Украина не будет вступать в таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Об этом сегодня, 27 февраля, заявила первый заместитель главы администрации президента Ирина Акимова.
"Поскольку таможенный союз прямо противоречит и будет очень сильно осложнять членство Украины во Всемирной торговой организации, на сегодняшний день, да и на завтрашний, этот вопрос стоять не может", - цитирует Акимову ИТАР-ТАСС.
В тоже время Акимова отметила, что Украина будет выстраивать свою таможенную политику таким образом, что бы способствовать по мере возможности вступлению других стран СНГ – не членов ВТО в таможенный союз России Казахстана и Беларуси, отмечает «Интерфакс-Украина».
Кроме того, первый замглавы администрации заметила, что разговор о якобы согласии Януковича на вступлении Украины в "таможенный союз трех" завела премьер министр Юлия Тимошенко.
"Виктор Федорович в своей инаугурационной речи, и во время предвыборной компании четко и ясно показал, что любые новые шаги в международной сотрудничестве с любыми странами могут строится только при условии не нарушения уже заключенных договоров", - подчеркнула Акимова.
16 февраля с.г. первый заместитель председателя фракции Партии регионов, председатель регламентного комитета ВР Александр Ефремов заявил, что Партия регионов (ПР) не исключает вхождение Украины в таможенный союз с РФ, Белоруссией и Казахстаном, напоминает «РБК-Украина».
"Нам необходимо изучить детально данное направление, и мы никогда не занимаемся демагогией в отличии от Тимошенко. Возможно, это и реально. Необходимо смотреть выгоды и потери для Украины от того или иного соглашения и на основании этого принимать решения", - сказал он, комментируя заявление депутата фракции НУ-НС Анатолия Гриценко.
Гриценко после встречи с премьер-министром Юлией Тимошенко заявил: "Премьер обеспокоена тем, что Янукович, по ее словам, якобы уже подписал соглашение о вхождении Украины в таможенный союз в обмен на 20-процентное понижение цены на газ".
В свою очередь Президент РФ Дмитрий Медведев на прошлой неделе поручил Федеральной таможенной службе (ФТС) проработать вопрос о подключении Украины к процессу формирования Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.
Ранее глава Федеральной таможенной службы РФ Андрей Бельянинов заявлял, что Россия готова работать с украинскими коллегами более интенсивно, чтобы в дальнейшем подключить Украину к Таможенному союзу, напоминает «РИАНовости Украина». Виктор Янукович, который в минувший четверг вступил в должность президента Украины, со своей стороны обещал, что с его приходом к власти будут предприниматься усилия для сближения с Россией по всем направлениям, в первую очередь по экономическим вопросам.
Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан еще в 2003 году намеревались создать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Процесс затянулся в связи с позицией Украины, которая выступала за создание зоны свободной торговли в рамках ЕЭП, но отказывалась входить в Таможенный союз и выступала против создания наднациональных органов этой организации. С приходом в 2005 году к власти президента Виктора Ющенко переговоры по ЕЭП были приостановлены.
Президенты России, Белоруссии и Казахстана на встрече в Алма-Ате 19 декабря договорились создать Единое экономическое пространство к 1 января 2012 года, а Таможенный союз трех стран заработал уже с 1 января 2010 года.
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что заявление администрации президента не случайно прозвучало накануне приезда Януковича в Москву, отмечает «GZT.RU». Эксперт не исключает, что Украина за вступление стремится получить определенные бонусы. «Скорее всего, они попросят снижения стоимости газа, именно за этим Янукович едет в Москву. Януковичу либо нужен кредит, либо обещание предоставления скидок по цене за газ со второго квартала», – предполагает Симонов.
«Техническая сложность заключается в том, что Украина, вступая в ВТО, связала себя определенными обязательствами по обеспечению доступа товара на свой рынок, в том числе, по уровню таможенных пошлин, которые она может держать», – поясняет Руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования «Пепеляев Групп» Галина Баландина. По мнению эксперта, это означает, что Украина несвободна в том, чтобы принять на себя какие-то дополнительные обязательства по таможенным пошлинам. «Но «несвободна» – это не значит, что здесь нет развязок. Варианты решения этих вопросов существуют, они предусмотрены и самим соглашением об учреждении ВТО», – обращает внимание Галина Баландина.
Вместе с тем, не следует сбрасывать со счетов тот факт, что Украина на протяжении последних нескольких лет сознательно отдалялась от любых интеграционных процессов с Россией. Так, в 2003 году шли переговоры по вступлению России в Единое экономическое пространство (ЕЭП). «Для Украины был особенно болезненным вопрос отказа от суверенных полномочий в части регулирования собственной внешней торговли, потому что Таможенный союз – это еще и передача национальных полномочий на уровень наднациональный», – напоминает Галина Баландина.
«Вступление Украины в единое экономическое пространство выгодно прежде всего Украине, которая получит гораздо больше преференций, чем Россия», – говорит Константин Симонов. Эксперт проводит аналогию с Белоруссией: если вспомнить споры по нефти, то станет очевидным, что «дружба» с этой страной обходится России недешево.
«Украина с ее экономическим потенциалом, с ее географическим положением (по сути, страна является «буфером» между Россией и Европой) – могла бы стать очень важным экономическим союзником для России», – полагает Галина Баландина. В то же время, пока это благо нельзя назвать «безусловным». «На самом деле у России и Украины достаточно жесткая конкуренция в ряде чувствительных отраслей, таких как металлургия, сельское хозяйство, кондитерская промышленность, и так далее. Поэтому, безусловно, странам придется договариваться, как жить в условиях ТС без постоянного стремления защищаться друг от друга», – говорит Баландина.
Элементы Таможенного союза уже на начальном этапе после его запуска с 1 января 2010 года в целом успешно функционируют. Такое мнение высказал 26 января на брифинге в Москве официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, сообщает «Weekjournal.ru». Он отметил, что в настоящее время обозначил себя "ряд проблем "переходного периода", связанных с применением Единого перечня товаров, к которым применяются ограничения на ввоз или вывоз государствами Таможенного союза в торговле с третьими странами". "Эти вопросы обусловлены включением в Единый перечень товаров, в отношении которых ранее не требовалось получения разрешительных документов. В настоящее время они решаются сторонами", - сообщил Нестеренко.
По его словам, Россия не видит препятствий для возможного присоединения к Таможенному союзу Украины. Согласно имеющемуся порядку вступления, новое государство сначала должно войти в ЕврАзЭС, а потом присоединиться к договорной базе Таможенного союза, сообщил Нестеренко. "Разумеется, для решения этого вопроса нужен консенсус государств-членов ЕврАзЭС на первом этапе и государств-участников Таможенного союза на втором", - подвёл итог представитель МИД.
О том, что Украина могла бы вступить в Таможенный союз хотя бы частично говорил бывший посол РФ на Украине Виктор Черномырдин. "Правительства России, Белоруссии и Казахстана выработали между тремя государствами специальный механизм вступления в союз. Если Украина не может его принять полностью, то пусть вступает настолько, насколько может", — сказал он.
Черномырдин отметил, что премьер РФ Владимир Путин не раз говорил, что для Украины дверь в Таможенный союз всегда открыта. "Но если на Украине совсем не хотят участвовать в союзе, то... надо так и сказать: не будем участвовать. Тем не менее, я думаю, союз этот будет в любом случае — с Украиной или без нее", — подчеркнул Черномырдин.
В то же время, по его мнению, на начальном этапе создание Таможенного союза невыгодно для России. "На первых порах от вступления в него больше всего будем терять именно мы. Но есть одно "но". В перспективе, когда раскрутятся эти таможенные схемы, всем участникам Таможенного союза будет выгодно (участие в нем)", — считает Черномырдин.
Он убежден, что нельзя при определении важности союза исключать "такой мощный рычаг, как транспортные перевозки".
Он привел конкретный пример, связанный с изготовлением на Украине самолетов ОКБ имени Антонова, 70% деталей для которых изготавливается на российских заводах. Однако эти детали еще до сборки должны пройти многократные испытания, для чего их необходимо доставлять на Украину и соответственно платить таможенные сборы.
"Украинские специалисты возят эти детали на испытания чуть ли не в портфелях. Хотя сейчас уже не те времена, чтобы такими делами заниматься. И бедолаги-заводчане придумывают разные маневры, как уйти от этих тройных таможенных оплат. Разве это правильно? Конечно, неправильно! Вот для этого и создают этот союз. Не хотят на Украине в этом участвовать? Это их проблемы", — добавил Черномырдин.
Что касается ВТО, то 9 июня прошлого года на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств в Москве премьеры России, Белоруссии и Казахстана подписали заявление о намерении вступить во Всемирную торговую организацию, в качестве единой таможенной территории, напоминает «Bigness.ru». Но по мнению некоторых экспертов создание единого экономического пространства способно затруднить вступление «тройки» в ВТО. Об этом говорят и представители организации.
Для членства во Всемирной торговой организации стране-кандидату необходимо обладать экономическим суверенитетом. Трудно сказать как с этой точки зрения будет рассматриваться государствами-членами ВТО тройственный таможенный союз. К тому же, аналитики не исключают, что после оформления Таможенного союза России придётся начать процедуру вступления в ВТО с самого начала.
Тем временем в Таможенном союзе продолжается работа над правовой базой. Так на днях комиссия Таможенного союза окончательно согласовала текст Таможенного кодекса, который должен вступить в законную силу летом этого года.
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов 26 февраля сообщил о том, что министерствам финансов России, Белоруссии и Казахстана поручено к лету 2010 года провести окончательные расчеты, для определения доли начисляемых национальных денежных средств по иностранным платежам. В конце прошлого года, 27 ноября в Минске главы трёх скрепили своими подписями документы, согласно которым, начиная с 1 января текущего года вводился единый таможенный тариф. В соответствии с этими же соглашениями, полномочия по его формированию передавались наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза.
Пока что договориться о том, как между тремя государствами будут распределиться таможенные платежи не удалось. Предложенная Россией пропорция 86,5 % себе, 8,5% - Казахстану и 5% - Белоруссии, не понравилась Минску. Белорусы попросили ещё 0,3%.
Пока вопрос о распределении таможенных платежей завис в воздухе, весь импорт из дальнего зарубежья учитываться будет по единому таможенному тарифу, а доля каждого государства будет определяться в соответствии с объемами импорта 2007-2008 годов.
Несмотря на вышеприведённые нюансы, с нынешнего года на территории пока что трёх постсоветских государств начинается формирование единого экономического пространства с общим ВВП в $1,35 трлн и со 160 млн потребителей.
По оценкам, высказанным президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, функционирование единого таможенного пространства позволит России, Белоруссии и Казахстану к 2015 году повысить ВВП на 15%, то есть прибыль России от создания единого экономического пространства составит $400 млрд, а Казахстан и Белоруссия получат по $16 млрд.