узбекистана не выдержит.

«Политически мотивированным» уверенно называет решение Узбекистана вице-президент и руководитель департамента стран СНГ Центра политтехнологий Сергей Михеев, отмечает ИА «Росбалт». По его словам, ходят слухи о переговорах официального Ташкента с Западом по поводу участия Узбекистана в строительстве и использовании газопровода Nabucco и еще ряде энергетических проектов, альтернативных российским, а также о предоставлении республике льготных кредитов. Тут необходимо напомнить, что недавно Евросоюз приостановил санкции против Узбекистана. Кроме того, президента Узбекистана Ислама Каримова вряд ли удовлетворяет ориентация России на Казахстан как ключевого партнера в Средней Азии, не исключает Михеев.

И сейчас, уже не в первый раз, Ислам Каримов «делает резкое движения маятника в обратную сторону» — от России на Запад, уверен эксперт. Возможно, «с приходом Обамы Каримов надеется, что ему удастся заново выстроить отношения с Западом, разрушенные после подавления выступлений в городе Андижан», предполагает Михеев. Однако своими действиями Каримов только рискует заработать репутацию ненадежного партнера, которому перестанет доверять как Россия, так и Запад, резюмирует он.

Действительно, если узбекский лидер Ислам Каримов, после заключения фактически союзнического договора с Россией готов обменять партнерство с Москвой на финансовую помощь Запада, то у России вряд ли в обозримом будущем появится желание вновь пытаться построить дружеские отношения с этой среднеазиатской страной. А отношения с Казахстаном как ключевым партнером в регионе естественным образом только укрепятся.

Хотя логично было бы ожидать какого-то сопоставимого по значимости ответа со стороны Москвы. Например, он может касаться закупок узбекского газа и поставок его по российским трубопроводам в Европу. Или допуска в Россию граждан Узбекистана, приезжающих на заработки. Если никакого ответа не последует, то Россия вновь проявит себя как слабая держава, выбирающая своими партерами не тех, в ком она заинтересована, а тех, кто готов с ней «дружить», исходя из своих сиюминутных соображений.

Специалисты по центральноазиатскому региону к решению Ташкента относятся совершенно спокойно, связывая его со своеобразной внешнеполитической линией узбекского руководителя Ислама Каримова, отмечает «Газета.Ru».

Специалист по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что к «внешнеполитическим эскападам режима Каримова» в мире «давно привыкли». «Подобное решение «навязано» представлениями Каримова о том, как устроен мир. Никто из его внешнеполитических партнеров не предложил бы ему активизацию сотрудничества только в обмен на выход из ориентированных на Россию организаций», – считает эксперт. «У империи нет союзников, а есть интересы» – именно так, по мнению гендиректора Центра по изучению политических процессов в СНГ при МГУ Алексея Власова, привыкли думать в Ташкенте. Такой подход, считает эксперт, вряд ли найдет понимание у возможных партнеров Каримова на Западе, учитывая, что Узбекистан уже дважды за последние десять лет менял свою внешнеполитическую линию.

Вместе с Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией Узбекистан создал в 1999 году блок ГУУАМ, многими считавшийся антироссийским. Тогда же Ташкент покинул и ОДКБ. Однако к 2005 году похолодание в отношениях Каримова с Москвой сразу же закончилось, стоило Западу раскритиковать его за подавление народных выступлений в Андижане. Узбекистан вернулся и в ОДКБ, и вошел в ЕврАзЭС, другой региональный союз, у истоков которого стояла Москва.

В то же время, если смотреть на случившееся не через призму «большой игры» между Западом и Москвой в Средней Азии, то с экономической точки зрения у Ташкента были свои резоны покинуть ЕврАзЭС.%

«Эта организация оказалось весьма эфемерной», – считает Дубнов, ведь Узбекистан «не дождался ответа на свои ожидания по решению водно-энергетических проблем». К тому же Каримова может уязвить то, что его страна не была допущена к Таможенному союзу внутри ЕврАзЭС, в который вошли лишь Белоруссия, Казахстан и Россия.

«Узбекистан никуда не денется от сотрудничества с Россией», – уверен Дубнов. Это же с оговорками подтвердил и президент Каримов, принимавший на прошлой неделе у себя болгарского коллегу Георгия Пырванова. Тот оказался первым за три года европейским лидером, посетившим Ташкент, что вместе с недавним снятием санкций Евросоюза с Узбекистана заставило экспертов заговорить о новом «медовом месяце» Каримова с Западом.

Болгарский лидер приезжал в Узбекистан, чтобы пригласить Ташкент к участию в прокладке трубопровода «Набукко», который должен связать страны Центральной Азии с Европой через Турцию. Пырванов признался тогда, что претворение в жизнь этой идеи сталкивается с проблемами, в частности, с «противодействием ряда международных субъектов, не заинтересованных в том, чтобы такой проект был реализован». Наиболее активную критику предложения действительно допускала Россия.

Однако результаты той встречи оказались, скорее, двойственными. «Узбекистан продает газ только России», – заметил Каримов на пресс-конференции, хотя и намекнул, что Ташкент готов ближе присмотреться к системе центральноевропейских газопроводов, призванных доставлять газ в Европу в обход России. «До настоящего времени Узбекистан не участвовал в проектах, по которым узбекский газ мог бы реализовываться в альтернативном направлении. Я над этим буду думать», – заявил Каримов.

Однако, по мнению Власова, говорить о перспективах «эффективного диалога Узбекистана с Западом» представляется «преждевременным». Во многом нынешнее решение Ташкента «тактическое» и может восприниматься как «часть торга, который ведут Узбекистан, Казахстан и Туркмения», борясь за внимание со стороны как России, так и европейских партнеров. «Подключение Ташкента к системе доставки газа в Европу не критический фактор, – согласен Дубнов. – Гораздо важнее содействие Узбекистана международной операции в Афганистане, ведь и сейчас немецкие люфтваффе получают логистическую поддержку через базу в Термезе».

Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры Евгения Войко назвала решение Ташкента имиджевым ударом по позициям Москвы в регионе. Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин не раз называли ЕврАзЭС «интеграционной площадкой на постсоветском пространстве по экономическим интересам». Если военные вопросы в регионе решались в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), то ЕврАзЭС объединило в себе круг российских союзников в сфере экономики.

«Желание Узбекистана покинуть эту организацию свидетельствует о том, что со стороны узбекских элит, до последнего момента лояльных по отношению к России, создается центробежная тенденция, что неутешительно», – сказала Евгения Войко газете «Взгляд».

Во многих столицах стран - членов ЕврАзЭС демарш Ташкента вызовет скорее облегчение, нежели раздражение, пишет «Время новостей». Ведь, по мнению многих экспертов, Узбекистан тормозил реальный процесс экономической интеграции. На состоявшихся в феврале 2006 года в Госдуме слушаниях, где обсуждались возможные последствия вступления Узбекистана в ЕврАзЭС, начальник одного из департаментов Минэкономразвития Виктор Спасский, как цитирует его агентство «Регнум», деликатно заметил, что «новые условия немного ухудшают нам жизнь», поскольку вступление Узбекистана предусматривает его присоединение к ряду соглашений, подписанных остальными пятью членами ЕврАзЭС, их ратификацию, «а это серьезная работа».

Чиновник как в воду глядел. Ташкент к сегодняшнему дню так и не завершил эту работу, которую он обещал сделать до конца 2006 года. Неподписанными остались некоторые соглашения, которых в первую очередь ожидали от него соседи -- Таджикистан и Киргизия. Речь идет о документах, предписывающих открытие границ, свободное перемещение людей, товаров и капиталов. Достаточно было бы и напомнить о том, что до сих пор остаются неразминированными участки границ Узбекистана с этими странами.

Так что если и справедливо разочарование Ташкента уровнем сотрудничества с партнерами по ЕврАзЭС, то следует признать, что и они вправе упрекнуть, что обещания узбекского руководства сделать все, чтобы «оправдать надежды», не были выполнены. Впрочем, на постсоветском пространстве к импульсивности принимаемых в Ташкенте решений уже привыкли. Узбекистан выходил в 1999 году из Договора о коллективной безопасности СНГ, разочаровавшись в политике ельцинского руководства в России, и примкнул к учрежденному в Вашингтоне сообществу ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), превратив его в ГУУАМ. Спустя несколько лет, будучи недовольным политизацией этой структуры, Ташкент вышел из нее. Потом снова вступил в ОДКБ. Теперь естественным кажется вопрос о том, когда Узбекистан, разочаровавшись в ней, во второй раз покинет ее ряды. И не наступит ли за этим очередь выходить из Шанхайской организации сотрудничества?




  • Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
  • Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
  • Пустое место как источник международной напряженности
  • «Антипиратский закон» принят в окончательном варианте
  • Отставка Якунина: А был ли хакер?


  • Новости партнеров:

  •   Хомяков: Ходорковский не сможет уйти из политики

      Филатов: «У попа была собака, он ее …»

      Джемаль: Разбавленный Троцкий, Мордор и сортир

      Ремизов: Путин проводит точечную перенастройку системы

      Данилин: Фейк-митинг – закономерный итог года

    Рейтинг политических лидеров и неудачников недели (11 – 17 июня)
    Рейтинг политических лидеров возглавил министр МВД Колокольцев, по инициативе которого в ведомстве произошли существенные кадровые перестановки. Первую позицию в рейтинге неудачников заняли глава СК РФ Бастрыкин и главред «Новой газеты» Муратов, понесшие репутационные потери после скандальной истории об угрозах в адрес журналиста Соколова   подробнее 


    Все материалы раздела 


    Кирилл Иванов
    Молдавский кукловод
      подробнее 

    Роман Коноплев
    Приднестровье – форпост России или бандитский концлагерь?
    Глава Приднестровья Евгений Шевчук направил в Верховный совет ПМР законопроекты, направленные на повышение ответственности за клевету. Он требует рассмотреть их в режиме законодательной необходимости в срочном порядке.   подробнее 

    Кирилл Иванов
    Дудогло готов на многое. На грязи не остановится
    Кампания по выборам башкана (главы администрации) Гагаузской автономии на юге Молдовы вступила в самую горячую (а вернее сказать — грязную фазу).   подробнее 


    Вся аналитика 



    Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
    В отличие от старых игровых автоматов, где игрок должен был соревноваться с другими игроками, теперь имеется возможность сконцентрироваться именно на выполнении одиночных миссий.   подробнее 

    Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
    Бунин не исключает, что таким образом готовится место для Дмитрия Медведева. Однако, учитывая, что Медведев — человек амбициозный, Владимир Путин может предпочесть увидеть на этом месте более управляемого человека.   подробнее 

    Пустое место как источник международной напряженности
    Россия не имеет никакого касательства ни к бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену, ни к его перемещению по миру, он не пересекал границу РФ, заявил на пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров.   подробнее 


    Все материалы раздела 




       Кадыров опубликовал видео, где Михаил Касьянов показан под снайперским прицелом

       Михаила Касьянова во Владимире закидали яйцами

       Правозащитная организация «Агора» ликвидирована по иску Минюста

       Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск по линии Интерпола

       Выборы президента США в 2016 году

       Кризис в России

       Ведущий Тимур Кизяков вошел в высший совет «Единой России»

       Ангела Меркель поддержала предложение президента Украины продлить санкции против России

       Pussy Riot сняли клип про Чайку

       Минюст РФ включил рязанский «Мемориал» в реестр иностранных агентов

    Все сюжеты 





    © «Lentacom.ru», 2005-2006.
    При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Lentacom.ru» обязательна.
    Информация о проекте:
    Реклама на «Lentacom.ru»:
    Адрес для пресс-релизов:
    .  .