Карта сайта  l  Сегодня на сайте  l  Сделать стартовой  l  Добавить в избранное l  RSS-версия  l  Рассылка  l  Отправить email    
 
 
   

Семь стран – участниц Договора о коллективной безопасности создадут силы быстрого реагирования


Версия для печати 

ОДКБ превращается из политической структуры в организацию, которая займется ликвидацией наркотической угрозы, исходящей от Афганистана, и борьбой с исламистами в Центральной Азии. Эти направления деятельности утверждены в Москве на саммите ОДКБ. Для решения поставленных задач семь стран – участниц Договора о коллективной безопасности создадут силы быстрого реагирования, которые также пригодятся на случай природных и техногенных катастроф, пишет газета «Взгляд».

Главным итогом саммита, как и ожидалось, стало подписание лидерами стран ОДКБ проекта решения по формированию коллективных сил оперативного реагирования. Об этом заявил президент России Дмитрий Медведев.

«Мы согласовали проект решения по формированию коллективных сил, – сказал Медведев на пленарном заседании Организации. – Все сошлись в необходимости решения этого вопроса». Как отмечает ИТАР-ТАСС, российский лидер поблагодарил коллег за конструктивную работу.

Саммит ОДКБ в Кремле собрал президентов России – Дмитрия Медведева, Армении – Сержа Саргсяна, Белоруссии – Александра Лукашенко, Казахстана – Нурсултана Назарбаева, Киргизии – Курманбека Бакиева. Также присутствовали президенты Таджикистана – Эмомали Рахмон, Узбекистана – Ислам Каримов, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, сообщает «Взгляд».

Председательствующий в ОДКБ Серж Саргсян заметил, что «создание коллективных сил оперативного реагирования направлено на укрепление военной составляющей ОДКБ». «Это поможет также укрепить наш потенциал», – уверен он.

Ранее помощник президента России Сергей Приходько сообщил, что коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ будут отражать военные агрессии и проводить спецоперации по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма. Еще они должны бороться с «транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Сейчас у каждого члена ОДКБ есть собственные силы быстрого реагирования на случай возникновения общих угроз. «Отличием предлагаемых коллективных сил будет то, что они будут иметь место постоянной дислокации на территории России, куда и будут придаваться силы других стран», – отметил Приходько.

Предположительно новые силы будут созданы на базе 98-й гвардейской дивизии Воздушно-десантных войск в Ивановской области и 31-й гвардейской штурмовой бригады ВДВ в Ульяновске. Есть идея придать им на конечной стадии силы МЧС и МВД.

Из текста принятого сегодня соглашения о создании коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ трудно понять, прослеживается ли в планах нового военного союза антинатовская направленность, а также расшифровать "пункт" о пресечении этим альянсом неких военных агрессий в отношении участников нового военного альянса, отмечает ПРАЙМ-ТАСС.

Открытым остается и вопрос о том, что появление военной структуры в рамках ОДКБ призвано также укрепить политический союз РФ и стран-участников организации, учитывая попытки стран Запада выборочно влиять на отдельных членов ОДКБ с целью закрепления своего военного присутствия на их территориях.

Между тем создание КСОР может натолкнуться на ряд препятствий юридического характера: законодательства некоторых стран - членов ОДКБ запрещают участие в военных блоках. Кроме того, конкретная схема финансирования коллективных вооруженных сил пока еще не определена.

В СМИ сообщалось также, что в рамках подготовки соглашения по КСОР обсуждалась возможность использования КСОР не только в сугубо военных случаях, но и при возникновении "кризисных ситуаций". Следует ли причислять к таковым, например, "цветные" революции в странах Содружества, не ясно. Разъяснений на этот счет пока нет. Не исключено, что КСОР можно будет использовать как коллективные силы правопорядка. Такая перспектива также вызовет дискуссии в странах-участницах.

Но совершенно понятно, что у России объективно есть интересы в Центральной Азии, не всегда совпадающие с намерениями других стран, не входящих ни в ОДКБ, ни в ШОС. Если Россия хочет решать региональные конфликты с помощью КСОР, то эта "затея", безусловно, вызовет крайне негативную реакцию на Западе, в частности, в НАТО. Но к недовольству Альянса, а также США РФ конечно же готова, правда, непонятно, как проект КСОР отразится на процессе налаживания отношений РФ с НАТО.

Куда более интригующе звучит вопрос о том, можно ли создать некий военный союз с участием стран-членов ОДКБ в ситуации, когда у частников этой организации нет единого понимания такой проблемы, как усиление присутствия США в отдельных регионах мира в противовес наращивания там присутствия России? В частности, военная операция в Южной Осетии с участием российских военных так и не получила однозначно заявленного одобрения со стороны абсолютно всех стран СНГ. Ни один из членов ОДКБ так и не поддержал РФ в ее решении о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, а признание агрессии Грузии по отношении к Южной Осетии нашими партнерами по ОДКБ выглядело, мягко говоря, вымученным.

Несмотря на то, что в Москве пытаются не акцентировать тему противопоставления КСОР НАТО, по крайней мере, сейчас, "антинатовский" подтекст неизменно будет сопровождать процесс становления единого военного союза на базе ОДКБ.

Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС заведующий отделом Института политического военного анализа Александр Храмчихин, "сегодня ни Казахстан, ни Киргизия, ни Армения, ни другие члены ОДКБ не видят угроз для себя со стороны НАТО. Более того, НАТО сейчас защищает их от талибов". По его словам, "Россия пытается выдавливать НАТО из Центральной Азии, на примере, Манаса это видно, в определенном смысле вопреки собственным интересам в этом регионе, повышая нестабильность в данной точке мира". Скорее всего, Москва по-прежнему делает ставку на союзнические настроения участников СНГ, опираясь на политические реалии советских времен, что ошибочно, это постсоветские комплексы. Если Россия и будет готова защищать наших партнеров в рамках некого военного союза от каких-либо внешних или внутренних угроз, то они /партнеры по КСОР/ делать этого явно не будут". С этим замечанием А.Храмчихина можно и поспорить. Но трудно не признать справедливость его замечаний о том, что "явно бросается в глаза несоответствие военного потенциала России и остальных участников военного союза. Это значит, что наши союзники попросят нас полностью профинансировать модернизацию их военных структур, причем, если не бесплатно, то уж точно по внутрироссийским ценам. При этом, повторюсь, надеется на то, что они кинуться защищать российские интересы в том или ином региональном конфликте, нет. Скорее всего, контингент Коллективных сил быстрого реагирования будут состоять преимущественно из российских воинских подразделений. Я считаю, что члены ОДКБ заявили о готовности обсуждать вопрос о создании нового военного союза только ради финансовых вливаний со стороны России. В Москву они приехали за деньгами".

Идею о необходимости усилить военную составляющую ОДКБ огласил президент РФ Дмитрий Медведев на московском саммите "семерки" 6 сентября прошлого года, когда после войны с Грузией Россия оказалась на грани масштабного противостояния с Западом, пишет «Коммерсант». Господин Медведев тогда пообещал "наращивать военную составляющую ОДКБ" и "углублять коалиционное военное строительство".

Реализацию этих планов в Москве решили не откладывать в долгий ящик. 19 декабря в курортном местечке Боровое под Астаной состоялась неформальная встреча президентов России, Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана, участники которой в целом одобрили идею создания коллективных сил оперативного реагирования под эгидой ОДКБ. Ключевую роль в принятии этого решения сыграли Дмитрий Медведев и казахский лидер Нурсултан Назарбаев. "Предложения обсуждались на нашей территории, а значит, мы с ними согласны",— объяснил "Ъ" позицию Астаны Ержан Ашикбаев.

Заручившись поддержкой большинства союзников, Москва стала форсировать принятие формального решения по созданию КСОР. Дмитрий Медведев отдельно провел разъяснительную работу с президентами Белоруссии и Узбекистана Александром Лукашенко и Исламом Каримовым, которые проигнорировали встречу в Боровом. К узбекскому лидеру президент РФ съездил с государственным визитом 22 января, а с белорусским коллегой сначала обстоятельно пообщался в конце января по телефону, а вчера — в рамках заседания высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии.

В результате Александр Лукашенко отошел от первоначальной уклончивой позиции в отношении КСОР и согласился не только на их создание, но и на участие в них белорусского контингента. А вот Ислам Каримов, судя по некоторым сигналам из его окружения, по-прежнему относится к идее КСОР довольно сдержанно. Но и он дал понять, что не станет блокировать их создание,— на данный момент это вполне устраивает Кремль.

Впрочем, за несколько дней до саммита возникло неожиданное препятствие, поставившее под угрозу его успешное проведение. В минувшую субботу стало известно, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон не приедет в Москву - ни на встречу с Дмитрием Медведевым 2 февраля, ни на саммиты ОДКБ и ЕврАзЭС в среду и четверг. Формальной причиной отказа была названа "сложная энергетическая ситуация" в Таджикистане. Но на самом деле в Душанбе не скрывали недовольства "проузбекской" позицией Москвы в вопросе о строительстве Рогунской ГЭС. Отсутствие одного из лидеров стран-членов ОДКБ на московском саммите означало, что создание КСОР придется отложить.

Это явно не входило в планы Кремля. По информации "Ъ", на обработку Эмомали Рахмона были брошены все силы, включая киргизского президента Курманбека Бакиева, который по просьбе Москвы связался по телефону с таджикским лидером. И вот вчера МИД Таджикистана сообщил, что Эмомали Рахмон все-таки вылетает в Москву. Последнее препятствие на пути к созданию КСОР было снято.

Впрочем, прежде чем превратить ОДКБ в полноценный военный блок, лидерам стран альянса предстоит подумать, как сделать так, чтобы участие в КСОР не противоречило национальным законодательствам. "В конституциях некоторых государств "семерки" прописано неучастие национальных вооруженных сил в военных блоках. Это должно быть учтено, чтобы не было никаких противоречий",— сообщил Ержан Ашикбаев.

Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин назвал «серьезным шагом вперед» появление сил оперативного реагирования ОДКБ. По его словам, батальонная система просто обозначала силу, и организация больше выступала как политическая организация, а не та, «которая подкреплена военными подразделениями».

«Естественно, что это должно быть мощное соединение всех стран», – сказал Анохин газете «Взгляд». Однако он не видит логики в инициативе Дмитрия Рогозина связать размещение сил ОДКБ в Киргизии после вывода оттуда американской базы. «Это два процесса, которые могут идти параллельно, и не надо ждать, когда кто-то уйдет», – уверен эксперт.

Что касается угроз в регионе, то они, утверждает Владимир Анохин, не новые, а старые: это проблема Афганистана и исламистов. Но на первом месте стоит борьба с наркотрафиком из Афганистана, который «производит 93% опийной группы героина».

«Американцы будут наращивать это производство, потому что процесс находится под контролем американцев. Создание соединений ОДКБ – это серьезный шаг для предотвращения расползания наркотиков по всему миру и исламской угрозы на пространствах Центральной Азии», – подытожил эксперт.

«Газета.Ru» отмечает, что накануне Бишкек получил от Москвы сверхльготный кредит в $2 млрд. В его составе есть $300 млн на поддержание устойчивости финансовой системы Киргизии под 0,75% годовых сроком на 40 лет с отсрочкой в семь лет. Еще $1,7 млрд Россия планирует направить в Киргизию в виде прямых инвестиций на строительство энергетических объектов. Полностью списан долг Бишкека (частью – в материальной форме). Также Бакиев увез $150 млн безвозмездной помощи.

Киргизия отплатила за это закрытием американской военной базы Манас под Бишкеком.

Лукашенко также получил гарантии получения второго транша ранее обещанного антикризисного кредита в $2 млрд (первый миллиард из его состава был переведен еще осенью), а также обещания подумать над дополнительным кредитом в 100 млрд рублей.

Как и на сентябрьском саммите, страны ОДКБ не признают независимость Южной Осетии и Абхазии. Россия, похоже, уже смирилась с этим, и глава МИДа Сергей Лавров 2 февраля заявил, что «официальное признание Абхазии и Южной Осетии государствами – членами ОДКБ — это суверенное дело каждого». Правда, Москва, как уже писала «Газета.Ru», еще рассчитывает, что большие кредиты заставят пойти навстречу Москве белорусского президента. Однако рассмотрение вопроса о признании независимости в парламенте Белоруссии намечено только на начало апреля.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты считают, что страны СНГ сейчас видят в России лишь донора, а о реальной интеграции в рамках ОДКБ или ЕврАзЭC говорить не приходится.

Определенным успехом Москвы можно считать уже тот факт, что на саммиты приехали лидеры всех стран – участниц ОДКБ и ЕврАзЭC. Движение узбекского президента Каримова к выходу из этих структур, видимо, приостановил в ходе своего январского визита Медведев.

«На пространстве СНГ мы наблюдаем процесс дезинтеграции. Шаги Узбекистана по самоисключению из формата ЕврАзЭС и ОДКБ, демонстративная нерешительность Рахмона в вопросе, ехать ли вообще в Москву, – все доказывает, что нынешние встречи будут проходить под звон фанфар, но за ними будет второе дно», – уверен член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. По мнению гендиректора Центра по изучению политических процессов в СНГ Алексея Власова, внутри ОДКБ и ЕврАзЭC кипят противоречия.

«Вырисовывается пока ось Москва – Астана – Бишкек», – суммирует Власов. Пока что все игроки, по его словам, заинтересованы в том, чтобы Россия выступила на правах инвестора, вкладывающегося в терпящие крах постсоветские экономики. «Но, насколько Москва останется донором или постарается построить отношения на взаимовыгодной основе, покажет время», – заключает политолог.

Малашенко считает, что «реальная перспектива интеграции существует между Казахстаном и Россией», однако Киргизия, по его мнению, «не то государство, которое определяет интеграцию».

Другие страны, по мнению Власова, до конца не определились со своим отношением к интеграции в рамках ОДКБ и ЕврАзЭс. Белорусского президента Лукашенко кризис, например, подталкивает к принятию подобного пути интеграции. «Если, конечно, он реально оценивает экономический потенциал своей страны в нынешних условиях», – замечает Власов.

Поскольку ОДКБ – это военно-политический союз, президенты вновь обсудят идею создания Коллективных сил оперативного реагирования. Соответствующее соглашение было подписано еще в 2006 году, однако только в феврале, аккурат к саммиту, Медведев направил его в Госдуму на ратификацию. Кроме того, будет обсуждаться и бюджет ОДКБ на 2009 год, а также борьба с незаконной миграцией в условиях мирового экономического кризиса.




  • Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
  • Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
  • Пустое место как источник международной напряженности
  • «Антипиратский закон» принят в окончательном варианте
  • Отставка Якунина: А был ли хакер?


  • Новости партнеров:

  •   Хомяков: Ходорковский не сможет уйти из политики

      Филатов: «У попа была собака, он ее …»

      Джемаль: Разбавленный Троцкий, Мордор и сортир

      Ремизов: Путин проводит точечную перенастройку системы

      Данилин: Фейк-митинг – закономерный итог года

    Рейтинг политических лидеров и неудачников недели (11 – 17 июня)
    Рейтинг политических лидеров возглавил министр МВД Колокольцев, по инициативе которого в ведомстве произошли существенные кадровые перестановки. Первую позицию в рейтинге неудачников заняли глава СК РФ Бастрыкин и главред «Новой газеты» Муратов, понесшие репутационные потери после скандальной истории об угрозах в адрес журналиста Соколова   подробнее 


    Все материалы раздела 


    Кирилл Иванов
    Молдавский кукловод
      подробнее 

    Роман Коноплев
    Приднестровье – форпост России или бандитский концлагерь?
    Глава Приднестровья Евгений Шевчук направил в Верховный совет ПМР законопроекты, направленные на повышение ответственности за клевету. Он требует рассмотреть их в режиме законодательной необходимости в срочном порядке.   подробнее 

    Кирилл Иванов
    Дудогло готов на многое. На грязи не остановится
    Кампания по выборам башкана (главы администрации) Гагаузской автономии на юге Молдовы вступила в самую горячую (а вернее сказать — грязную фазу).   подробнее 


    Вся аналитика 



    Онлайн казино Casino Room запустило слоты с новыми возможностями
    В отличие от старых игровых автоматов, где игрок должен был соревноваться с другими игроками, теперь имеется возможность сконцентрироваться именно на выполнении одиночных миссий.   подробнее 

    Эксперты сомневаются в необходимости объединения ВС и ВАС
    Бунин не исключает, что таким образом готовится место для Дмитрия Медведева. Однако, учитывая, что Медведев — человек амбициозный, Владимир Путин может предпочесть увидеть на этом месте более управляемого человека.   подробнее 

    Пустое место как источник международной напряженности
    Россия не имеет никакого касательства ни к бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену, ни к его перемещению по миру, он не пересекал границу РФ, заявил на пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров.   подробнее 


    Все материалы раздела 




       Кадыров опубликовал видео, где Михаил Касьянов показан под снайперским прицелом

       Михаила Касьянова во Владимире закидали яйцами

       Правозащитная организация «Агора» ликвидирована по иску Минюста

       Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск по линии Интерпола

       Выборы президента США в 2016 году

       Кризис в России

       Ведущий Тимур Кизяков вошел в высший совет «Единой России»

       Ангела Меркель поддержала предложение президента Украины продлить санкции против России

       Pussy Riot сняли клип про Чайку

       Минюст РФ включил рязанский «Мемориал» в реестр иностранных агентов

    Все сюжеты 





    © «Lentacom.ru», 2005-2006.
    При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Lentacom.ru» обязательна.
    Информация о проекте:
    Реклама на «Lentacom.ru»:
    Адрес для пресс-релизов:
    .  .