При очередном испытательном пуске межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» морского базирования произошел технический сбой в работе двигателя третьей ступени. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили 10 декабря в Управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ.
"9 декабря с борта атомного подводного ракетного крейсера "Дмитрий Донской" в рамках летно-конструкторских испытаний из акватории Белого моря был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" из подводного положения", - сообщили в Минобороны. "После возвращения корабля на базу были изучены данные телеметрического контроля в ходе пуска. По результатам изучения установлено, что первые две ступени ракеты отработали в штатном режиме, однако на последующем, третьем этапе траектории полета произошел технический сбой", - сказали в военном ведомстве.
"По данным контроля, зафиксирована неустойчивая работа двигателя третьей ступени ракеты", - отметили в Минобороны. При предыдущих испытаниях ракеты "Булава" технический сбой происходил при работе первой ступени ракеты, напомнили в Управлении.
При этом вчера в Министерстве обороны РФ и Главном штабе ВМФ отказались подтверждать даже сам факт испытаний, отмечает «Коммерсант». Ракету заметили норвежцы. На норвежском сайте vgtv.no выложена видеосъемка полета некоего вращающегося и светящегося объекта, который был замечен жителями города Тромсе на востоке страны 9 декабря примерно в 7.45 утра по местному времени. Поскольку в начале декабря ожидался очередной испытательный пуск морской баллистической ракеты "Булава", возникла версия, что норвежцы увидели именно его. Траектория же полета "объекта" позволяла предположить, что пуск был неудачным.
Напомним, что до сих пор официально сообщалось об 11 пусках "Булавы" с борта "Донского". Из них шесть были неудачными, а еще три — "частично успешными". После последней неудачи, 15 июля нынешнего года, подал в отставку директор Института теплотехники Юрий Соломонов. Сейчас он продолжает работу над проектом, сохранив за собой пост генконструктора.
Двадцать третьего сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлен успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности ее использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты, отмечают «Новые Известия».
Второй испытательный запуск реального ракетоносителя был успешно произведен 27 сентября 2005 года. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.
Третий испытательный запуск был произведен 21 декабря 2005 года также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлен из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.
Четвертый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск МБР был произведен из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.
Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006 года, также закончился неудачно. После нескольких минут полета «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.
Шестой испытательный пуск ракеты был произведен 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привел к ее самоликвидации на 3–4-й минуте полета.
Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведен в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.
Очередной испытательный пуск предположительно должен был произойти в ноябре 2007 года. Однако испытания не состоялись, при этом никакой официальной информации о причинах их отмены оглашено не было. Восьмой пуск состоялся 18 сентября 2008 года. Анонимный источник в Министерстве обороны РФ, на который ссылается газета «Коммерсантъ», заявил, что пуск был успешным лишь частично. По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы».
Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвела успешный пуск «Булавы», программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью.
Десятый пуск произведен 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.
Одиннадцатый пуск: 15 июля 2009 года был проведен очередной (первый в 2009 году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полета. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учетом двух «частично успешных» пусков).
Сразу после этого Министерство обороны создало комиссию по расследованию причин самоликвидации.
По словам первого вице-президента Академии геополитических проблем доктора военных наук Константина Сивкова, неудачи «Булавы» начались еще во времена СССР: «Если эксперты говорят о дефекте рулевого агрегата, то, видимо, так оно и есть. Но, заметьте, „Булаву начали разрабатывать в середине 1980-х, а испытания начались в конце 1990-х и идут уже боле десяти лет. И идут неудачно«.
Сивков в беседе с GZT.RU назвал три основные причины, из-за которых проект испытывает трудности. Главная в том, что в России на данный момент утеряны научные школы. Сивков считает, что «трудовые династии», которые существовали в СССР, лучше справлялись с поставленными задачами, чем современные «универсальные менеджеры». В качестве примера он привел Сергея Кириенко, который, по словам эксперта, возглавляя Федеральное агентство по атомной энергии, «мало чего в этой отрасли понимает».
Следующая причина — в том, что ракету делала не та команда. По словам Сивкова, Московский институт теплотехники, который занимался «Булавой», традиционно разрабатывал межконтинентальные ракеты наземного базирования, такие как «Тополь-М». «А „Булава« как морская ракета имеет целый ряд особенностей, с которыми лучше знакомы другие специалисты, например в Конструкторском бюро имени Макеева»,— говорит специалист.
Еще одной причиной Сивков назвал разрушение фондов военно-промышленного комплекса. «Если точнее, отсутствует производство высокотехнологичных комплектующих. Не в лучшем состоянии находится и углеродная промышленность, благодаря которой производятся материалы, необходимые для ракет»,— заключил эксперт.
Неудачные пуски "Булавы" породили не только технические разбирательства, но и споры экспертов о том, стоит ли вообще продолжать испытания этой ракеты, в создание которой было вложено столько сил и средств, отмечает «Интерфакс». Например, бывший командующий Северным флотом, сенатор Вячеслав Попов заявил, что испытания "Булавы" должны быть продолжены. "В данной конкретной обстановке, с моей точки зрения, выход один и только один - продолжать работу с "Булавой", довести ее "до ума". По одной простой причине: сейчас у нас разрабатывается только одна ракета, и закрытие программы будет означать открытие новой программы. А это - огромная потеря времени и денег", - сказал адмирал Попов, возглавляющий комиссию Совета Федерации по национальной морской политике. Аналогичной точки зрения придерживается и главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук генерал-майор Владимир Дворкин. "Я считаю, что эти испытания следует, безусловно, продолжить", - сказал он. Дворкин считает "доведение этой ракеты до работоспособного состояния вполне возможным". Единственной возможной альтернативой он видит модернизацию атомных подводных лодок, на которых планируется устанавливать ракету "Булава", под ракету "Синева", что намного сложнее и дороже.
Между тем ряд источников утверждал, что "Булава", действительно, может быть заменена "Синевой". "Синева", принятая на вооружение в 2007 году, - самая вероятная альтернатива "Булаве". Если неудачи с "Булавой" не прекратятся, эта программа, скорее всего, будет приостановлена, и начнется перепроектирование строящихся ракетоносцев проекта "Борей" под "Синеву. Процедура эта обойдется дорого, но более приемлемого варианта в случае такого развития ситуации просто нет", - сообщил "Интерфаксу" в августе текущего года источник в ракетно-космической отрасли. Правда, начальник генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров довольно скоро парировал данное мнение, заявив, что подобная замена невозможна. "Синева" - это совершенно другой комплекс. Лодки делаются под "Булаву". Чтобы переставить на них "Синеву" надо фактически заново переделывать подводную лодку. Это дорогостоящий проект", - сказал. Как подчеркнул тогда Макаров, "мы все-таки считаем, что "Булава" полетит".
Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», считает, что у «Булавы» нет альтернативы. «В этот проект уже вложено множество финансов. При этом технически проект – хороший. Проблема в комплектации. При строительстве ракеты задействованы 600 поставщиков. И часто сбой дают некачественные присланные детали. Необходимо усилить контроль над компаниями коопераций, чтобы улучшить качество комплектующих. Отказываться от этого проекта неразумно, так как под него уже строится целая серия подводных лодок. Да и сама ракета перспективная: она сможет преодолевать перспективную противоракетную оборону, у нее активный короткий участок при старте (эта стадия полета наиболее опасна для ракеты), «Булава» летит по необычной траектории (ее трудно подбить). Думаю, после тщательной проверки испытания ракеты будут продолжены», — пояснил он изданию «Infox.ru».